Занятие. Я и мои роли

Цели занятия:

- Расширить представления детей о социальных ролях человека.

- Побудить и организовать работу по осознанию себя в различных ролях.

Материал для проведения занятия:

- альбомы, фломастеры или карандаши.

В своей жизни человек выполняет множество ролей. Когда он родился и на протяжение всей своей жизни он выполняет свою главную роль - быть человеком. Уже у маленького ребенка есть несколько ролей - сына или дочери, внука или внучки, брата или сестры, и все их нужно научиться выполнять. Когда вы пошли в школу, какую новую роль вы "выучили"? Да, ученика. Есть еще много ролей, которые вы выполняете. Назовите их.


В альбоме можно записать, какие роли вы уже освоили (затем идет обсуждение), какие вам нравятся, а какие - нет.

Но все вы, кроме того, что ученики, сыновья, дочери и т. д., являетесь мальчиками или девочками. Как научились вы выполнять эту роль? Что, по-вашему должна или не должна делать девочка? Л мальчик?

Напишите сочинение на тему "Я - мальчик" или "Я - девочка".

3 ЗАНЯТИЕ. Я - друг

Цели занятия:

- дать представление о дружбе, товариществе

- побудить к рефлексии отношений с одноклассниками, своих качеств как друга (подруги)

- показать ценность дружбы

Материал для проведения занятия:

- альбомы, фломастеры или карандаши.

Обсуждение вопросов:

- Что такое - друг?

- Что значит - дружить с человеком?
Можно прочитать рассказ Ю. Ермолаева.

Не умею быть один

Ребята шестого класса решили провести весенний концерт в весенние каникулы. Вова Мошкин читал стихотворение «Не умею быть один». На репетиции читал хорошо. А вышел на школьную сцену во время концерта, сказал первые две строчки: «Не умею быть один, не желаю быть один» - и замолчал. Забыл, что говорить дальше. Э...э...э... не умею быть один... не умею...

- Почему же не умеешь? - спросил Вову ведущий концерта Коля Спирин. Коле очень
хотелось, чтобы концерт прошёл хорошо. Вот он и решил помочь Вове.

- Ну, ну, вспомни, какие на это причины?

- Правильно! - обрадовался Вова и крикнул:
Не умею быть один!

Много есть на то причин!

Какие же? - повторил свой вопрос Коля. Вова посмотрел на него и спросил: Хором ты споёшь один? Строем ты пройдёшь один? Поглядим. Очень грустно одному даже веселиться и... и,.,

Еще бы! - согласился с ним Коля, понимая, что Вова опять забыл стихи. - Одному просто не хочется веселиться.

- Да согласился с ним Вова и продолжал:
Веселей вдвоём смеяться.
Танцевать и развлекаться!

Вот видишь, сказал Коля. - А ещё о чём говориться в стихотворении? Ещё о том, что «невкусно одному есть две груши» - вспомнил Вова.

- Почему? - спросил Коля
Как почему? - удивился Вова,

Потому что, потому Не с кем поделиться! И уже от себя сказал:

И вообще одному плохо. Один я вам даже этою стихотворения ни за что не рассказал

бы.

- Значит, очень хорошо всегда быть рядом с другом! Вопросы:

-Есть ли у вас друзья? -Какого бы вы хотели иметь друга? Послушайте стихотворение.

А. Шулыгин Мне бы друга...

Мне бы друга,

Да такого,

Чтоб меня не предавал,

Чтоб подсказывал толково,

Чтобы списывать давал!

Чтобы смелым был и ловким, За меня горой стоял-Он тогда задал бы Вовке И Андрюшке наподдал!

С другом было бы прекрасно, Если б был он здоровяк-Чтоб в походе безотказно За меня таскал рюкзак.

Я б ни в жизнь такого друга

На других не променял!

Мне бы друга...

Что-то туго

С этим делом у меня.

- Почему у этого мальчика нет друга?

- Может ли он быть хорошим другом? Почему?

- Что вам в нем не нравится?

Обсуждение вопросов:

- какой я друг (подруга)?

Учитель предлагает детям подумать и сказать, что они могут сделать для друга.

Затем все делают запись в альбоме «Если я друг». Далее идет обсуждение предложений, размышлений детей. Обсуждается, что я должен делать, что я не должен делать, чтобы быть настоящим другом:

Что должен делать: Что не должен делать:
помогать, если он нуждается в помощи или просит ее, - обзывать, называть гру­
- защищать, если его обижают, быми словами,
- советоваться с ним, - драться и ссориться по
не забывать его: приветст­ пустякам,
вовать, приглашать в игры, - перебивать,
в гости, поздравлять с днем - придираться, осмеивать,
рождения, праздником, унижать друга,
извиниться, если был неправ, передавать, рассказывать
простить обиду, доверенные тайны, секреты
-выслушивать его мнение, ста­ другим.
раться понять его,  
-если делаешь замечание, ста­  
раться не обидеть.  

Можно раздать карточки по подгруппам: «Лучший друг - это тот, кто

- делает то. о чем ты его попросишь
-на кого можно положиться

- с кем нравится быть вместе

- кому можно доверять секреты

- согласен со всем, что ты говоришь или делаешь
-делится с тобой всем хорошим

- честно выскажет тебе свое мнение

- с кем всегда весело
-нравится многим людям

- не бросит тебя в беде

- кто поддерживает тебя в споре».

Учащиеся выбирают те суждения, которые они считают самыми важными для дружбы, затем каждая группа обосновывает свое мнение.

Можно выписать пословицы (с лоски) которые больше всего понравились. Дополнительные пословицы о дружбе (на доске): Не бойся врага умного, бойся друга....(глупого)

- Лучшая вещь новая, лучший друг -...(старый)

- Не имей 100 рублей, а имей...(100 друзей)

- Нет друга - ищи. а нашел -...(береги)
Друг познается в...(беде).

Можно побеседовать о том. как дети понимают эти пословицы.

Учитель читает басню С. Михалкова «Как друзья познаются», а дети затем отвечают, какую

пословицу иллюстрирует басня и почему.

Учитель обсуждает с детьми, является ли их класс дружным. Что нужно делать для того, чтобы быть более дружными? Учитель читает сказку В.А. Сухомлинского о георгине.

- Представьте, что мы скоро будем по группам работать па уборке школьной территории. С
кем бы вы хотели работать в одной группе - назовите три человека.

- Кого из класса вы хотели бы пригласить на свой день рождения?
Назовите три человека.

Проведение социометрии.

В заключении занятия можно спеть песню В Шаинского о дружбе или провести игру-песню «Дружат дети всей земли» (слова В Викторова, муз. Д. Львова-Компанейца). (Дети встают в круг) Шире круг, шире круг, Музыка зовёт

(Дети делают несколько шагов от центра круга назад) Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод (Идут по кругу вправо) Дружат птицы в вышине. Дружат рыбы в глубине

(Останавливаются, поднимают вверх руки, плавно покачивают руками, наклоняются) Дружит с небом океан Дружат люди разных стран

(Кладут руки на плечи друг друга и стоят на месте, покачиваясь в такт музыке)

Дружат солнце и весна

Дружат звёзды и луна

(Берутся за руки, идут в лево по кругу)

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли

(Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх)

Шире круг, шире круг

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

(Дети змейкой идут и садятся на свои места)

Домашнее задание: написать небольшое сочинение "Мой друг в классе". Его можно написать в форме сказки, фантастической истории. На следующем уроке сочинения зачитываются учителем по желанию учеников, и нужно угадать, о ком оно написано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: