Итоговое занятие проводится, по возможности, с приглашением гостей.
Материалы для проведения занятия:
- карточки с названием праздников.
Беседа. Что такое «праздник», какие бывают праздники в семье (можно детей и взрослых объединить в четыре группы, каждой группе дать задание вспомнить названия праздников по временам года: зимние, весенние, летние и осенние праздники), как можно поздравить маму, папу, ребенка, других членов семьи, чему они больше всего обрадуются?
Упражнение «Угадай».
Каждая из четырех групп берет карточку с названием праздника. Задача группы: разыграть при помощи мимики и пантомимики, с использованием подручных средств, свой праздник. На подготовку дается 10-15 минут. Остальные группы угадывают название праздника. Затем дети и взрослые садятся в общий круг. Передавая друг другу зажженную свечу (или какой-нибудь другой символ домашнего тепла), говорят: «Пусть в вашей семье всегда...». Потом можно всем вместе попить чай.
3 КЛАСС
1 ЗАНЯТИЕ. Я в мире людей
Цели занятия:
|
|
- Дать детям представление о своем месте в мире, месте жительства на Земле.
- Побудить к развитию у детей гражданских чувств.
Материал для проведения занятия:
- альбомы, фломастеры, краски, карандаши;
- глобус.
- фотографии представителей различных наций, континентов для составления панно
(вырезки из журналов).
- магнитофонная запись приветствий на разных языках.
- Записи группы "Space" ("Спейс").
Учащиеся вспоминают, что они узнали в прошедшем учебном году о Мире Людей? Чем отличаются люди друг от друга? (Ответы детей.)
У детей на столах вырезки из журналов - фотографии жителей разных стран и континентов (их можно подготовить учителю или дать домашнее задание детям). Учащиеся рассматривают эти фотографии людей всего мира и подбирают по два снимка, где они отличались бы по какому-либо признаку.
- По каким признакам может быть различие или сходство между людьми? (Ответы детей: возраст, пол, нация, цвет волос, кожи, профессия и т.д.).
На доске помещен большой лист бумаги (или контуры земною шара) с заголовком (например, "Все мы разные"), где дети прикрепляют фотографии парами и объясняют, по какому признаку отличаются люди, изображенные на них.
Затем учащиеся вспоминают, что они уже знают о Человеке.
Все понятия записываются на доске и учащиеся пробуют выстроить их в логические цепочки, построив систему понятий (по принципу от общего к частному). Самое общее, родовое понятие - Человек, его записывают в центре верхней части листа. Далее вместе с детьми выстраивается следующая система понятий по ряду оснований (пол, возраст, национальность, профессия, особенности организма, психологические характеристики и т.д.):
|
|
ЧЕЛОВЕК
организм здоровье душа (психика) личность
органы чувств сон память ум характер роли роли
зрение слух ученик брат
Учащиеся вспоминают о том, где они живут. Учитель спрашивает, как называется улица, какой номер дома, квартиры, в которой живут дети. Затем учащиеся вспоминают и записывают в альбом, в каком городе они живут, где находится школа (улица, номер дома)? Учащиеся записывают, как называется область (край), страна, в которой мы все живем? Какие страны еще знаете? Итак, мы - граждане России, Российской Федерации. Это наша Родина. У каждого человека Родина как мама - одна. Послушайте, что пишет о Родине Ю. Яковлев.