Часть 2. Общая характеристика психического здоровья и психологической культуры младших школьников

Предлагаем вам общие рекомендации по проведению занятий, а также - разработки сценариев занятий для учащихся 1-4 классов, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья учащихся.

Занятия могут быть основой для проведения классных часов, других мероприятий, материалы также могут быть фрагментарно включены в учебные предметы. Особенности предлагаемых циклов занятий заключаются в следующем:

1. Занятия помогают плавно пройти кризис шести-семи лет, успешно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

2. Занятия позволяют обеспечить состояние внутреннего благополучия, комфорта и защищенности, что обусловлено как их содержанием, так и принятыми в группе правилами взаимодействия и личностно-центрированным стилем общения педагога.

3. Занятия с детьми построены на сюжетной основе. От занятия к занятию прослеживается сюжетная линия, дети вовлечены в деятельность, которая является целесообразной и мотивированной, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу. Для развития сюжетности и обеспечения персонификации преподаваемого материала введены постоянный действующий персонаж - ежик Тиша (мягкая игрушка) и сказочный персонаж, от имени которого дети получают задания, информацию, оценки - Держатель Знаний. Этот мифический персонаж является своеобразным символом мудрого человека. Каждая встреча с детьми начинается и заканчивается принятыми в группе ритуалами, которые описаны в конце пособия.

4. Особенностью программы является ее построение на основе принципа событийности. Усвоение психологических, этических и др. знаний на основе собственного опыта, через проживание конкретных событий позволяет придать им личностный смысл, облегчает их дальнейшее применение в жизни. Событийность означает не только включение изучаемого материала в событийный контекст, но и живой отклик на реальные события, происходящие в жизни детей.

5. Использование форм и методов работы с детьми определяется тем, что содержание обращено к компонентам психического здоровья (благополучия) учащихся. Поэтому наряду с формами и методами, принятыми в педагогике, нами были использованы адаптированные психологические методы:

- групповая дискуссия, беседа;

- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;

- создание и анализ проблемных ситуаций;

- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;

- игры (деловые, имитационные, драматизации);

- тестирование и другие диагностические процедуры;

- элементы социально-психологического тренинга.
Общие рекомендации по проведению занятий:

- Регулярно в начале и в конце логически завершенного отрезка времени (темы) или в конце занятия следует проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление создалось у детей от занятия, обсудить, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось, спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д.

- Гибко реагировать на вопросы детей, быть готовым беседовать о том, что в настоящий момент их больше всего интересует и относится к изучаемому предмету. В то же время, отвечая на вопросы детей, создавать «зону неотчетливых знаний», побуждающую к новым вопросам. Оставлять иногда нерешенный вопрос в конце занятия, который требует дальнейших размышлений, побуждая детей к самостоятельной познавательной деятельности, оставляя некоторое интеллектуальное напряжение.

Рефлексия процесса и результата выполнения деятельности предполагает регулярную постановку вопросов и ответы на них:

- Зачем это нужно знать, уметь?

Какая мне нужна помощь? - Что помогло выполнению задания? - Как выполнял задание, какие правила, способы использовал? - Что получилось, что не получилось? - Оцени, насколько успешно было выполнено задание? - Чему научились на уроке? - Что я сегодня узнал нового о...? Личностная рефлексия достигается в процессе обсуждения вопросов:

- Расскажи, что с тобой происходит?

- Какое чувство у тебя вызвало...?

- Какие мысли у тебя вызвало...?

- Как ты относишься к...?

- Как ты считаешь, почему (зачем) ты (он) это сделал (так поступил)?

- Что ты сделал так, как хотелось, и у тебя это хорошо получилось?

- Что ты сделал не так, как хотел, и мог бы это сделать лучше?

- Правильно ли ты поступил?

- Включать игру в учение и учение в игру: особенно важно это на первом этапе обучения.
Это предполагает вхождение педагога в игровую позицию, готовность взять на себя игровые
роли, владение режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенность и

непосредственность.

- Очень важно фиксировать пройденный материал и личный опыт в специальных альбомах. использовать пиктограммы, рисунки, поделки, записи для отображения впечатлений, результатов работы, которые служат средством самовыражения и средством запоминания материала.

- Желательно широко использовать, групповые формы работы. Важно обсудить с детьми и выполнять следующие правила групповой работы на уроках:

- внимательно выслушивать мнение друг друга;

- каждый имеет право высказать свое отношение, мнение;

- в группе можно по очереди выполнять разные роли: организатора, генератора идей,
критика, спикера и др.;

- каждый высказывается по собственному желанию, принуждение в выполнении заданий
недопустимо.

Педагог {психолог) при этом выступает в роли тренера, что потребует от него соответствующей квалификации и навыков. Педагог (психолог) благодаря своему внимательному и заинтересованному отношению к развитию индивидуальности ребенка, принятию его и заботе о его психическом благополучии обеспечивает благоприятный психологический климат в группе (и в классе), условия самораскрытия, саморазвития, познавательной активности детей. При этом акцент ставится не на поддержании дисциплины, а на создании творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы, ответственности группы за выполнение заданий.

- На занятиях моделируются такие ситуации, где можно пережить какую-либо жизненную

коллизию, а затем поделиться своими впечатлениями, переживаниями и найти оптимальный выход. "Участником" таких ситуаций часто является известный или придуманный персонаж (в нашем случае - ежик Тиша). Если учителю трудно демонстрировать свои артистические способности, имитируя диалог с Тишей, можно использовать такой прием: послушать, что говорит Тиша, и пересказать это своими словами ("Мне Тиша сказал... "). Тиша и другие игрушки, предметы «включаются» в выполнение заданий, тренинговых упражнений, проективных методик («Расскажи историю от имени выбранного предмета...»).

- Опора на личный опыт сочетается с созданием проблемных ситуаций. Помимо заданий, связанных с анализом своего жизненного опыта («Вспомнить или спросить близких, кто из близкого окружения дожил до 90-100 лет»), создаются ситуации или задаются гипотетические вопросы типа: "Что будет, если... (многие люди смогут жить до 100-120 лет?)"

- Иногда возникают непредвиденные ситуации, которые требуют точного и быстрого реагирования. Например, на одном занятии при прощании мальчик раздраженно ударил Тишу. Следующее занятие учитель начал с того, что обратил внимание на отсутствие Тиши. Дети строили предположения о причине отсутствия, и тут кто-то вспомнил, что на последнем занятии его "обидели". Далее разговор пошел в следующем русле: почему Тиша обиделся, почему мальчик так поступил, какое отношение у детей к поступку мальчика, что нужно сделать, чтобы Тиша вернулся, как нужно проявлять внимание, симпатию друг к другу и т. д.

- Педагог обучает навыкам элементарного психологического и этического анализа ситуаций на примере описания ситуаций, анализа текстов. Работа с художественным текстом (рассказ, сказка, сценка, стихотворение) строится таким образом, чтобы он максимально оказывал свое воспитательное воздействие. Несомненно, первое условие этого - владение художественным словом, выразительное и эмоциональное чтение педагогом художественного произведения.

После первичного восприятия ребенком произведения задаются следующие вопросы:

- О чем говорится в рассказе (сказке), о чем он?

- Что вам особенно понравилось и запомнилось?

- Какую картину, эпизод, образ вы представили себе особенно ярко?

- Когда вам было особенно грустно (страшно, неприятно), когда было особенно смешно
(весело, приятно) и почему?

-Как можно назвать произведение? Почему так называется произведение?

Затем в ходе обсуждения могут быть заданы следующие или подобные им вопросы:

- Кто из героев понравился? Чем он понравился?

- Какие поступки героя вам понравились (не понравились) и почему?

- Как вы думаете, о чем думал герой, что он чувствовал в тот или иной момент?

- Почему так поступил герой?
-Если бы ты был героем, то что бы ты сделал?
Желательно использовать иллюстрации при чтении текстов. В некоторых случаях

истории, сказки инсценируются.

- Мы полагаем, что работа в младших классах должна быть нацелена на воспитания устойчивых форм поведения и мотивации, характеризующих положительное отношение к себе и к людям, деятельности, вещам и предметам.

Методика работы по воспитанию желаемых качеств основывается на выделении следующих этапов руководства процессом становления черт характера:

1. Создать исходную проблемную ситуацию.

2. Дать представление о правиле поведения, качестве, его проявлениях, задать образцы
и способы желаемого поведения.

3. Обеспечить возникновение эмоционально-положительного отношения к
выполнению правила, эталона, образца, внутреннего побуждения овладеть желаемым
повелением.

4. Обучить планированию своих действий, организовать поведение согласно
усвоенным правилам, эталонам, давать поручения и проверять их выполнение, подкреплять
успех.

5. Организовать систематические упражнения в желаемых действиях при наличии
соответствующей мотивации.

6. Обеспечить переход устойчивой смыслообразующей мотивации и желаемого способа
поведения, ставшего привычным, в черту характера.

-'Очень важно придерживаться следующих правил оценивания детей:

- оценивать стоит действие, поступок ребенка, а не личность, нельзя давать обобщенных
характеристик-ярлыков, стараться обходиться без категоричных высказываний типа
"всегда", "никогда" и т. д.;

- последовательность оценивания строить по правилу: "плюс-минус-плюс", т.е. в начале
и в конце высказывания говорить о положительном, а в середине - замечания;

- давать конструктивную оценку, показывать положительные перспективы;

- оценивание строить как "Я-сообщения" ("Я считаю...". "Мне правится...");

- в оценивании должен быть выражен эмоционально- отношенческий компонент с
развернутыми словесными высказываниями, при этом отметки в баллах недопустимы;

- при оценивании достижения ребенка сравнивать с предшествующими результатами
деятельности этого же ребенка, а не других детей;

- способствовать переходу от оценок учителя к взаимооценкам детей и самооценке.

Важно поддерживать (развернутое оценивание, выражение положительного отношения) даже небольшой успех учащегося, его усилия, прилагаемые для получения результата.

- Учащимся чаще, чем во втором классе, даются домашние задания, заключающиеся не
только в подборе примеров, иллюстраций, просмотре фильмов, но и в чтении
художественных произведений, выполнении записей в альбоме, небольших поручений и
т.д. Это зачастую предполагает участие членов семьи в выполнении детьми домашних
заданий. Такое приобщение семьи дает дополнительный воспитательный эффект,
обратная связь с родителями осуществляется в индивидуальных беседах, на родительских
собраниях. Тем самым создается эффект сопричастности, заинтересованности родителей в
работе школы, родители дополнительно закрепляют, стимулируют успехи ребенка.
Например, на заключительное занятие приглашаются родители, они мoгут вручить детям
интересные книги, сувениры в подарок.

- Предполагается привлечение родителей, семьи к выполнению заданий (например,
подобрать фотографии, просмотреть фильм с последующим обсуждением, домашнее
чтение), проведению занятий. Желательно их присутствие на занятиях (по предварительной
договоренности) и участие в некоторых занятиях по замыслу педагога. Также предполагается
обратная связь с родителями по поводу тех заданий, которые были даны на дом, в том числе,
по отработке навыков (организация режима дня, умывания и закаливания, осанки при письме
и чтении и т. д.).

О заданиях родители зачастую предупреждаются заранее, что позволяет повысить их воспитательный эффект, культуру общения в семье. Примеры практических домашних заданий:

- утром и вечером приветствовать членов семьи ("Доброе утро!", "Спокойной ночи!",
обнять, поцеловать, т.е. так, как принято в семье),

- вечером перед сном дать "пищу" своему мозгу - почитать. За ночь мозг освоит эту
информацию,

- проявить заботу о членах семьи (приготовить чай по рецепту и угостить им семью, «по секрету» почистить обувь всем членам семьи, помыть всю посуду, вымыть раковину – пусть удивится мама и т.д.).

В течение всего года следует возвращаться и анализировать с детьми, какие задания и как они выполняют. Целесообразно включать в последующие занятия или давать в качестве домашних заданий через 1-3 месяца после прохождения тем сочинения-размышления "Размышляю сам" на темы:

- "Как я готовлю домашние задания",

- "Мои помощники в любом деле: желания, мысли, внимание, старание, контроль. Как они мне помогают?"

- "Какой главный вопрос я задаю себе при выборе поступка?"

- "За что мне говорят спасибо?"

- "Что доброе и кому я сделал? В чем трудность творить добро?"

- "Какие добрые дела я планирую сделать?".

В третьем классе отчетливо прослеживается тенденция перехода к самовоспитанию,
саморазвитию личности. В условиях групповой работы, заслушивания отчетов, сообщений, анализа своих поступков, поручений дети постепенно учатся переходить к самоанализу, рефлексии, самостоятельному планированию, самоконтролю, самоотчету и т. д. Волшебная сила "Сам" постепенно становится все более действенной в организации взаимодействия педагога с детьми. Ребенку дается возможность самому осознать, что можно, а что - нельзя, что хорошо, а что - плохо и самому сделать свой выбор.

Вопрос о возрасте, в котором начинается систематическое самовоспитание, сложный и не окончательно решенный. Самовоспитание не возникает спонтанно у подростков, если не научить школьника себя воспитывать. Начало работы по самовоспитанию личности под руководством педагога должно начинаться, по-нашему мнению, уже в конце младшего школьного возраста. Очень важна на первом этапе помощь педагога в адекватном оценивании себя. Здесь уместны развернутые индивидуальные оценки- характеристики качеств, присущих каждому учащемуся (хотя бы по несколько характерных качеств). Учащиеся ценят и учитывают мнение учителя, особенно им нравятся письменные обращения педагога.

Программируя, планируя свое ближайшее будущее на уроках, дети создают ближайшую
зону саморазвития себя как личности, что мы считаем принципиально важным моментом в процессе воспитания и самовоспитания. При этом большое внимание уделяется созданию педагогом установки на успех. Мы рекомендуем использовать в ходе работы над собой записи педагога, фиксирующие успехи и пожелания на будущее. Например: " Дима, ты сегодня одет аккуратно, обувь у тебя чистая, я заметила, что ты носишь с собой носовой платок. Мне понравилось, что ты пропустил вперед девочек при входе в столовую. Но ты еще часто разговариваешь на уроках, отвлекая товарищей, а значит, это мешает учебе тебя и другим. Постарайся не отвлекаться на уроке, слушай внимательно учителя!"

- В структуру занятий введены ритуалы встречи и прощания. Так как занятия часто проходят в конце учебного дня, в них по мере необходимости включаются упражнения на релаксацию (их тексты помещены в конце раздела).

- Итак, основные принципы работы с детьми:

- активизация познавательной, коммуникативной и практической деятельности учащихся на репродуктивном и творческом уровнях, основанная на использовании многообразных форм работы с детьми;

- диалогизация процесса обучения, равноправный диалог учителя с учащимися, учет
интересов и потребностей детей, обратная связь;

- активизация внутренней позиции, эмоционально-личностного отношения к изучаемому материалу;

-поддержание оптимальной "атмосферы", тонуса в группе посредством применения психотерапевтических приемов (разрядки, релаксации, приемов общения), сюрпризов, ритуалов;

- создание успешности, подкрепление достижений детей, успехов в деятельности.

- практическая направленность занятий с обязательным обсуждением того, где и как

можно применять новые знания, умения.

От педагога ожидаются: знание индивидуальных особенностей детей, их взаимоотношений, контакт с родителями. Для этого ему необходимо занимать партнерскую позицию, авторитарность при ведении этих занятий недопустима.

Для того, чтобы проводить занятия, необходимо иметь следующее оборудование и оснащение кабинета: -магнитофон;

- палас или ковер:

-мягкие игрушки (ежик и др.);

- краски, карандаши, фломастеры.

- наглядные пособия и раздаточный материал (перечень по темам указан в конце книги).

В учебной комнате по периметру должны стоять столы и в середине на свободном пространстве комнаты стоят кругом стулья. Работа проходит как за столами (рисование и т.п.). так и в круге. Целесообразно деление класса для некоторых занятий на две подгруппы, если в нем более 20 человек.

В описании занятий мы будем выделять обращение к детям от имени персонажа (в данном случае, ежик Тиша) словом "Тиша" и ведущего-педагога или психолога словами "Учитель". Безусловно, необязательно дословно воспроизводить эти диалоги, они являются лишь ориентиром и предполагают элементы творчества в Вашей работе.

1 КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: