Занятие. Учимся быть внимательными

Учитель: Внимание, ребята, посмотрите все на меня: (Смотрит на реакцию детей.)

- Знаете, что я сейчас заметила? Когда я сказала слово "внимание", не все меня
услышали... И еще - одни быстро выполнили мое задание, а другие - медленнее. Вам часто
учителя говорят это слово, а как вы его понимаете, что значит "внимание", "быть внимательным".

(Ответы детей.)

Учитель: Итак, вы многое сказали правильно: быть внимательным - это значит не отвлекаться на посторонний шум, звуки, слушать кого - то, смотреть на него, не разговаривать в это время с другими.

Тиша: А интересно, что было бы, если у всех пропало внимание?

Учитель: Давайте-ка представим, что было бы с учениками в школе, что было бы с вами на улице, дома, если бы у вас вдруг не стало внимания?

(Ответы детей.)

- Да, внимание нужно всем и всегда: и в школе, и на улице, и дома. А кто помнит стихотворение, в котором рассказывается про очень невнимательного человека?

(Вспоминают и читают стихотворение С.Я.Маршака "Рассеянный с улицы Бассейной")

С. Я. МАРШАК

ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ

Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки-Оказалось, это брюки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Надевать он стал пальто-Говорят ему: не то. Стал натягивать гамаши-Говорят ему: не ваши. Вот какой расеянный С улицы Бассейной! Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери открывая, Вожатому сказал: - Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Вожатый удивился-

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет

Накутать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,

Сел в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы.

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном...

- Да, с рассеянными, невнимательными людьми могут происходить смешные, и даже неприятные и грустные случаи. А если ученик невнимателен, не слушает то, что говорит учитель, отвлекается, то и учиться он будет плохо. Надеюсь, что все вы при словах учителя: "Дети, внимание!" - перестаньте заниматься своими делами и будете его слушать. Внимание можно тренировать и тогда оно станет еще лучше. Давайте проверим, как внимательны вы были сегодня:

- В чем сегодня мама была утром, перед вашим уходом в школу?

- Какого цвета портфель (сумка) у вашего соседа по парте?

- Что вы сегодня заметили у входа в школу?

- Какая погода была, когда вы шли в школу?

(После игры подводятся итоги и дается домашнее задание:

- Когда будете идти из школы домой и из дома в школу, внимательно посмотрите на
дорогу вначале налево, затем направо, прежде чем переходить улицу, также обратите
внимание на погоду.

- Дома, когда будете разговаривать со старшими, братом, сестрой - старайтесь
внимательно их выслушать: не убегайте, не отворачивайтесь, выслушайте до конца.)

Прощание.

4 ЗАНЯТИЕ. Я и время

Дети садятся вокруг стола и видят на нем коробку (Из коробки вынимают разделенный на три части рисунок "Реки Времени". Дети высказывают свои предположения о том, что это такое).

Тиша: Я. кажется, начинаю догадываться, Когда я был маленький, я слышал о всемогущем Повелителе Времени, который владеет всем временем на свете. По-моему, эта карта попала к нам из его Мира Времени.

Учитель: Ребята, в коробке лежат еще вот это три листа бумаги. На них что-то нарисовано и написано.


(Дети рассматривают части картинки. Кто-то из них (или Тиша) догадывается, что что части одной картинки и их надо сложить так, чтобы получилось одно целое.

Дети складывают картинку и склеивают (желательно прозрачной липкой лентой, т.к. па обороте есть надпись "Река Времени").

Тиша: Я заметил, что с обратной стороны что-то написано. Только жаль, что я еще не умею читать. Может кто-то из вас прочитает надпись? (Кто-то из детей пытается прочитать: "Река Времени".)

Тиша: Я что-то не пойму, реки не бывают разноцветные, а эта Река Времени окрашена в голубой, белый и розовый цвета.

Учитель: Но ведь это не обыкновенная река, а Река Времени. Может быть разгадать эту загадку нам помогут надписи?

- Кто сможет прочитать слово, которое написано и средней части реки?
(Кто-то из детей читает: "Настоящее".)

- Значит, средняя белая часть реки означает то, что сейчас, т.е. настоящее.

- Что еще сейчас происходит?

- Я сейчас говорю.

- Вы сейчас сидите и слушаете меня.

- Оля сейчас поправляет свой бантик.

- Какое сейчас время года? (Осень.)

- А что будет после осени? (Зима.)

- Значит голубой цвет реки - это будущее (Читают надпись на голубой части -
"Будущее".)

-Что еще будет?

- Будет завтра.

-Вы пойдете домой. Вы станете взрослыми и т.д. Учитель: А что было перед осенью? (Лето.)

- Значит розовый цвет - это прошлое, то что прошло, то что было.

- Что было?

- Было утро.

- Вы были маленькими.

- Вы ездили в гости к бабушке в деревню.
и т.д.

Читаем подпись: "Прошлое".

Давайте вспомним, что вы делали, что с вами произошло вчера.

Учитель: Мы с вами разгадали эту трудную загадку, а теперь я хочу вам задать несколько вопросов.

- Какого цвета будет: "Я ем конфетку"? (Белого - настоящее.)

- Я вчера была в кинотеатре (Розового - прошлое.)

- Скоро будет новый год (Голубого - будущее.)
и т.д.

Тиша: Я тоже хочу задать вам задание. Возьмите каждый по три полоски бумаги: розовую белую и голубую. Когда я скажу какое-нибудь предложение, вы должны определить, какого оно цвета и поднять соответствующую полоску. Но будьте внимательны.

(Тиша произносит различные предложения, среди которых встречаются и неправильные конструкции - "нелепицы", например, такого рода:

- Вчера я пойду к Сереже на день рождения.

- Завтра я был в цирке.)

Учитель: С настоящим, прошлым и будущим временами мы разобрались, даже Тиша не мог нас запутать.

Тиша: Ребята, я нашел какие-то два листочка, но не могу понять, откуда они и кто их потерял. Может, это страницы книги?

(Дети рассматривают листки календаря и высказывают свои предположения.)

-Первый лист календаря из прошлого - 1 сентября 2004 года.

-Второй лист - из настоящего (Сегодняшний день.)

-Давайте теперь подробнее поговорим о листке календаря, на котором написано «1 сентября». В какое место Реки Времени мы поместим его?

-Вспомните, что было в этот день. Пусть каждый по очереди будет брать в руки этот листок календаря и рассказывать о том, что ему запомнилось.

(Дети передают этот листок друг другу и вспоминают день, когда они впервые пошли в школу и стали учениками, делятся своими впечатлениями)

Учитель: Хорошо, я хотела бы, чтобы этот праздничный день вы запомнили на всю жизнь.

- У нас остается еще один листок. Что мы можем о нем рассказать? (Он из настоящего,
из сегодня.
)

-А что у нас сегодня? (... число,... месяц.... день недели,... год.)

- Что можно еще сказать о сегодняшнем дне? Чего нет в календаре?
(Дети: времени года, части суток.)

Тиша: Мне интересно, ребята, что вы делаете дома утром?

- А что делаете вечером? (Ответы детей.)

- Скажите мне ребята, кто из вас утром встает быстро? Кто делает зарядку? А кто
заправляет свою постель? А кто умывается и чистит зубы без напоминания? А кто вечером
сразу, когда взрослые скажут, ложится в постель? Кто перед сном умывается, чистит зубы?

-Я думаю, что скоро все- все ребята будут так делать и без напоминания!

- Дети, как вы думаете, один день длится долго? (Ответ детей.)

- Да, если вы заняты чем-то интересным, то время летит незаметно, а если делать нечего,
если вам скучно, день длится долго.

Что вам обычно интересно делать? Какое у вас любимое занятие (рассказы детей). Прощание.

5 ЗАНЯТИЕ. Я и время (продолжение)

В самом начале занятия вдруг раздается «волшебная» музыка.

Дети подходят к магнитофону и видят, что рядом лежит небольшой пакет, перевязанный шпагатом, с печатями (из пластилина), с адресом школы. Н а месте обратного адреса написано "Прошлое".

Учитель: Интересно, кто мог нам прислать эту посылку?

- И что в ней находится?

- Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения, читая надписи на пакете и по очереди ощупывая его

Тиша: Раз посылка из прошлого, а оно связано с Миром Времени, то, может, ее прислал нам Повелитель Времени?

-Давайте откроем пакет.

Учитель открывает пакет и достает фотографии детей класса, их пап и мам, бабушек и дедушек, а также свою и учителя в детском возрасте, (учитель заранее договаривается с родителями о том, чтобы они принесли фотографии в школу в тайне от детей, желательно чтобы каждая фотография была с обратной стороны подписана), затем по одной показывает детям, они должны узнать себя, своих близких на фотографиях, тогда учитель отдает им их. Если кто-то затрудняется - на помощь приходит Тиша.

Каждый ребенок немного рассказывает о себе, каким он был, когда его фотографировали.

Они вслух рассказывают о том. что помнят. Дети доходят до того года, о котором они не могут ничего сказать, не помнят себя. Тогда учитель задает вопрос:

- Как узнать, какие вы были, что с вами происходило, когда вы были маленькими?

Дети приходят к мысли, что можно спросить у родителей. Учитель дает домашнее задание - узнать у родителей, близких о себе в детстве, и можно продолжить дома раскрашивание шариков.

Вопросы для родителей:

- Когда и какие первые слова сказал ваш ребенок?

- Что нравилось и что не нравилось вашему ребенку в раннем детстве?

- Чем он любил заниматься?

- Как называли его когда он был маленький?

- Кто родился раньше; вы или наши родители? Чье детство было раньше: ваше или
ваших мам. бабушек?

- Давайте разложим ни фотографии на Реке Времени по порядку: фотография того, кто
родился раньше, будет расположена дальше от настоящего.

Учитель показывает детям Реку Времени но только упрощенную и видоизмененную, и лети с помощью учителя раскладывают все фотографии на Реке Времени.

Тиша: У меня, к сожалению, нет фотографии, но есть портрет, на портрете мне всего один год.

- Куда вы поместите мой портрет на реке?
Учитель: Тиша. а сейчас сколько тебе лет?

Гита: О, я уже совсем взрослый, мне почти четыре года!

Учитель: Дети, кто младше - вы или Тиша, где место портрету Тиши? После ваших фотографий или до них?

Дети рассуждают по этому поводу и приходят к выводу, что портрет Тиши на Реке Времени надо расположить перед их фотографиями.

Учитель: Да. Тиша. у тебя прошлое еще совсем маленькое, и у вас, ребята, оно не такое уже большое, как у ваших мам и пап. а особенно у бабушек и дедушек, но зато у нас впереди огромное будущее, в котором вас ожидает много хорошего и удивительного.

- Ребята, а вы знаете, что такое возраст? (Дети обсуждают.)

- Да, слово "возраст" означает, сколько человеку лет. Жизнь человека делится на
периоды (детство, юность, взрослость, старость) и слово «возраст» также означает, в каком
периоде жизни он сейчас находится. Сравнивая возраст людей можно определить, кто
моложе, кто старше. Вот например, ты Витя (Маша...) скажи, кто из пас старше, ты или
Тиша? (Ответ ребенка.)

-Сейчас я буду называть едока, а вы определите, какие из них относятся к возрасту

и хлопните в ладоши:

старый, красивый, больной, молодой, добрый, пожилой, маленький...

- А теперь скажите, в чем отличия пожилою человека от молодого.
(Ответы детей.)

- Вы назвали много признаков. По среди них самый главный - по количество прожитых
лет. Ведь и молодой человек может болеть, сутулиться, если он не заботится о своем
здоровье. Л пожилой человек не обязательно бывает сгорбленный, больной, слабый, седой.

Прощание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: