Занятие. Учимся оказывать и принимать знаки внимания

Цель: развивать внимательное, отношение к окружающим людям; формировать умение оказывать и принимать знаки внимания; развивать взаимоуважение и вежливое отношение к людям; учиться быть внимательным к самому себе и окружающим.

Упражнение "Комплименты".

Сидя в кругу, каждый из учащихся скажет комплимент своему соседу справа.

Что вы чувствовали, когда говорили комплименты своим одноклассникам?

Какие ощущения вы испытывали, когда говорили комплименты в ваш адрес?

Что было труднее, говорить или слушать комплименты? Как вы думаете, почему?

Ребята, а как необходимо говорить комплименты? (С какой интонацией, мимикой, какие
при этом можно использовать жесты?) Почему вы так считаете?

Как вы думаете, для чего нужно говорить людям комплименты?

Да ребята, комплимент - это своеобразный знак внимания.

Как ещё можно выразить своё внимание другому человеку?

Ребята подумайте, какой секрет общения мы сегодня откроем на уроке; Выскажите свои предположения, а позже мы их проверим.

Упражнение "Интонация, мимика и жесты'

Работа в мини группах. Каждая группа получает рисунок с изображённым на нём лицом человека, выражающим разное настроение (радость, грусть, злость, зависть, насмешка).

Вам необходимо определить настроение, выражаемое на вашем рисунке и сказать с этим настроением фразу, написанную на карточке: "Ты сегодня замечательно отвечал на уроке!" так, чтобы остальные ребята догадались, какое настроение вы хотите передать.

Ребята, а вам бы хотелось получить знак внимания, произносимый с каким
настроением? Почему?

А как вы бы отреагировали на такую фразу, сказанную в ваш адрес: с грустным
настроением, с радостью, с насмешкой, со злостью? Почему?

Как ещё можно выразить своё внимание другому человеку?

Упражнение "Хороший поступок".

Учитель читает рассказ Осеевой "Просто старушка".

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передач девочке свою сумку и бросился на
помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мачьчик.
Мама? удивилась подруга.

- Нет!

- Ну, тётя или знакомая?

♦ Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!

Кто совершил хороший поступок? Почему он так поступил? Как бы поступит девочка, если бы была одна на улице? Как бы ты повёл себя на месте этих детей? Как вы думаете, как могла отреагировать старушка на этот поступок?

- Ребята, а этот поступок можно назвать знаком внимания? Почему вы так считаете?

- Какие знаки внимания мы сегодня уже рассмотрели? Как ещё можно оказать внимание другому человеку?

- А для чего нужно оказывать людям знаки внимания?

- Давайте проверим ваши предположения, какой секрет общения мы сегодня открыли на
уроке: "Оказывай знаки внимания другим людям, и с тобой будет приятно общаться, у
тебя будет больше друзей!"

Упражнение "Вежливые слова".

Ребята, а как вы думаете, как нужно реагировать на оказанный вам знак внимания?

(учащиеся высказывают свои варианты - нужно благодарить, говорить вежливые слова и т.д.

Игра «Знаки внимания»

Сейчас поиграем в такую игру: ведущий бросает кому-то мяч, кто его поймает, тому он оказывает какой-нибудь знак внимания, а поймавший мяч в свою очередь должен сказать вежливое слово, которым можно ответить на этот знак внимания.

1. Ребята, как мы можем уточнить наш секрет общения, поучаствовав в этой игре?

"Оказывай и вежливо принимай знаки внимания, и с тобой будет приятно общаться, у тебя будет больше друзей!"

Ребята, а для чего нужно уметь пользоваться нашим секретом общения, в каких ситуациях? А вы раньше умели оказывать знаки внимания окружающим людьми? Как вы это делали? Л как вы реагировали на внимание людей оказанное вам?

А теперь, зная секрет оказания и принятия знаков внимания, как вы будете поступать? Почему вы так считаете?

Игра (ритуал прощания) "Спасибо за прекрасный день"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу, мы будем пользоваться открытым нами сегодня секретом общения.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: "Спасибо за приятный день!" Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает и говорит: "Спасибо за приятный день!" Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний ребёнок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

4 ЗАНЯТИЕ, Учимся реагировать на критику окружающих людей

Цель: развивать умение адекватно реагировать на критику окружающих людей; учиться находить позитивный выход из сложной ситуации; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого человека.

Упражнение "Слово и движение".

Сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить вежливое слово, или комплимент и при этом делать какое-нибудь движение - руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит это же слово и повторяет движение, сделанное им. После этого передаётся ход соседу слева.

Чьи слова вам было легко запомнить?

Какие движения вам понравились больше других?

Упражнение "Эти разные слова".

Я буду называть слова, а вы попробуете определить их значение в общении. Слова:

Голубушка.

Грязнуля.

Умница.

Двоечник.

♦ Всё будет хорошо.

♦ Уйди сейчас же.

Твое решение неверное.

♦ Вы поступили неправильно.

Значение: приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть, ободрить.

Какие слова вам было приятно слышать?

♦ А какие слова вас огорчили? Почему?

Какой вывод из этого можно сделать?

Значит нужно говорить только приятные, радостные слова?

Почему вы так считаете?

Упражнение "Жизненные ситуации".

Вспомните ситуации, когда вас критиковали за дело?

♦ Какие чувства вы при этом испытывали?

- Как вы думаете почему?

- А вспомните ситуации, когда вас незаслуженно критиковали, ругали.
Что вы чувствовали при этом?

Какую ситуацию вам было труднее перенести? Почему?

- Как вы реагировали в таких ситуациях?

Как вы думаете, как нужно реагировать на справедливую критику?

- А как же нужно реагировать на несправедливую критику? Почему вы так считаете?

- Ребята, как вы думаете, какой секрет общения поможет нам справляться с такими
ситуациями, выскажите свои предположения, а позже мы их проверим.

Упражнение «Ответь на критику»

Класс делится на три группы, каждая группа получает карточку с описанием несправедливой критики и должна показать варианты поведения.

Карточки:

Вы постоянно не выполняете домашнее задание.

Вы плохо вели себя в столовой.

По вашей вине потерялся мяч из спортзала.

Дети разыгрывают варианты поведения в данных ситуациях.

Что было для вас самым трудным?

Чему вы научились в данной ситуации?

Чего хотели бы достичь ещё?

Как нужно реагировать на критику?

Какой секрет общения мы можем сегодня открыть?

"Из любой сложной ситуации человек должен выходить достойно, уважительно к себе и другим".

Если бы вы снова могли прожить те ситуации, о которых вы сегодня вспоминали, как бы вы действовали? Изменилось бы ваше поведение и почему?

Упражнение "Маленький художник".

Ребята, а сейчас попробуйте выполнить рисунок на тему: "Моё настроение в ситуациях, когда меня критикуют ".

(Выставка рисунков.) Что вы чувствовали, когда рисовали?

Какие цвета преобладают в ваших рисунках? Как вы думаете, почему? Что для вас было самое трудное в этом задании? Чему полезному вы сегодня научились?

Какой секрет общения будим использовать в трудных ситуациях? Для чего это необходимо?

Игра (ритуал прощания) "Палец вверх"

Один из вас может начать игру. Для этого ему нужно подойти к любому человеку, назвать его по имени и показать ему дружественный знак. Тот, к кому обращались, выбирает следующего ученика и приветствует его таким же образом. Таким образом, этот приветливый жест путешествует вдоль и поперёк по всему классу. Пожалуйста, подходите только к тем детям, которых ещё не поприветствовали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: