Олигополия: кооперативное поведение

Альтернативой независимому поведению рыночных агентов служит соглашение фирм, относительно поддающихся контролю параметров рынка. Соглашения такого рода называются картельными.

Когда олигополистические фирмы идут друг другу навстречу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, они образуют картель. Установление единых цен картелей повышает выручку всех участников путем уменьшения объема производства и повышения цен на единицу изделия, а также путем создания искусственного дефицита товаров.

Картели возникли в XIX в. и существовали на законном основании до конца 30-х гг. ХХ в. В большинстве стран современного мира картельный сговор считается незаконным. Из современных легальных картелей известен ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти. ОПЕК конкурирует с другими странами, добывающими нефть (Россия, США и др.).

На любом олигополистическом рынке у фирм есть стимулы согласовывать объемы производства и политику ценообразования посредством ограничения объема выпуска и назначения одинаковых цен для увеличения совокупной прибыли отрасли и прибылей каждой из фирм.

Если картель включает все фирмы, действующие в отрасли, отрасль становится монополией, и фирмы получают монопольную прибыль. Но если картель уже сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное соглашение путем увеличения выпуска или понижения цены. В этом случае фирма-нарушитель получает дополнительную прибыль за счет увеличения оборота. Однако так могут рассуждать все участники картеля, что ведет к нарушению картельного соглашения. Для поддержания картельных соглашений в течение продолжительного времени требуются дополнительные усилия продавцов-участников соглашения.

Причины возникновения картелей – максимизация прибыли. В конкурентной отрасли каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для конкурентов (других фирм), хотя сокращение выпуска даже одной фирмы в отрасли выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены. Картельное соглашение учитывает эти последствия действий одной фирмы для увеличения прибыли всех участников. Поэтому картель как отрасль производит меньше объема, чем рынок совершенной конкуренции. Картель интернализирует внешние эффекты сокращения выпуска каждой фирмы для остальных фирм.

Следует отметить, что чем больше власть картеля (чем больше рост цен из-за картелизации), тем выше потери от картеля.

Итак, если в отрасли действует несколько крупных фирм, то их поведение оказывается стратегическим – фирмы принимают во внимание ожидаемую реакцию конкурента на свои действия. Возникает взаимная зависимость фирм друг от друга, которую сами фирмы хорошо осознают. Сотрудничество фирм-олигополистов приводит к возникновению в отрасли картеля, действующего либо как монополия (при объединении всех фирм отрасли), либо как доминирующая фирма (если картель объединяет только часть фирм). Условием стабильности картеля служит наказание – резкое снижение рыночной цены и прибыли фирмы-нарушителя по сравнению с дисконтированной стоимостью картельных поступлений.

Как известно, фирмам выгодно заключать картельные соглашения. Однако когда картель сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить соглашение путем увеличения квот выпуска или снижения цены (таким образом, фирма получит большую выгоду за счет увеличения потребителей). Если таким образом будут рассуждать все фирмы-участницы картеля, их соглашение перестает работать и, соответственно, картель распадается. Для избегания этого и поддержания стабильности существует рядмер.

Контроль не только ценовых показателей, но и других факторов деятельности фирм. В большинстве картелей контролю подлежат квота производства, ограничения покупки-продажи в отношении дилеров, расходы на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности.

Разделение рынка сбыта между фирмами-участницами картеля. В случае, когда каждому участнику соглашения выделяется собственная территория или класс потребителей, контроль за соблюдением соглашения облегчается, а последствия нарушения уменьшаются.

Особые условия соглашения могут ограничивать уровень цен и объема производства для каждого участника. Участники картеля договариваются, что, если рыночные цены установятся ниже определенного уровня, каждая фирма получает право на проведение собственной политики. При этом, фактически, картель распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.

Факторы, облегчающие сохранение картеля:

– способность картеля завышать цены и удерживать их длительное время на высоком уровне для всех входящих в картель фирм. Выполнение данного условия зависит от эластичности рыночного спроса и доли фирм-участниц картеля в отрасли. Соответственно, чем менее эластичен спрос, тем легче предпринять действия по увеличению цен и тем выше будет уровень картельной цены и совокупной выручки фирм. Если же картель контролирует незначительную долю рынка, повышение цены будет затруднено;

– низкая вероятность правительственных санкций. Чем ниже вероятность обнаружения соглашения антимонопольными органами, тем выше стимулы для объединения фирм в картель;

– низкие издержки по организации картеля. Издержки на образование картеля состоят, в основном, из переговорных издержек. Эти издержки зависят от числа фирм в отрасли (чем меньше, тем лучше), концентрации производителей (лучше, если крупные компании), однородности продукции (при высокой дифференциации фирмам труднее договориться, сложно вести контроль над исполнением соглашения), наличия в отрасли торговых ассоциаций.

Обязательным условием картельного соглашения является получение каждым его участником результата не меньшего, чем тот, на который он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. В противном случае картель не имеет смысла.

Поскольку прямые картельные соглашения между корпорациями в настоящее время запрещены, т.к. ведут к образованию чистой монополии, олигополисты идут на молчаливый, тайный сговор.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль.

Если участниками тайного сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия переходит в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну (см. рис. 9).

Объем продаж Qm определяется точкой Е1, где пересекаются MR = MC. Проекция этой точки на кривую D, в т. Е позволяет определить монопольную цену Рm и экономическая прибыль – это площадь прямоугольника РРmЕЕ1.

Рис. 9. График максимизации прибыли при тайном сговоре

Тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокая прибыль и цена привлекают в отрасль новых конкурентов.

Чем больше число участников, тем труднее им договориться. По мере расширения совокупного спроса рынка и его насыщения, ценовая дискриминация усиливается. Выигрывают производители, имеющие наименьшие издержки производства. Другие считают, что их обошли нечестным путем и начинают пользоваться грязными технологиями (мошенничество, обман, тайная продажа товара по льготным ценам и др.).

Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой олигополия как разновидность рыночной структуры?

2. Перечислите виды некооперативных моделей поведения фирм-олигополистов.

3. Дайте характеристику модели Курно.

4. Охарактеризуйте дуополию Бертрана.

5. Опишите взаимодействие фирм в модели Форхаймера.

6. Дайте характеристику модели Штакельберга.

7. Каковы модели кооперативного поведения фирм-олигопо-листов?

8. Охарактеризуйте условия функционирования картелей.

9. При каких условиях возможен тайный сговор?

10. Почему кооперативное поведение олигополистов приводит к высоким социальным издержкам?

Рекомендуемая литература

1. Кабраль Л.Н. Организация отраслевых рынков: учебник. – Минск: Новое Знание, 2003.

2. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Вехи экономической мысли / под ред. В.М. Гальперина // Теория фирмы. – СПб.: Эконом.шк., 2007. – Т. 2. – 321 с.

3. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учеб.пособие. – М.: Бослен, 2008. – 528 с.

4. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Юрайт, 2009. – 912 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: