Занятие. Страх и бесстрашие

ЦЕЛИ:

- дать представление о страхе и бесстрашии,

- показать детям некоторые приемы преодоления страха.

Тиша говорит, что зайчик, который тоже на руках у учителя трясётся от страха, стараясь куда-то спрятаться.

Тиша спрашивает, что с ним случилось? Зайчик отвечает, что он боится, ему очень страшно. (Разговор Тиши с зайчиком. Он боится волка, лисы, ему кажется, что они где-то рядом и хотят съесть его).

Дети по очереди берут зайчика в руки и успокаивают его.

- А вы, дети, боитесь чего-нибудь? (Учащиеся по очереди рассказывают о своих
страхах.)

- Что значит "страшно"?

- Что мы в это время чувствуем?

- Какое у нас выражение лица?

- Как ведет себя наше тело? и т. д.

Давайте представим, что нам страшно. (Дети широко открывают глаза, съеживаются, дрожат.)

А сейчас покажите, какие вы смелые, бесстрашные. Затем дети садятся за стол и
выполняют рисунок "Чего я боюсь".

Варианты работы с рисунками:

- Трансформация рисунков (превратить их в забавные, смешные).

- Заштриховать, закрасить.

- Разорвать на мелкие кусочки.

- Сжечь.
Во время этих действий можно громко говорить: "Я смелый! Я храбрый! Я

бесстрашный!"

В конце занятия обсудить следующие вопросы:

- Бывают ли полезные страхи?

- Как называется человек, который ничего не боится?

- Кого можно назвать смелым, бесстрашным?

- Есть ли у вас такие знакомые?

- Кого из известны вам героев сказок, мультфильмов, фильмов и т. д., можно назвать
смельчаками? Почему?

- Бывает ли "глупая" храбрость?

- Можно ли воспитать в себе смелость?

- Как вы будете избавляться от страхов, которые вам мешают жить?

- Что будете делать сначала?
Затем дети придумывают правила смелого поведения и записывают их в тетрадь,

сопровождая рисунками.

- Дети, в первой четверти вы составляли таблицу качеств, которые у вас есть. Качества
были разные: те, которые помогают вам жить и те, которые мешают. Пусть каждый из вас
выберет какое-то отрицательное качество из своей таблицы и постарается придумать, как
сделать так, чтобы оно не мешало вам в жизни, например:

- спросить у других, как они это делали,

- придумать какое-то правило, закон,

- постараться развить в себе противоположное (положительное) качество (жадность - щедрость, злость - доброта, рассеянность - сосредоточенность и т.д.).

Работа может проводиться фронтально, индивидуально или в парах.

- Так как же мы назовем этот праздник? (Может быть праздник Преодоления?)
Для совместного обсуждения можно использовать литературный материал, например,
рассказ Е. Чарушина.

"Страшный рассказ"

Мальчики Шура и Петя жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот

вечер папа с мамой ушли в гости.

Шура и Петя умылись, разделись, легли спать. Лежат и молчат. В комнате темно.

Шура и говорит: - Мне совсем и не страшно. - Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя. - Мы тигров не боимся. - говорит Шура. - Они сюда не придут, - отвечает Петя. Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат... кто-то тихо топает по полу: топ, топ, шлеп, шлеп, топ, топ. Испугались ребята. Лежат тихо-тихо. Но тут пришли мама с папой. Они открыли дверь, вошли в дом. зажгли свет. Петя и Шура им все рассказали. Мама с папой стали

смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. Вдруг смотрят - да это ежик! Он, наверное, из леса прибежал. Дали ежику молока и кусок мяса. Этот ежик так и жил с ребятами на даче все лето. Он и потом топал по ночам ногами, но никто его уже не боялся.

Прощание.

15 ЗАНЯТИЕ. Добро и зло (продолжение)

Класс оформляется рисунками детей, на которых изображено Зло. В центре - иллюстрация к сказке Г.-Х. Андерсена - Снежная Королева.

- Ребята, как вы думаете, в чье царство мы попали? (Отпеты детей.)

- Да, мы с вами оказались во дворце Снежной Королевы из сказки Г.-Х. Андерсена. Почему
на стенах дворца такие картины? Вам нравится то, что на них изображено? А хозяйке,
наверное, это все нравится, если она ими украсила свой дворец. Как вы думаете, почему?
Какая она? Вспомните, как звали других героев скачки? Что с ними произошло? (Ответы
детей.)

Это сказка о том, как осколки ледяного зеркала попадали в человеческие сердца, превращали их в кусочки лада, и человек с таким сердцем становился злым и жестоким. Почему говорят "жестокое сердце", "доброе сердце"?

Учитель предлагает детям открыть альбомы и нарисовать сердце, как на доске (рисунок в альбоме).

- Какое у этого человека настроение?

-Подумайте и запишите ниже, что может огорчить, обидеть человека, ею сердце? Что такое - огорчение? Дети записывают самостоятельно, затем идет коллективное обсуждение.

- Не случалось ли так, что и в ваше сердце попадали льдинки Снежной Королевы, и оно
становилось холодным, злым или жестоким? Расскажите эти случаи из вашей жизни. Что
предшествовало этому и каковы были последствия? (Рассказы детей.)

Оказывается, когда человек делает зло другому, он также вреди г самому себе. Злость, зависть разрушают его здоровье. Поэтому лучше жить в мире и согласии, тогда будет хорошо и вам, и другим людям.

Учитель организует игру "Обнималки". Все дети выходят на свободное пространство. Он называет, по сколько человек должно объединиться в группу и обняться. Все быстро выполняют это действие. Тот, кто останется лишним, выбывает из игры. Ведущий говорит: "Обнимитесь по 2 человека" (затем по 3,4 и т.д.).

После игры обсуждение:

- Ребята, которые остались лишними, что вы чувствовали? Какое у вас было настроение?

- А в своих играх вы всегда принимаете всех желающих или кого-то не берете в игру?
Теперь вы понимаете, как им бывает обидно и неприятно?

- Какими способами вы можете привлечь новых участников в свои компании? Позовите
их.

Работа в альбоме:

- Вспомните и запишите столбиком близких вам людей (маму, налу, бабушку и т.д.). Рядом
с каждым нарисуйте один из этих значков:

красное сердце, если с этим человеком никогда не бывает ссор, вы не огорчаете его;

розовое сердце, покрытое снежинками, если ссоры

изредка бывают, он из-за вас иногда огорчается;

белое сердце, если ссоры бывают часто, вы часто огорчаете его.

После выполнения задания - обсуждение:

- Могло бы быть с этими людьми меньше ссор?

- Как это сделать? Как можно растопить льдинки Снежной Королевы в наших сердцах?
Учитель предлагает рассмотреть рисунок "радостного" сердца.

- Каким цветом его раскрасим? Почему?

- Раскрасьте этот рисунок и напишите ниже, чем можно обрадовать, согреть сердце.
Дети записывают самостоятельно, учитель в это время меняет рисунки, изображающие Зло,

на рисунки, изображающие Добро. Затем - общее обсуждение, после которого учитель подводит итог:

- Я с вами согласна. Я тоже считаю, что сердце согревает и радует доброта. В чем она
проявляется? Это добрые слова, поступки, доброжелательность, заботливость, дружелюбие,
щедрость, отзывчивость. А какие добрые дела вы можете сделать?

Учитель организует коллективное обсуждение и записывает на доске Список Добрых Дел. При обсуждении надо обратить внимание на "тайные" добрые дела, показать радость, удовольствие от бескорыстного поступка, который совершается от чистого сердца, без ожидания награды.

- Какие добрые дела вы хотели бы сделать сами? Запишите их на листочке под заголовком
"Мои добрые дела". А чтобы не забыть о своих добрых намерениях, "положим" эти списки
в свои сердца.

- Знаете, как это можно сделать? В альбоме найдите рисунок человека (или нарисуйте
сами). Дорисуйте одежду, лицо, прическу. (Учитель раздает детям заготовки кармана в виде
сердца.) Приклейте этот кармашек и положите в него список своих добрых дел. Напротив
пальцев правой руки запишите имена людей, которым предназначаются ваши добрые дела.
А в "облачках" над человеком запишите добрые слова, которые вы будете говорить
окружающим. Теперь вы знаете, как вам надо поступать.

Но что мы будем делать со Снежной Королевой? Может быть, превратим ее в добрую Зимушку-Зиму? Как это сделать? Какие добрые дела может сделать Зимушка-Зима? Укрыть поля, сделать лед на катке....

Дети вместе с учителем изменяют рисунок. Задание на дом: написать письмо Снежной Королеве и нарисовать, в кого она превратилась. Нужно подобрать такие слова, чтобы сердце ее "растаяло".

Прощание.

Следующие четыре занятия посвящены семье. Они могут проводиться отдельным блоком или включатся в вышеприведенную программу полностью или частично, по желанию учителя. Цели:

- создание условий для осознанного позитивного отношения к семье;

- улучшение внутрисемейных отношений;

- активизация положительного опыта, полученного ребенком в родительской семье;

- профилактика нарушения внутрисемейных отношений;

- развитие эмпатийных способностей в процессе неформального общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: