Совместные российско-индийские культурные программы

В настоящее время программы такого рода становятся все более популярными в нашем обществе, поскольку знание и культура интересуют многих, в то время как культовой сторо­ны религии многие люди опасаются. Во время таких программ зрители начинают знакомить­ся с культурой (в ее отдельных проявлениях), а также с философией сознания Кришны, а за­тем они начинают задавать вопросы о религиозной стороне нашего движения. Обычно такие программы включают в себя философскую часть, когда объясняются основы каких-то тради­ций, праздников, и концертную часть с пением традиционных бхаджанов и адаптированных песен с эстрадным инструментальным сопровождением, индийские танцы, театрализованные представления и, конечно же, раздается вкусный прасад, приготовленный по ведическим ку­линарным рецептам. Замечательно, если с детьми пришедших гостей и преданных проводит­ся отдельная детская программа. На таких программах обязательно распространяются книги, а также сувениры и атрибутика. Обычно они проводятся либо совместно с культурным цен­тром при посольстве Индии, либо со студентами, приехавшими из Индии и т.д. Организация таких программ требует усилий многих преданных. На таких программах очень активно ве­дется работа по связям с общественностью, встрече гостей, проповеди студентам, ученым и т.д.

Создание и развитие индийской общины за пределами Индии Во многих странах, в том числе и в России, живут индийцы. В основном, это студенты, бизнесмены, работники посольства. Среди них есть также и преданные. Например, ин­дийская община в Москве насчитывает около 20 тысяч человек. Храм сознания Кришны

для них - единственное место посреди чужого города, где они могут почувствовать себя как дома, в той духовной и культурной среде, к которой они привыкли. Специально для них можно организовывать духовные^ программы, как на территории храма, так и за его пределами в арендуемых залах и на нама-хаттах. Обычно такая программа состоит из киртана, короткой лекции, обсуждения философии, ответов на вопросы и раздачи праса-да. В некотором смысле, индийцы являются «естественными» преданными, так как мно­гие из них в своем образе жизни сохраняют черты ведической культуры. Культивирование индийской общины, проповедь ее членам возрождения своего культурного наследия - это одна из тех программ, к которым Шрила Прабхупада относился с особым вниманием. Явившись на Землю 500 лет назад, Господь Чайтанья дал такое наставление: «Каждый, кто родился в Бхарата-варше, должен заниматься высшей благотворительной деятельно­стью, пара-упакара, т.е. распространением сознания Кришны». К сожалению, немногие индийцы приняли это наставление как свою миссию и посвятили этому свою жизнь. Од­нако, благодаря этому виду проповеди, многие индийцы могут активно включиться в движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Во многих местах, типа Южной Африки, Мав­рикия и других местах, где есть большие индийские общины, их культивирование являет­ся одной из основных проповеднических программ храмов.

По всему миру ИСККОН состоит из множества храмов и общин, которые в каком-то смысле представляют собой плацдармы для проповеди. Все остальные функции храма (менеджмент, строительство, ремонтные работы, поддержание чистоты и т.д.) предназначе-. ны только для того, чтобы те, кто находятся на передовой проповеди, могли ее продолжать и расширять. Существуют 2 основных направления проповеди: проповедь преданным (в том числе, и самим проповедникам) и внешняя проповедь, привлекающая людей к духовной практике. Если преданный живет и служит в брахмачари-ашраме храма, то его практическое служение должно быть связано с той или иной проповеднической программой. Чтобы оста­ваться брахмачари, преданный должен заниматься брахманической деятельностью, обучать­ся и проповедовать и не стремиться к излишествам в жизни. Обычно руководство храма ор­ганизовывает все таким образом, чтобы все брахмачари были обеспечены всем необходи­мым для поддержания и тела, и духовной жизни (теплый ночлег, прасад, одежда, общение, духовные программы, служение алтарю и т.д.). Например, брахмачари могут возглавлять ка­кую-то проповедническую программу, в которой задействованы также и преданные- грихастхи, либо проводят эту программу полностью своими силами. Но, в любом случае, брахмачари могут быть полностью поглощены проповедью при условии, что преданные, приходящие в храм, помогают храму с хозяйственной и финансовой стороны. Тогда брахма­чари свободны от головной боли, связанной с поддержанием храма, и могут все свои силы отдать проповеди.

Обычно, если в каком-либо месте нет храма, и преданные объединяются в единую общину вокруг нама-хатты (одной или нескольких), то они, могут сами организовывать любую из проповеднических программ, если у них есть энтузиазм и умение сотрудничать. Не самым лучшим методом организации какой-либо программы является такой образ действий, когда тот, кто придумал программу, просто административным способом назнача­ет исполнителей своего плана. Такая проповедническая программа не жизнеспособна, и ма­ловероятно, что преданные, участвующие в ней, будут вдохновлены проводить ее.

Как показывает практика, если искусственно ограничивать энтузиазм преданных, же­лающих начинать новые программы, и пытаться фанатично вписывать их рвение проповедо­вать в те рамки, которые уже есть (например - «у нас только программа «Пища жизни» или распространение книг»), то это обычно приводит к потере энтузиазма. Но для специфиче­ских форм проповеди все же требуется определенная материальная и духовная квалифика­ция. Поскольку проповедь, основанная только на голом энтузиазме, без знания и умений мо­жет привести к отрицательным последствиям, т.е. быть антипроповедью. Например, если

преданный распространяет книги с мыслями о доходе для себя или, желая насильственно об­ратить всех в «кришнаитов», угрожая при этом тем, кто не принимает такую «проповедь», то, в целом, это неприемлемо. Но, особенно, такой фанатик должен быть отстранен от про­поведи в правительственных кругах, прессе и на телевидении или на радио, среди ученых или студентов. Все эти категории людей обладают сильно развитым чувством собственного достоинства и имеют влияние в обществе, поэтому проповедь им требует как духовных зна­ний и осознаний, так и способности правильно общаться с такими людьми, знание их языка и манеры общения.

В том случае, когда в городе, например, есть несколько нама-хатт, они могут соревно­ваться между собой в распространении книг или прасада или совместными усилиями прово­дить фестивали, программы «Пища жизни» или «Проповедь студентам» и т.д. Если есть опытные семейные преданные, чье участие в проповеднической программе очень важно и это отнимает у них много времени, то община должна помочь им в поддержании семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: