Занятие. Кто Я. Какой Я

Цель занятия: формирование адекватной самооценки учащихся. Упражнение «Значимый человек».

Цели: Эта игра даёт возможность повысить самооценку. Дети могут также потренироваться принимать иную, отличную от собственной, точку зрения. Они смогут испытать, что значит «влезть в чужую шкуру». Эта игра особенно полезна для детей с заниженной самооценкой, испытывающих трудности во взаимоотношениях с другими людьми.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Вспомни какого-нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни. Это может быть человек, которого ты любишь, или же человек, с которым у тебя возникли" проблемы. Закрой на минуту глаза и представь себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается...

А теперь нарисуй портрет этого значимого для тебя человека. (5-10 минут).

Сейчас представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует. Запиши то, что он говорит, от первого лица, например: «Меня зовут... Я очень люблю... А еще мне нравится...» (5—10 минут).

А теперь ты можешь записать то, что ты сам хотел бы сказать этому значимому для тебя человеку. Возможно, ты захочешь сказать ему, что тебе в нем нравится; возможно, выскажешь какое - то свое пожелание; возможно, тебе захочется попросить его, чтобы он что - то делал по - другому. (5 минут).

А сейчас разделитесь на пары и покажите друг другу, что Вы нарисовали и написали (5 минут).

Анализ упражнения:

- Какого значимого для себя человека ты выбрал?

- Что в этом человеке тебе нравится?

- Было ли тебе трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?

- Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?

- Как тебе кажется, не хочет ли он чего - ни будь от тебя?

Упражнение «Король».

Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не слушая и не обижая. Наиболее полезно она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право говорить обо всех своих желаниях, не боясь «потерять лицо». В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в классе.

Инструкция: Кто из Вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого короля?

Я хочу предложить Вам игру, в которой Вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить' других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.

Анализ упражнения:

- Как ты чувствовал себя, когда был королем?

- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

- Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

- Что ты чувствовал, когда был слугой?

- Легко ли тебе было выполнять желания короля?

- Когда королем был Стас (Максим) он был для тебя добрым или злым королем?

- Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Упражнение «Биография друга».

Цель: Дети будут развивать и углублять дружеские отношения с другими людьми, если будут проявлять реальный активный интерес к жизни и делам своих друзей. Сравнивая свой образ жизни и образ жизни других людей, они расширяют представление о жизни и мире, развивают терпимость и широту взглядов.

Эта игра побуждает детей задуматься о жизни своих друзей.

Материалы: Анкета участника игры - каждому ребенку. Набор карточек с именами и/или фамилиями всех учеников класса.

Напиши историю жизни (биографию) того человека, который достался тебе по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее:

- имя и фамилию этого человека;

- возраст;

- день рождения;

- адрес;

- описание его / её внешности;

- имена членов его /её семьи;

- что он /она любит делать?

- что тебе в нем/ней нравится?

- переезжал ли когда-нибудь этот человек на другое место?

- оба ли его /её родителя работают и кем?

- что украшает его /её жизнь?

- твой собственноручный портрет этого человека.

Инструкция: Я хочу предложить Вам новую, очень интересную игру. Вам нужно будет написать биографии своих друзей. Знаете ли вы, что такое биография?

Поговорите с детьми о том, что это такое и, по возможности, расскажите, для примера, чью-нибудь биографию.

Я приготовила карточки, на которых написаны имена всех учеников нашего класса. Вытяните жребий и проверьте, не досталось ли вам ваше собственное имя. в таком случае вам нужно будет поменяться карточками с кем- то. Вы должны будете составить биографию того человека, чьё имя написано на вашей карточке. Для того чтобы помочь вам в этом, я приготовила анкету, на вопросы которой нужно ответить. Прочитайте все пункты анкеты внимательно.

Сейчас я дам вам 10 минут, чтобы поговорить с тем учеником, про которого вы должны написать, и ещё 10 минут, чтобы самому ответить на вопросы, которые зададут вам (20 минут).

А теперь вы можете записать историю жизни своего одноклассника (30-45 минут).

Попросите зачитать вслух некоторые из написанных биографий. Затем авторы могут подарить биографии своим партнерам.

Анализ упражнения:

- Узнал ли ты что-нибудь о человеке, которого ты описывал?

- Что общего между вами, чем вы различаетесь?

- Понравилась ли тебе твоя биография, написанная кем-то другим?

- Каковы твои самые важные жизненные цели на настоящий момент?

Упражнение «Иванушка- дурачок».

Цели: С помощью этого упражнения мы можем научить детей поддерживать себя в ситуации, когда их обижают. Наряду с этим мы обращаем их внимание на то, что имеет смысл воспринимать негативные высказывания в свой адрес не с позиции жертвы, а с позиции победителя. Благодаря направленному фантазированию дети преобразуют свое отношение к обидной ситуации во внутреннее ощущение победы. Игра основана на идее о значимости и важности позитивных представлений и мыслей о самом себе для развития самосознания детей.

Инструкция: Кто из вас хотя бы однажды оказывался в такой ситуации, когда другие дети не хотели с ним играть? Кого из вас когда-нибудь обижал друг, ответив на вашу просьбу: «Мне сейчас некогда»?

Иногда нам приходиться сталкиваться с тем, что другие не хотят с нами общаться. В таких случаях нам может помочь наша фантазия. С её помощью мы можем сохранить хорошее отношение к самим себе. И я сейчас покажу вам, как это можно сделать.

Сядь, пожалуйста, удобнее и закрой глаза. Представь себе, что ты подходишь к группе играющих детей, чтобы попроситься поиграть с ними. А эти дети кричат тебе: «Уходи, дурачок, отсюда!» Тогда ты принимаешь решение поймать этих ребят на слове. Представь себе, как маленький Иванушка - дурачок из сказки постепенно становится веселым и сильным добрым молодцем. Ты можешь представить себе Иванушку - дурачка из сказки про Василису Прекрасную, про Серого волка или из сказки про Конька -горбунка. Представь себе, что дети продолжают играть между собой, повернувшись к тебе спиной. Пусть твой Иванушка - дурачок становится все больше, сильнее и могущественнее. На нем появляются настоящие богатырские доспехи, на которых огромными золотыми буквами написано твоё имя.

Теперь ты можешь увидеть, как дети поворачиваются к тебе и застывают в сильном изумлении и легком испуге, ведь «маленький дурачок» превратился в такого большого и бравого молодца. Это настоящий богатырь, самый большой из тех, кого они когда-либо видели в своей жизни. И теперь представь себе, что этот богатырь и есть ты. И ты можешь произвести на детей ещё большее впечатление, превратив свои доспехи в золотые. Послушай, как громко восхищаются дети: «Ах! Ох! Вот это да!». Они подходят и спрашивают: «А можно к тебе прикоснуться? А можно потрогать твой меч-кладенец? А можно поиграть с тобой?». И ты понимаешь при этом, что они восхищаются тобой и мечтают просто постоять рядом с тобой(15 секунд).

А теперь ты снова можешь стать самим сабой и надолго сохранить в своей памяти образ этого богатыря - Иванушки-дурачка. Постарайся почувствовать удовлетворение того, что тебе, в конце концов, удалось получить признание и интерес. Скажи самому себе: «Я важный и интересный человек!»

А теперь потянись, попеременно напрягая и расслабляя все мышцы, и открой глаза... Анализ упражнения:

- Можешь ли ты представить себя в образе прекрасного Иванушки — дурачка в золотых
доспехах и с мечом - кладенцом?

- Как ты чувствуешь себя, когда окружающие восхищаются тобой?

- Почему так важно хорошо думать о самом себе?

- Что означает быть чутким и внимательным к другому человеку?

- Что значит «хорошо думать о самом себе»?

Упражнение «Голосование».

Цели: Если дети знают, что у них есть возможность выбирать и участвовать в принятии решений, то они чувствуют себя компетентными и получает удовольствие от сотрудничества. Эта игра позволяет им понять демократический принцип принятия решения большинством голосов и быть готовыми к тому, что в одних случаях их точка зрения побеждает, а в других - нет.

Детям нравится голосовать, когда речь идет о том, в какую игру играть, какую историю или рассказ читать, куда поехать на экскурсию и так далее.

Сначала предлагайте им на выбор два варианта. Здесь мы описываем выбор между двумя сказками. Но лучше использовать реально существующие варианты действий. Начертите схему выбора на доске и фиксируйте каждый поданный голос, чтобы дети могли сами сравнивать количество голосов за каждую альтернативу.

Инструкция: Мне хочется поиграть с вами в игру, которая называется «Голосование». Вам надо будет всем вместе решить, какую сказку мы будем слушать. Первая сказка называется «Красная шапочка», а вторая - «Царевна — лягушка». Я буду читать вам ту сказку, за которую отдаст свои голоса большинство ребят. Кто из вас хочет, чтобы я читала «Красную шапочку», пусть высоко поднимет свою руку. Каждую поднятую руку я буду отмечать черточкой на доске. Теперь поднимите, пожалуйста, повыше руки те, кто голосует за то, чтобы я прочитала «Царевну - лягушку». (Снова отметьте каждую руку черточкой на доске.) Можете ли вы мне сказать, где больше черточек? Давайте их сосчитаем, а потом мы прочитаем ту сказку, за которую проголосовало большинство ребят.

Анализ упражнения:

- Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь?

- Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов?

- В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование?

- Голосуете ли вы иногда у себя дома?

Предлагаемые нами упражнения для формирования адекватной самооценки младших школьников важно использовать не стихийно, а систематически, включать их в специально организованный педагогический процесс. Мы рекомендуем учителям поговорить с родителями о том, каким они хотят видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя, то есть определить какой стиль воспитания для них наиболее предпочтительный. Так как в семье родителей воспитать невозможно, учитель может предупредить их, о тех последствиях, которые возникают в связи с различными стилями семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: