Цель: развивать умение вежливого обращения с просьбой; учиться просить и принимать помощь; развивать умение участвовать в свободной беседе.
Упражнение "Волшебный ящик".
Сядьте, пожалуйста, в круг. Представьте себе, что я принесла большой волшебный ящик. Поскольку ящик волшебный, внутри него есть всё, что только существует на свете. Кто-нибудь из вас может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытащить ". Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать нам, что он вытащил, что он с этим предметом делает. Если кто-то догадается, какой предмет был извлечён из волшебного ящика, он должен попросить попользоваться этим предметом. Л показывающий, в свою очередь, должен решить одолжит ли он этот предмет своему однокласснику или нет и т.д.
♦ Ребята, что для вас было труднее просить предмет или решать, одолжить его или нет?
Почему?
♦ Кому хотелось сразу одолжить ваш предмет и почему?
♦ А кому вы не захотели одалживать вашу вещь и почему?
|
|
♦ Как вы думаете, как нужно обращаться с просьбой, чтобы на неё откликнулись?
Упражнение "Иностранец".
А сейчас представьте, что вы попали в другую страну, вы не знаете языка, вас не понимают. И вдруг вы видите своего ровесника, спросите у него дорогу: в парк, на почту; попросите, чтобы он вам помог добраться домой.
Инсценирование данных ситуаций.
♦ На чью просьбу, откликнется иностранец? Почему вы так считаете?
♦ Как можно вызвать желание помочь тебе?
♦ А каким людям вы бы хотели помочь, почему?
Упражнение "В школе".
Детям предлагается попросить у соседа:
карандаш;
- одолжить словарь до завтрашнего дня;
- помочь в решении задачи;
Что было самым трудным, когда вы обращались с просьбой? Почему вам помогли (не помогли)?
Давайте попробуем открыть секрет обращения с просьбой, которая обязательно вызовет отклик (обсуждаются предложенные варианты).
А помогут ли тому, кто сам другим не помогает? Почему?
Упражнение "Жизненные ситуации".
Ребята, давайте поразмышляем о такой ситуации:
"Бабушка уехала на дачу, а внук решил навести в квартире порядок. Он убрал всё в книжном шкафу, на письменном столе. Когда бабушка приехала, она не могла найти свою любимую книгу".
- Как вы считаете, мальчик оказал помощь бабушке?
Почему она огорчилась?
Приятно ли принимать такую помощь и почему?
- Как вы считаете, как отреагировала бабушка в этой ситуации?
Ребята, какой секрет общения мы можем открыть сегодня?
" Вежливо просить о помощи и самому оказывать помощь, когда она необходима, когда тебя о ней просят".
А как нужно принимать помощь? Обсудите этот вопрос в парах и предложите свой ответ.
Игра "Спасибо за прекрасный день" (ритуал прощания) Домашнее задание: нарисовать то, чем вы можете помочь другу.