«Веда» означает «знание». Но отличительной особенностью ведического знания является его полнота и целостность, так как оно имеет божественное происхождение. Веды характеризуются словом апаурушея (ШБ 1.4.13; «Очерки ведической Литературы» (ОВЛ), 17-21). Это означает, что Веды составлены Личностью, которая находится на уровне, превышающем человеческий (пуруша). Веды безукоризненны, они выше двойственности материального мира. Основное назначение ведической литературы состоит в том, чтобы поведать науку духовного самоосознания, приведя тем самым человека к освобождению от страданий (ШБ 1.12.19).
Ведическая литература состоит из трех разделов:
1. карма-канда (составляет 96 % Вед) - описывает то, каким образом можно обрести
материальное счастье, богатство, благосостояние и т.д.;
2. гьяна-канда (3 %) - излагает философию познания;
3. упасана-канда (> 1 %) - описывает различные пути поклонения Богу.
Хотя высшее назначение Вед - достижение освобождения, о чем говорится в сравнительно небольшой их части (гьяна-канда и упасана-канда), Веды также дают полное знание о дхарме, артхе и каме, т.е. соответственно о религиозности, экономическом процветании и удовлетворении чувств. Причиной этого является подавляющее преобладание людей, стремящихся не к освобождению, а к тому, чтобы наслаждаться в этом мире. Веды позволяют этим людям поставить под определенный контроль свои чувства и таким образом постепенно развиваться в духовном отношении (ШБ 1.12.3-10; 1.12.29).
|
|
Веды представлены тремя категориями писаний (ШБ 1.4.19-24; ОВЛ, стр. 17; 61-72; 56-58; «Встреча с Господом Вселенной», стр. 93-103):
1. Шрути - то, что услышано (от Бога), включают в себя 4 Веды: Риг, Сама, Яджур и Ат-
харва;
2. Смрити - то, что запомнено (их называют также 5-ой Ведой), включают в себя: Пураны,
Итихасы, Веданги, Панчаратры;
3. Нъяя - ведическая логика, представлена «Веданта-сутрой» и комментариями к ней.
Сиддханта означает «заключение», «итог». «Бхагавад-гита» раскрывает ведическую сиддханту. Ее сущность отражена в стихе 18.66, в котором Кришна, Верховная Личность Бога, провозглашает: «Оставь все религии и просто вручи себя Мне. Я уничтожу все последствия твоих греховных поступков. Ничего не бойся!» (ОВЛ, стр. 59-61).
«Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата-Пурана», хотя и является одной из 18-ти Пуран, выделяется среди них тем, что она полностью свободна от кайтава-дхармы, обманной религии. «Шримад-Бхагаватам» с самого начала говорит непосредственно об Абсолютной Истине, источнике всего сущего - о Верховном Бхагаване - Кришне, Его приближенных и преданных, о пути бхакти. «Шримад-Бхагаватам» является прямым комментарием на «Веданта-сутру», глубоко раскрывающим ее смысл. Оба произведения записаны Шрилой Вьяса-девой (ШБ 1.2.2; 1.1.7; 1.3.41; УГЧ, стр. 273-275).
|
|
Существует шесть традиционных школ мысли, рассматривающих ведическую мудрость с разных философских точек зрения - шад-даршана (шад - шесть, даршана - взгляд, видение):
1. ньяя - философия логики и рассуждений;
2. вайшешика - анализ аспектов реальности;
3. санкхъя - нетеистический дуализм;
4. йога - самодисциплина ради самоосознания;
5. карма-мимамса - возвышение через исполнение своего долга;
6. веданта - заключение Ведического откровения.
Тема: ИСККОН как культура
«Понятие» культура в материалистическом обществе подразумевает эстетическое и интеллектуальное воспитание человека, при этом упускается самый важный аспект культуры -духовное развитие, что и отражается на общем состоянии общества и цивилизации (ПВС, стр.278-288; ШБ 2.9.36).
Таким образом, культура может быть в 3-х гунах. «Брахманическая культура», т.е. культура, пронизанная чувством долга, духом смирения, знания и служения Богу, представляет культуру в гуне добродетели.
Брахманическая культура предполагает определенные приоритеты и ценности, о которых заботится все общество (ШБ 7.2.11-12). Это:
а) почитание брахманов и вайшнавов;
б) забота о старших и младших членах общества, о женщинах;
в) защита коров (ШБ 1.8.5).
Это также культура, построенная на исполнении каждым своих предписанных обязанностей, соответствующих положению человека в системе варнашрама-дхармы. Это, в свою очередь, обеспечивает потребности (права) каждого. Брахманы, возглавляющие общество, в полной мере проявляют брахманические качества (ШБ 1.11гл.).
Вайшнава-дхарма, или духовная культура, выше влияния 3-х гун материальной природы, и даже выше добродетели (НП, стр.74-80). Это вечная деятельность души, являющейся вечной, исполненной знания и блаженства (ШБ 1.18.18-19; 1.2.8). Особенностью ее является то, что она привлекает всех, поскольку высшим проявлением духовной жизни является чистая любовь к Богу - према-бхакти, характерная для настроения обитателей Вриндавана (ШБ 1.8.21).
Хотя духовная культура находится вне гун, тем не менее, брахманическая культура является наиболее благоприятной средой для духовного развития (ШБ 1.2.20; 1.12.4; 1.12.18; 1.5.24; 1.9.26). Есть 3 уровня развития брахманов и высший из них - вайшнав («Апасампрадаи», стр. 13; УГЧ, стр.74; ШБ 1.2.2; ИВН, стр.696-697).
Слово «индуизм» определяет не какую-то конкретную культуру, а целый набор верований и культурных традиций («Очерки ведической литературы» Сатсварупа дас Госвами, стр. 89; «Путешествие вглубь себя», стр. 58-65; НС, стр.28-36).
Однако в современном понимании слово «индуизм» указывает на культуру, включающую в себя:
- науку о перевоплощении души;
- систему варн и ашрамов;
- поклонение Божествам;
- связь с Ведами.
Культура ИСККОН имеет определенную связь с индуизмом. Однако было бы неправильным сказать, что ИСККОН представляет собой индуизм. Рассмотрим с помощью таблицы, в чем проявляется сходство и различие культуры ИСККОН и индуизма (НС, стр. 45-56; 135-145; «Вайшнавизм: открытый форум» №1, стр. 55-67; 86-87; №2, стр. 9-15; 27-50)
Индуизм | ИСККОН | |
Принципы вар-нашрамы | являются центральными | являются вспомогательными |
Опора на Ведические писания | в основном на карма-канду, иногда на гъяна-канду с имперсональными интерпретациями, а также Пураны, Итихасы (эпосы Рамаяна, Махабхарата) | в первую очередь, упасана-канда: «Бхагавата-Пурана», Ги-топанишад («Бхагавад-гита»), Упанишады («Шри Ишопани-шад»), Панчаратры («Нектар преданности», вайшнавский этикет, самскары («Панчаратра-прадипа») |
Обычаи в одежде и атрибутике | ведический стиль одежды, могут быть разные тилаки, различные виды четок | ведический стиль одежды, вайш-навская тилака, шикха, вайшнав-ская джапа-мала и кантхи-мала |
Поклонение Божествам | В основном Божествам из пантеона полубогов или вовсе имперсональному брахману, а также шалаграму | исключительно Божеству Господа Кришны (в различных формах) и Шримати Радхарани, а также Туласи деви |
Центральный объект поклонения | либо объектов поклонения много, либо их нет вообще | Верховная Личность Бога |
Цель, на которую ориентируется культура | «цивилизованное» удовлетворение чувств (дхар-ма.артха, кама), иногда обретение освобождения (мокша) | 1) удовлетворение Господа 2) развитие привязанности и любви к Богу |
Таким образом, по своей принадлежности к ведической цивилизации в ее изначальном виде, исторически и в связи с местом, от которого он распространился по всему миру (Индия), ИСККОН связан с индуизмом. Однако при ближайшем рассмотрении той смеси культур и верований, которую представляет собой индуизм сейчас (см. таблицу), можно сделать вывод, что ИСККОН отличается от индуизма. ИСККОН представляет собой часть одной из 4-х вайшнавских сампрадай, а именно Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайи. Философия ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы Господа Чайтаньи, на которую опирается ИСККОН, а также
|
|
и весь гаудия-вайшнавизм, вобрала в себя все лучшее из всех 4-х сампрадай (от каждой по 2 постулата). Поэтому, если пытаться понять место ИСККОН в индуизме, то можно воспользоваться такой схемой, лишь немного отражающей суть: