Монополии. Последствия монопольной власти

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем – объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан.

Максимизация прибыли монополиста может осуществляться двумя способами:

1) метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);

2) метод сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

Монополия сосредотачивает в своих руках продукции, поэтому кривая спроса dd фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса всей отрасли, имеет отрицательный наклон (см. рис. 10).

TR = P*Q. (3)

Рис. 10. Изменение общего дохода при изменении цен и объема продаж

Общий доход (TR) при цене Р1 составляет прямоугольник OP1AQ1, а при цене Р2 – OP2BQ2. при уменьшении цены с Р1 до Р2 и при увеличении объема производства с Q1 до Q2 произошли следующие изменения: общий доход TR уменьшился на величину прямоугольника Р1Р2АА1 из-за снижения цен (убытки) и вырос за счет увеличения производства на Q1A1BQ2 (прибыль).

При изменении цены и объема выпуска что-то теряется и что-то приобретается.

Чтобы продать дополнительную единицу продукции, монополисту приходится снижать цены. А чтобы не допустить потери от снижения цен при увеличении объема продаж, монополист должен сравнивать общий доход от реализации продукции (n) единиц продукции с общим доходом от реализации (n + 1) единиц, т.е. следить за величиной предельного дохода.

В ходе увеличения реализации продукции он ориентируется не на линию спроса dd, как участник совершенной конкуренции, а на линию предельного дохода.

Так как фирма устанавливает одну цену для всех единиц товара, то средний доход AR = P. Линия спроса dd и линия AR совпадают и имеют отрицательный наклон. MR<P и MR<AR,

поэтому линия MR лежит ниже их.

Рис. 11. Спрос, цена, средний и предельный доход в условиях монополии

То есть для увеличения продажи на одну единицу необходимо понизить цену реализуемого товара.

AR = TR/Q. (4)

MR = TRn – TRn-1.(5)

Каждая дополнительная единица реализованной продукции добавляет к валовому доходу предельный, а к валовым издержкам – предельные издержки. Фирма будет снижать цену на продукцию до тех пор, пока предельный доход (MR) не сравняется с предельными издержками (МС), т.е. в их точке пересечения объем производства достигнет оптимальной величины, а прибыль будет максимальной. Если разница между MR и МС положительна, т.е. больше нуля, то есть возможности для увеличения объемов производства. Если же разница отрицательна, то производство дополнительной единицы продукции убыточно. Отсюда следует равновесие монополиста:

MR = MC<AC<P. (6)

В условиях монополии предельный доход и предельные издержки меньше цены, также величины эти меньше минимума общих средних издержек.

Рис. 12. Спрос, цена, предельный и совокупный доход в условиях

чистой монополии:

Ed> 1 – эластичная цена; Ed = 1 – единичная эластичность;

Ed< 1 – неэластичная цена

Изменение валового дохода фирмы (TR) зависит от эластичности спроса по цене Ed. Для фирмы монополиста эластичность спроса по цене Ed – это увеличение объема спроса (Q) на товар при уменьшении его цены (Р) (рис. 12).

Если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение TR, если не эластичен – уменьшение TR. Верхняя часть линии отражает эластичный спрос, а нижняя – неэластичный. Поэтому линия TR имеет «холмообразную форму». Рационально мыслящий монополист старается избегать участка неэластичного спроса.

В условиях чистой монополии равновесие фирм устанавливается на пересечении кривых MR и MC, но не в т. Е, при объеме выпуска Qm (рис. 13). При чистой монополии в отличие от чистой конкуренции MC = MR ≠ P0. Цена Pm для объема производства Qm определяется спросом в т. Е. В условиях чистой монополии выпуск продукции меньше, чем при совершенной конкуренции (Qm<Q0).

Рис. 13. Равновесие в условиях чистой монополии

Покупатели платят фирме-монополисту больше, чем необходимо для производства дополнительнойединицы товара на величину Е1Е. Величина излишек производителя-монополиста высока, а потребители несут убытки. Площадь Δ ЕЕ1Е0 – это величина убытков от монопольной власти или так называемая величина «мертвого груза» монополии – треугольник Харбергера.

Обычно считают, что монопольные цены самые высокие. Они, как правило, выше конкурентных, т.к. монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не на единицу продукции. При этом рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Последствия монопольной власти на отраслевом рынке:

1) цена монопольного рынка выше, чем при совершенной конкуренции;

2) более высокая цена позволяет монополисту получать прибыль даже при не самом экономном расходовании ресурсов, т.е. монополизм может сдерживать развитие производительных сил.

К последствиям монополии относятся также Х-неэффективность и Х-эффективность.

Х-неэффективность показывает, что издержки монополии могут быть выше издержек, присущих более конкурентным отраслям.

Х-неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки для любого объема производства больше минимально возможных издержек. Цели менеджеров, например, рост фирмы, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение работой некомпетентных родственников и друзей, могут противоречить задаче минимизации издержек. Х-неэффекти-вность может также возникнуть на фирме, где недостаточно простимулированы работники или применяются упрощенные эмпирические методы принятия решений без учета расчетов издержек и доходов.

Являются ли монополистические фирмы более чувствительными к Х-неэффективности, чем конкурирующие производители? Вероятно, действительно более чувствительны. Теоретически фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными. Монополисты и олигополисты, напротив, защищены от конкурентных сил, что способствует возникновению Х-неэффективности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что Х-неэффек-тивность тем больше, чем меньше уровень конкуренции. Например, согласно обоснованным оценкам, Х-неэффективность может составлять 5 % или более издержек монополистов, но только 3 % издержек «средней» олигополистической отрасли, в которой четыре крупнейшие фирмы производят 60 % общего объема продукции.

Х-эффективность имеет место, когда издержки в условиях монополии ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Такое происходит в отраслях, где монополизация позволяет фирме использовать преимущества экономии на масштабах, двигаясь вдоль кривой понижающихся средних издержек. Объем выпуска монополиста хотя и сокращается по сравнению с выпуском отрасли в целом, но остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Кроме того, инновационная деятельность монополиста может быть выше, чем у конкурента, что также способствует понижению издержек отрасли. В данных случаях экономика только выигрывает от монополизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: