Занятие. Я - в семье

Цели занятия: - Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи.

- Привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях.

- Побудить и организовать процессы саморегуляции, анализа поведения с близкими.

Материал для проведения занятия:

- альбомы, фломастеры или карандаши.

Старшие в семье - твои надежные друзья, они заботятся о тебе, помогут, приласкают, выслушают, дадут совет. Если ты заболеешь, или тебя нет долго дома, они беспокоятся, переживают.

Взгляни внимательно на руки бабушки, дедушки. Сколько работы сделали они за свою жизнь! Попроси их рассказать тебе об этом, и ты узнаешь, какие они у тебя замечательные. И их нужно беречь, заботиться о них:

- Когда старшие приходят домой, помоги им: принеси тапочки, возьми сумку, одежду.

- В транспорте не спеши сесть сам, предложи им место.

- Не перебивай их в разговорах, выслушай, не груби.

- Помогай в уборке квартиры, мой посуду.

- Не шуми, если кто-то болен, отдыхает.

- Будь ласков и добр с ними, не обижай, не огорчай.

Очень большое горе для родителей, если их сын или дочь растут черствыми, грубыми, не уважают старших. Послушайте историю.

Одна мама пожаловалась мне: "Я заболела и попросила дочь Катю сходить в аптеку за лекарствами. А она мне отвечает: "Мне некогда". И мне стало очень обидно. Откуда у моей дочери такая черствость?"

- Что такое - черствость?

- Какие мысли и чувства возникли у вас по поводу Кати?

- Почему у нее такая реакция на просьбу мамы?

- Как вы поступите в подобной ситуации?

Подумайте, как многим мы обязаны маме. Сколько бессонных ночей она провела над нашей кроваткой, когда мы были маленькими, сколько тревог и заботы было о нас. Она готова пожертвовать всем ради своего ребенка. Ценим ли мы это? Чем хочется вам ответить на ее любовь и заботу?

- Есть ли у вас обязанности по дому? Какие дела чаще всего в вашей семье делает мама? I А папа? Какие поручения, обязанности вы сможете выполнять, чтобы облегчить родителям, другим членам семьи их домашний труд? Как проявить заботу о брате, сестре?

В альбоме: планируем свои дела дома в помошь близким на неделю.

Домашнее задание: узнайте у родителей, бабушек, дедушек, как звучат их полные I фамилия, имя, отчество, где они жили раньше, чем занимались, какие у них были I профессии, какие интересные случаи иди события из жизни они помнят.

5 ЗАНЯТИЕ. Мозг - главный орган "управления" человеком

Цели занятия:

- Дать этико-психологическое и валеологическое представления о мозге его функциях
- побудить к бережному отношению к мозгу, развитию интеллекта

Материал для проведения занятия:

- альбомы, фломастеры или карандаши.

В темах, направленных на развитие психических процессов, даются общие представления и них. способах их развития. Отработку конкретных приемов и способов мыслительной деятельности, запоминания и т.д. целесообразно рассредоточить по урокам в течение всего года. Главное назначение этих занятий - целенаправленное и мотивированное формирование обобщенных способов, приемов познавательной деятельности детей.

Где находится мозг? Как он выглядит? (Рассматривают рисунок). Представьте себе, как выглядит грецкий орех без скорлупы. Он очень напоминает наш мозг, только гораздо меньше и сделан из другого вещества. Наш мозг мягкий, поэтому природа придумала ему надежную защиту - череп. Можно его ощупать у себя и вы поймете, как хорошо охраняется наш мозг от ударов, повреждений. В мозге, как в орехе, находятся извилины. Давайте нарисуем (раскрасим) его.

Что же делает мозг, зачем он нужен? (Ответы детей). Да, у мозга много работы, в нем много-много "отсеков", "комнат" и "полочек", где выполняется очень важная работа. И одна из основных "работ" мозга - управлять всеми частями тела, всеми органами чувств (глазами, ушами, руками, туловищем и т.д). Все. что мы говорим, делаем, видим, слышим, контролируется мозгом.

Мозг нам нужен для того, чтобы думать, представлять себе образы, картины как те, которые мы уже видим, так и что-то совершенно новое, ранее не виденное, не слышанное. И чтобы мозг хорошо работал, ему нужно много полезных веществ, особенно кислород и сахар, витамины. Поэтому нужно регулярно гулять на свежем воздухе, хорошо высыпаться, регулярно и разнообразно питаться. Особенно полезны для мозга и нервной системы овощи, фрукты, семена, рыба, молочные продукты.

Очень важно давать и такую "пищу" мозгу как информация, знания, а для этого нужно много читать, учиться.

Нервную систему нужно беречь. Для этого нужно знать, что ей вредит. Мы часто слышим: "Побереги свои нервы", "Не нервничай!". "Болит голова". Что это значит? (Ответы детей). Как же беречь нервную систему?

- если утомлен, нужно дать себе отдых;

- вовремя ложиться спать и высыпаться;

- беречь голову от травм, ударов: в случае ушиба головы срочно
обратиться к врачу или сказать об этом родителям;

- смотреть хорошие и полезные телепередачи, но недолго;

- завести себе друзей, жить в дружбе с братьями и сестрами;

- чаще радоваться, стремиться узнавать новое, стараться не злиться,
не раздражаться, не сердиться.

Для того, чтобы мозг управлял нашим организмом, от мозга ко всем частям тела тянутся провода-нервы, они передают сигналы: что делать, что не делать, говорить или молчать, куда смотреть... Когда на уроке нужно сидеть тихо и спокойно, вы можете дать себе команду и ноги, руки вас послушаются.

При помощи нервов-проводов сигналы от глаз, ушей, языка, носа передаются в мозг, и мы чувствуем свет и цвет, звуки, вкус и запах, горячее и холодное и т.д. В мозге также хранятся и перерабатываются наши знания. Вот, например, выучили вы стихотворение и оно "записалось" в мозге как на магнитофоне и будет там храниться. Но вы можете и не запомнить что-то, не услышать на уроке важное сообщение учителя. Почему это происходит? Это значит, что ваше внимание не "включилось" вовремя. Внимание как подвижный "лучик", его нужно направлять туда, что мы хотим рассмотреть, услышать, запомнить. Если вы "включите" лучик внимания на уроке, то хорошо запомните то, что говорит учитель. И знаний у вас будет больше и больше. Давайте нарисуем еще, за что отвечает наш мозг.

Если кто-то уколется булавкой, иголкой, или притронется к горячему, ощущение боли быстро поступит по нервам-проводам в мозг, и вы быстро одернете руку. Нервов-проводов очень-очень много, их окончания выходят на всю поверхность тела. Все они образуют вместе с мозгом нервную систему человека.

Проводим опыт. Для того, чтобы узнать, как возникают ощущения, одному ученику с завязанными глазами педагог кладет на ладонь небольшой кусочек ваты. Он просит сообщить, когда тот что-то почувствует. Вата кладется небольшими порциями до тех пор, пока ученик не почувствует ее вес. Открыв глаза, он удивленно обнаруживает, сколько у него на ладони ваты. Вопрос: что необходимо, чтобы у нас возникло ощущение?

Задание на дом: учащиеся читают в альбоме текст Р. Ротенберга.

«Мозг - это масса нервной ткани, которая находится внутри черепа. Во всём человеческом организме нет более важного органа, чем мозг. Без него мы не могли бы жить. Миллиарды крошечных клеток, составляющих мозг, наделены поразительными способностями. Они могут запомнить что-либо на многие годы; они в течении всей нашей жизни непрерывно учатся и узнают новое; они удерживают в памяти множество вкусов и запахов, картин и звуков - и никогда не забывают их. С того самого момента, когда ребёнок впервые узнает вкус молока или запах розы, услышит звуки фортепиано, увидит небо над головой или почувствует холодок льда на ладони, он запомнит эти ощущения на всю жизнь, не прилагая никаких усилий. Это происходит потому, что нет предела способности клеток мозга узнавать и запоминать. А знаешь ли ты, что в отличие от других клеток организма клетки мозга не меняются в течении всей жизни человека? В том, что наш мозг в течение всей жизни состоит из одних и тех же клеток, проявляется мудрость создавшей нас Природы: ведь именно это позволяет нам запоминать что-то на всю жизнь. Если бы клетки нашего мозга обновлялись так же, как, например, клетки кожи или крови, наша память была бы очень короткой. Новые клетки, пришедшие на смену старым, должны были бы всему учиться заново: узнавать вкус и запах, звуки, внешний вид предметов, их тепло и форму - все те ощущения, которые старым клеткам мозга были известны с нашего раннего детства. Если бы клетки мозга всё время обновлялись, мы не узнавали бы даже своих родителей и должны были бы знакомиться с ними, как с чужими людьми. Никто не знает, каким образом работает мозг. Нам неизвестно, например, в каком именно месте клетка мозга прячет накопленные ею знания. Даже если бы мы рассматривали клетку в микроскоп, мы не нашли бы ответа на вопрос, как ей удалось всё узнать и всему научиться. Некоторые учёные считают, что наша способность думать и запоминать основана на химической реакции, но что это за реакция — никто пока в точности не выяснил. Тем не менее врачам хорошо известно, что для нормальной работы мозгу нужно постоянно получать большое количество кислорода и сахара. Лишённые кислорода мозговые клетки погибают через несколько минут - быстрее клеток любого другого органа, а при недостатке сахара мозг не может хорошо работать. Учителя, врачи и учёные выяснили, что большую часть своей работы мозг выполняет самостоятельно, без нашего вмешательства.

Однако его можно и нужно тренировать, чтобы он проявил свои замечательные способности. Если этого не делать. МОЗГ не разовьётся в полной мере. Вот некоторые правила, которые нужно соблюдать.

1.Всегда хорошо высыпайся: уставший мозг не может хорошо работать.

2.Регулярно и полноценно питайся: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые
другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это
означает. что его мозг голодает, а голодный мозг соображает плохо.

3. Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам. Замечено, что раздражительные,
несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу
нормально развиваться.

4. Не пропускай мимо ушей то, что говорят тебе родители и учителя. И в школе, и дома
всегда внимательно выслушивай собеседника. Кто не умеет внимательно слушать, тот не
может хорошо учиться, и мозг его не получает достаточной тренировки.

5. Читай много хороших книг.

6. Смотри хорошие телевизионные программы, слушай интересные передачи по радио,
Особенно полезны для тебя такие передачи, из которых ты узнаешь что-то новое.

7. Старайся завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много хороших друзей,
обычно знают больше, чем те. у кого друзей мало или вовсе нет.

8. Живи в дружбе со своими братьями и сестрами. Дело в том, что если дети в семье часто
ссорятся и дерутся, мозг у них не развивается в меру своих возможностей.

9. Если тебя что-то серьёзно беспокоит, скажи об этом родителям. Слишком сильно
переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для
твоего мозга и нервной системы. Если ты расскажешь о своём горе родителям, они найдут
выход из положения, а если не смогут, то обратятся к врачу или к кому-нибудь ещё, кто
знает, как тебе помочь.»

6 ЗАНЯТИЕ. Сердце

Цель занятия:

].Дать этико-психологическое и валеологическое представление о сердце, его функциях. 2.Побудить детей к стремлению щадить и беречь сердце, эмоциональное благополучие близких им людей, стремиться к возвышенным чувствам.

Материалы для проведения занятия: - альбом, фломастеры.

Сегодня мы поговорим о человеческом сердце. Где оно расположено у человека? Как можно усилить его работу? (приложить руку к области сердца) Зачем человеку нужно сердце? Давайте нарисуем сердце, раскрасим его. Какой оно формы? Каким цветом? Почему? Потому что сердце, как насос, перекачивает кровь по кровеносным сосудам. А кровь питает наш организм нужными для поддержания жизни веществами, кислородом. Сердце связано кровеносными сосудами со всем организмом: мозгом, руками, ногами, внутренними органами и т.д.

Сердце - один из самых главных органов. Поэтому его нужно беречь. Сердце укрепляют тренировки, физкультура. Но слишком переутомляться, переедать тоже вредно для сердца. Сердце очень тесно связано с чувствами, переживаниями человека. Когда человек радуется, любит, проявляет интерес, его сердце работает активнее, оно лучше снабжает организм полезными веществами, тем самым улучшает его самочувствие. Когда человек боится, страдает, завидует, ненавидит, его сердце замирает, сжимается, работа сердца ухудшается, человек поэтому чувствует себя хуже, эти переживания приносят вред организму. Как вы понимаете значение слов: "болит сердце", "сердце радуется", "легко на сердце". "сердцем чувствую", "бессердечный", "золотое сердце"? Когда, в каких случаях можно так сказать? Приведите примеры.

Что означают пословицы, выражения:

"Чует сердце и друга и недруга".

"Сердце матери лучше солнца греет".

Как связаны ум и чувства, мысли и переживания? Может ли наш ум обходиться без чувств и души? Если это произойдет, умный человек может сотворить зло, направить свои мысли и идеи против других людей. Только те мысли, которые "пропущены" через наше сердце, могут творить добро и нести благо другим людям.

У каждого человека есть мать и отец. Плохих родителей нет. Все любят своих маму и папу. И родители любят своих детей, сочувствуют им, всегда хотят помочь. Материнское сердце - самое чуткое, самое заботливое, самое любящее. В маме зарождается человек - ее ребенок. Она 9 месяцев вынашивает, ждет его появления. И потом - сколько радости! И сколько тревоги за его здоровье, успехи, жизнь своего ребенка! И. конечно, сердце мамы нужно беречь. Как? Сейчас ваша мама молодая и крепкая. Но если вы будете приносить ей огорчения, она будет расстраиваться нервничать. Ведь мама очень любит своего ребенка и хочет чтобы у него было все хорошо. Постепенно сердце мамы будет накапливать горесть, напряжение и может заболеть. А это очень опасно. Ведь при болезнях сердца приступы внезапны. И смерть может настать очень быстро. Поэтому маму нужно оберегать от огорчений, переживаний. А для этого что нужно делать, как себя вести?

В. Сухомлинский Легенда о материнской любви

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Чтобы и духом матери не пахло. Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате". Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать; вынь из груди ее сердце и принеси мне". Нe дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдемте, мама, искупаемся в реке. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: "Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке". Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился; упало горячее материнское сердце на острый утес. окровавилось, встрепенулось и прошептало:

"Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место". Зарыдал СЫН, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в истерзанную грудь, облил горючими слезами. Понял он, что никто не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать. Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и

мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами освещает вершины курганов..."

- О чем рассказывается в этой легенде?

- Какие чувства, переживания были у сына вначале и потом?

- Как вы понимаете, что такое материнская любовь?

- Что было бы, если сын не вернулся к матери?

Голос сердца - это наша совесть. Совесть подсказывает нам, как поступить правильно, чтобы не причинить горя, страдания близким людям. Нужно прислушиваться к этому внутреннему голосу души, который есть у каждого из нас. Древние мудрецы говорили, что в сердце каждого человека растет прекрасный цветок. У кого-то он уже распустился, у кого- то еще нет. Чтобы в сердце каждого из нас расцвел этот прекрасный цветок, нам нужно быть добрее друг к другу, внимательнее, проявлять сочувствие, сопереживание. И тогда всем людям будет лучше жить на земле. Нарисуйте на "карте" человека - какой у вас цветочек есть в сердце и на сколько он расцвел, распустился.

Домашнее задание: - узнать, найти пословицы, поговорки, высказывания, сказки, стихи о сердце.

7 ЗАНЯТИЕ. Любовь - главное чувство человека

Цели занятия:

- дать представление о любви как одной из величайших жизненных ценностей.

- побудить к самоанализу, размышлению о своих чувствах к близким, их проявлениям.

- побудить к стремлению совершенствовать себя.

Материал для проведения занятия:

- Шуберт. Аве Мария.

- альбом, фломастеры.

Наш сегодняшний разговор - о вечном и главном чувстве: любви.

Слово "любовь" употребляется в разных значениях: любовь к маме и папе, другим близким и родным, любовь к животным, любовь к делу, любовь к природе, любовь мужчины и женщины.

- Что же такое любовь?

Если любишь, то все хорошее отдаешь тому, кого ты любишь, ничего не требуя взамен.

Каждый что-то выбирает, что-то ему нравится, и можно сказать, что он это любит. Вот что пишет об этом писатель В. Драгунский с присушим ему юмором от имени героя - Дениса Кораблева.

Что я люблю

Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и вот так висеть

на колене, как белье па веревке. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и

домин, только чтобы обязательно выигрывать. Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. Я люблю также смотреть телевизор: все равно, что показывают. Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и всегда пою очень громко.

Я люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже очень люблю. Еще люблю плавать, где мелко. Я люблю строгать, пилить, лепить.

Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или еще что-нибудь. Я люблю гостей.

Еще я очень люблю ужей, ящериц, лягушек. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда мама кричит про

лягушонка: "Убери эту гадость!" - и убегает из комнаты. Я люблю смеяться. Мне иногда не хочется смеяться, но я заставляю себя - смотришь, через

пять мину) действительно смешно становится. Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Я люблю ходить в зоопарк. Там чудесные слоны. И есть один слоненок. Когда я буду

большой, у меня обязательно будет слоненок. Я построю ему гараж. Я очень люблю стоять

позади автомобиля, когда он фыркает, и нюхать бензин.

Когда я бегаю по коридору, то люблю топать ногами. Очень люблю лошадей. Я много чего люблю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: