Занятие. Моё будущее

Игры и упражнения.

"Моя мечта". У каждого лист бумаги, на котором анонимно пишется

предложение: "Моя самая большая мечта - это...". Затем листки складываются и кладутся на середину комнаты. Учитель перемешивает их и раздает детям. Каждый читает про себя и по очереди пантомимой изображает мечту. При обсуждении задаются вопросы о том, как дети себя чувствовали, когда показывали их мечту, не хотелось ли присоединиться к тому, кто показывал мечту.

"Маленький принц". Каждый придумывает свою планету (размер, кто на ней живет, как до нее добраться, какие там законы и т.д.). Затем дети по очереди рассказывают о своих планетах. Остальные могут задавать вопросы.

"Взрослое имя". Представить себя взрослым. Как будете ходить, во что одеты, как к вам будут обращаться? Сначала это делается мысленно, потом каждый по очереди встает, ходит, как взрослый, подходит к кому-то или ко всем по очереди и говорит: "Здравствуйте, меня зовут..." Обсудить, что чувствовали во время выполнения упражнения.

"Программирование своей жизни". Дети разбиваются на пары и по очереди проговаривают фразы, придумывая свои окончания:

1. Я должен стать...
И я должен стать...

2.Я предпочитаю...
И я предпочитаю...

3. Я не могу...
И я не могу...

4. Я не хочу...
И я не хочу...

5.Мне нужно быть...
И мне нужно быть...

6.Я хочу...
И я хочу...

Желательно предложения записать, а потом обсудить в общем круге.

10 ЗАНЯТИЕ. Мой характер Цель занятия:

-помочь ребенку осознать и учиться оценивать свои черты характера в отношении к людям, вещам, самому себе.

Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые. ЗАДАНИЕ:

1.В самой верхней точке находятся самые добрые люди, в самой нижней - самые злые. Между ними - все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?

2.В самой верхней точке - самые щедрые люди, в самой нижней - самые жадные. Где находишься ты?

3. В самой верхней точке - самые честные люди, в самой нижней - самые нечестные.
Где находишься ты?

4.В самой верхней точке - самые дружелюбные люди, в самой нижней - самые недружелюбные. Где находишься ты?

5.В самой верхней точке - самые справедливые люди, в самой нижней - самые несправедливые. Где находишься ты?

6.В самой верхней точке - самые находчивые люди, в самой нижней - самые ненаходчивые. Где находишься ты?

7.В самой верхней точке - самые трудолюбивые люди, в самой нижней - самые ленивые. Где находишься ты?

8.В самой верхней точке - самые самостоятельные люди, в самой нижней - самые несамостоятельные. Где находишься ты?

9.В самой верхней точке - самые заботливые люди, в самой нижней - самые незаботливые. Где находишься ты?

10.В самой верхней точке - самые организованные люди, в самой нижней - самые не- организованные. Где находишься ты?

11.Нравишься ли ты себе, какой ты есть?

12.Хотел бы ты стать еще лучше: вежливее, трудолюбивее, справедливее и т.д.?

13.Что нужно изменить в себе, чтобы стать лучше?

14.Что ты для этого делаешь уже сегодня?

ЗАДАНИЕ: Напротив каждого высказывания отметь вариант ответа, который наиболее подходит тебе. Постарайся отвечать как можно более искренне.

  Никогда Редко Часто Почти всегда Всегда  
1. Помогаю маме или папе по их просьбе.            
2. Были случаи, когда я брал что-то чужое без спроса.            
3. Могу ударить сверстника или того, кто младше.            
4. Обзываю, обижаю словом другого человека.            
5. Легко могу познакомиться, заговорить первым со своим сверстником.            
6. Понимаю чувства, переживания родителей, друзей.            
7. Делюсь тем, что нужно другим, если у них этого нет.            
8. Внимательно слушаю взрослых, не перебиваю.            
9. Договариваюсь, не ссорясь, с товарищами.            
10. Бегаю, кричу, когда учитель вышел из класса.            
И. Благодарю за помощь, подарок, поддержку, услугу.            
12. Берегу свое здоровье.            
13. Поддерживаю порядок, готовлю себе еду,            
  когда остаюсь один дома.          
14. Планирую свои дела на завтра, на ближайшие дни.          
15. Легко выражаю свои переживания,          
16. Извиняюсь, если был не прав.          
17. Когда мне нужна помощь, я прошу об этом.          
18. 19. Соблюдаю правила личной гигиены.          
Спрашиваю разрешение, если нужно взять          
20. 21. Могу возразить, отказать человеку, если с ним не согласен.          
Мое поведение заслуживает одобрение.          
22. Совершаю хорошие, добрые поступки.          
23. Совершаю честные, добрые поступки.      
24. Моим близким нравятся мои привычки.          
25. Стремлюсь стать лучше, чем сейчас.          
                           

11 ЗАНЯТИЕ. Взаимоотношения и дружба в классе. Цель занятия:

ВОПРОСЫ:

1. Что значит быть внимательным в общении с людьми?

2. Каково значение памяти в общении?

3. Какие качества характера помогают общению, а какие нет?

4. Что такое правила вежливости?
АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ:

1 Ты случайно, не желая тою, нанес большой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?

А)сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба; Б)извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого; В)постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба; Г) свалишь вину на того, кто пострадал, пусть не лезет, сам виноват; Д) или...

2 Ты узнал, что друг обманул тебя. Что делать? Как узнать точно, обманул ли он тебя? Что
ты будешь делать, как вести себя:

А)узнаешь мнение о своем друге у кого-либо; Б)поговоришь с другом, выяснишь, в чем дело; В)намекнешь другу, что знаешь об обмане; Г)подождешь - время покажет; Д)будсшь продолжать доверять другу: Е)обидишься на него; Ж)или...

3 Ты забыл взять с собой какой-то предмет, а думал, что принес его. Кто-то из сверстников
говорит тебе: «Какой ты растяпа! Хорошо, что свою голову не забыл!» Обычно ты в ответ
говоришь:

А)»Это может случиться с каждым. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что

забыл что-то».

Б)Скажешь: «Ты прав» или промолчишь.

В)»Если кто-то растяпа, так это ты!»

4 Тебе нужно, чтобы кто-то сделал за тебя одно дело. Обычно в таких ситуациях ты:
А)Говоришь:»Вы должны это сделать за меня!»

Б)Говоришь:»Не могли бы вы сделать за меня одно дело?»,после этого объясняешь, что именно.

В)Слегка намекаешь, что тебе нужна услуга или помощь этого человека.

5 Ты видишь, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких случаях ты:

A) Ничего не говоришь и оставляешь этого человека наедине с собой.
Б) Смеясь, говоришь: «Ты просто как маленький!»

B) Говоришь: «Ты выглядишь расстроенным, что-то случилось?»

Что позволяет приобрести друзей и их любовь: (памятка общения)

1. Интересуйтесь искренне другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека - это самый сладостный, важный для него звук на любом
языке. Называйте друзей, знакомых по имени.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряй других говорить о себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

(по Д. Карнеги)

ЗАДАНИЕ: Что такое - «друг», «враг»? Что бы ты сделал со своим «врагом», если бы получил такую волшебную возможность? Найди во «враге» что-то смешное, найди то, что вызывает жалость. Постарайся увидеть в нем что-то хорошее. А теперь постарайся увидеть себя глазами «врага» и понять, что же ему так не нравится в тебе, за что он тебя обижает?

Нарисуй себя и своих одноклассников кружками так, чтобы получилось схематическое изображение класса. В кружках напиши имена и фамилии учеников (можно сокращенно). УПРАЖНЕНИЕ: МИЛОСЕРДИЕ И ЗАБОТА

Чужой беды не бывает. Как помочь человеку? Как предложить свою помощь? Как узнать, нужна ли моя помощь? Говорят, что жалость унижает человека. Что ты думаешь по этому поводу? Что такое сострадание, сочувствие, сопереживание? Почему (зачем) мы заботимся о животных, любим их? Что значит «чувствовать другого», сострадать, сопереживать? Почему говорят: поделишься радостью - ее становится больше; поделишься горем - его становится меньше?

Почему мама устает? Почему у папы огорченный вид? Есть ли у тебя младший братишка (младшая сестренка)? Как ты помогаешь его (ее) воспитывать? Какова твоя роль в воспитании младших братьев и сестер? Что самое главное в семье?

Продолжи предложения: 1.Я забочусь о

2. Моя забота проявляется в

3. Результатом моей заботы является

Легенда о времени колокольчиков

У синего-синего моря стоял город, в котором жили пекари и художники, часовщики и актёры, сапожники и звездочёты... Все они были настоящими мастерами, все любили свой город, и у каждого была тайна - тайна их города. Каждый в детстве был волшебником и умел творить чудеса.

В городе на Тенистой улице в одном доме жили герои нашей легенды: на вид самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Но самыми обыкновенными они казались только тогда, когда вокруг них было много людей. А когда они оставались сами с собой...

Димка был тощим, длинным, с вечно ободранными коленками и торчащими на макушке вихрами. Больше всего на свете он любил время, когда гроза загоняла людей в дома, а на море бушевал шторм. Тогда Димка забирался на городскую стену, расправлял руки-крылья и делал шаг прямо в небо. Димка умел летать, и это было его волшебством, его тайной.

Ромку дразнили в школе Веснушкой, ведь было у него их столько, что и не сосчитать. Он обладал солнечным волшебством. Где бы он ни появлялся - где совсем темно или где человеку плохо и на душе его хмарь, Ромкина улыбка рождала ответную улыбку, и людям становилось тепло, светло, словно появлялся солнечный зайчик.

Уля, как и все девчонки, любила цветы. Она любила их по-особенному: она их рисовала. Получались сказочные, необыкновенные цветы - они оживали, начинали источать чудесный аромат, трепетать от ветра. Поэтому комната Ули всегда была полна цветов, и она очень любила их дарить. А особенно любила дарить цветы своей подруге Женьке.

Женька, хоть и девчонка, по характеру очень походила на своего деда - капитана дальнего плавания. Больше, чем о цветах и куклах, Женька мечтала о необыкновенных приключениях, о заманчивых путешествиях на кораблях. И если вы вдруг теряли интерес к жизни, у вас опускались руки и вы переставали верить в собственные силы, покорялись несправедливости, достаточно было просто подойти к Женьке, посмотреть в её отчаянные глаза, почувствовать её руку на своём плече - и у вас появлялась решимость действовать, бороться и защищать людей от несправедливости.

Самой маленькой в компании ребят была Анечка. Такая худенькая, беленькая, что её называли Одуванчиком. Каждый звук в окружающем мире был ноткой Анечкиных песенок. Что бы она ни слышала: шум дождя, звон капель, шёпот прибоя, шелест травы. - всё это становилось её песнями. Анечка любила сидеть на подоконнике, свесив ноги во двор, и напевать. Мимо проходили люди, иногда очень серьёзные, в шляпах и с портфелями. Но, проходя два три квартала, они вдруг начинали мурлыкать Анечкины мелодии. И уже другими глазами смотрели на воробьев, купающихся в лужах, на море, на свой Город и начинали любить его.

Среди ребят был ещё один мальчишка - Борис. Он понимал и любил море, и море любило его. И люди после разговора с ним начинали любить море, писали картины, стихи, уходили юнгами, капитанами. Любовь к морю родилась у Бориса, может быть, потому, что, когда он был совсем-совсем маленьким, его отец ушёл в дальнее плавание. Он ушёл и на прощание подарил Борису маленький колокольчик, который назывался корабельной рындой. Отец не мог подарить ему настоящую, большую рынду и подарил маленькую, сказав "Если тебе когда-нибудь станет очень плохо, звони в колокольчик и тебя услышат".

До сих пор отец не вернулся из плавания, но раз в год он присылал письмо с описанием своих приключений, о друзьях, об удивительных странах. Борька очень любил эти письма и писал отцу ответы. Но однажды Борис возвратился домой и стал искать последнее письмо отца, чтобы прочитать ею друзьям. Роясь в столе, он наткнулся на пачку своих почему-то неотправленных писем и на недописанное письмо отца к нему. Письма за отца писала мама. Она хотела уберечь Борика, считая его маленьким, а ведь все взрослые в городе знали, что отец Борьки попал в кораблекрушение. Ходили разные слухи: некоторые говорили, что спаслись несколько человек, или один, или только двое. Иные говорили, что все погибли. Но никто не видел ни одного человека с того корабля.

И вот со дня своего ужасного открытия Борька возненавидел море. Уже никто не видел его бегущим по берегу, он отворачивался от волн. Жил он на самом верхнем этаже дома, откуда ему было видно и небо и море. Но Борик закрыл ставни, задёрнул шторы, чтобы не видеть моря и не слышать шум прибоя. Борьку стала окружать какая-то муть, все краски мира для него потускнели. Он перестал выходить во двор, встречаться с ребятами. Потом отчаянье Бориса переросло в болезнь, и эта страшная болезнь лишила его света и радости в жизни.

Наступил такой день, когда мама Бориса открыла окно комнаты сына, но за окном уже не было ничего: ни моря, ни солнца - всё заволокла серая вата.

Как-то Борька подумал, что вдруг всё это неправда, и отец вернётся. Но понял он, что даже если это случится, всё равно не будет такой встречи, о которой он мечтал. Он же хотел выбежать на морской берег, подняться на корабль!... И Борик решил, что дальше так жить нельзя. Когда на его подоконник, на колокольчик отца упал луч солнца, Борик стал звонить в колокольчик, всё-таки надеясь на что-то. Раздался необычно тихий, но очень ясный тревожный звон.

... Ребята играли во дворе. Анечка, как всегда, что-то напевала. Вдруг все почувствовали, что им как-то не по себе. Анечка пела не обычную весёлую песенку, а тревожную. Это был призыв о помощи, рождалось ощущение беды, что кому-то очень плохо. Ребята окружили Анечку и стали расспрашивать, что случилось. Она отвечала, что и сама не понимает, но чувствует, что где-то в море кораблекрушение и звонит рында. Но на море был штиль и корабли вовсе не тонули. А ребята вслушивались, стараясь понять, откуда идёт этот звук, и поняли, что это - из окна Борьки. И тут все вспомнили, что он уже давно не выходил во двор, что слышали от взрослых, что Борик заболел и не покидает дома, и его оставляют одного взаперти. Ребята решили немедленно проникнуть к Борьке, но дверь его квартиры оказалась запертой. И тогда Димка - он стеснялся своего чуда, своего умения летать - сказал: "Идите со мной". И они залезли на крышу сарая напротив Борькиного окна, и Димка взлетел.

... Борьке показалось вдруг, что к нему на подоконник села какая-то птица, и он вздрогнул от неожиданности, когда его взяли за руку. Это Димка пытался растормошить Бориса: его пугал взгляд друга, отрешённый, направленный как бы внутрь себя. А ребята уже барабанили в дверь, и наконец около Бориса собралась вся компания. Ребята увидели такого Бориса, какого никогда не видели: грустное лицо, руки, бессильно опущенные на подлокотники кресла. Все не знали, что и делать, растерялись, и тогда проявилось волшебство Женьки.

Она обвела всех взглядом, и каждый понял, чем он может помочь Борьке. Ромка улыбнулся, распахнул окно ещё шире, и комнату залили потоки ослепительного солнечного света. Прямо на стене, напротив окна, Уля нарисовала целое поле цветов, и их аромат наполнил комнату.

Сквозь серую пелену и туман Борька стал различать и солнечного зайчика на стене, и красные маки, нарисованные Улей, увидел синее-синее море. К нему стала возвращаться радость. Борька рассмеялся. Ребята повели его к городской стене, он с жадностью вдыхал солёный морской воздух, порывы ветра, и к нему стала возвращаться надежда на чудо. И маленькие чудеса ребят соединились в одно большое волшебство. К городской гавани уже подходил корабль Борькиного отца!

Прямо здесь, на городской стене, ребята дали слово: не расставаться. Раз они могут все вместе совершить чудо, значит, должны помогать всем, кому тяжело, грустно, горько. И если любой из них узнает, что кого-то постигла беда, каждый будет звонить в свой колокольчик, и все вместе они помогут человеку.

С той поры наступило время Колокольчиков. А первые буквы имён ребят, как вы уже догадались, составляли вместе слово Дружба.

Авторы сказки - старшеклассники, работающие по программе Ордена детского милосердия. Она посвящена тем, кого зовут обречённым словом инвалид...

Вокруг тебя живёт много людей, и все они - разные. Кто-то молод, здоров и счастлив. Кто-то нуждается в помощи, кто-то долго болеет и ему одиноко. К сожалению, не все дети ходят в школу. Некоторых болезнь надолго "приковала" к постели. Есть дети, которые плохо видят, слышат, не могут передвигаться из-за болезни позвоночника. Обсудите в классе, кому из ваших сверстников, часто и долго болеющих детей, вы могли бы оказать поддержку своим вниманием и заботой. Если его нельзя посетить, напишите ему коллективное письмо.

Размышляю над собой, анализирую себя:

- Какой я друг (подруга)?

- Что я могy сделать для друга?

- Стремлюсь ли стать лучше?

12 ЗАНЯТИЕ. Красота и любовь.

Ответь на следующие вопросы:

1. Почему такие понятия, как «красота» и «любовь» часто стоят рядом? Какая между ними
связь?

2. Почему меня привлекает все красивое? Как оно на меня влияет? (Приведи примеры, что
ты считаешь красивым)

3. Могу ли я создавать, творить красивое? (Приведи примеры созданной тобой красоты)

4. Что значит «любить»?

5. Что значит «быть любимым»?

6. Что мы чувствуем, когда любим и когда нас любят?

7. О чем мы думаем, когда любим и когда нас любят?

8. Что нам хочется сделать (что мы делаем), когда любим и когда нас любят?

Словарь эмоций и чувств

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ - чувство, связанное с лишением защиты, безопасности,

невозможностью защитить себя.

ВОСТОРГ - бурное, положительное сильное переживание, вызванное восхищением кем-то

или чем-то.

ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ТОСКА - близкие отрицательные чувства или настроения. Грусть -

чувство уныния, легкой печали. Печаль - состояние, связанное с какой-либо утратой,

потерей. Тоска - настроение, связанное с душевной тревогой, утратой.

ДОСТОИНСТВО - чувство уважения к самому себе (чувство собственного достоинства).

ЛЮБОВЬ - это высшая степень эмоционально-положительного отношения к кому-либо или

чему-либо.

ГНЕВ, НЕГОДОВАНИЕ - сильное переживание, связанные с недовольством кем-то, чем-то.

ТРЕВОЖНОСТЬ - переживание неизвестности, ответственность, ожидание неприятности,

которая сопровождается скованностью или собранностью.

НЕЖНОСТЬ — это проявление душевного тепла, ласки, любви.

СТЫД, СМУЩЕНИЕ - это реакция на несоответствие своего поведения, поступка принятым

нормам, правилам или ожиданиям других людей, недовольство собой.

СОМНЕНИЕ - это неуверенность, колебания, связанные с невозможностью достижения

цели, правильностью своих действий.

ЖАЛОСТЬ - переживания, связанные с отзывчивостью горю, страданию других, желанию

помочь, заботиться о ком — то.

ОБИДА - огорчение, связанное с оскорблением, несправедливым замечанием, оценкой.

ОГОРЧЕНИЕ - это неприятное переживание, связанное с тем, что не получилось так, как было намечено.

ОТВРАЩЕНИЕ - неприятное чувство, связанное с нежеланием видеть, слышать кого-то, что-то.

РАСКАЯНИЕ - чувство сожаления о чем-либо, искреннее признание в совершенной ошибке. СТРАХ - боязнь чего-либо или кого-либо, испуг.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признании достоинств. УЖАС - сильное переживание, при котором человек так боится чего-то, что теряет контроль над собой.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:

1. Что такое настроение?

2. Каким бывает настроение?

3. Назови причины плохого настроения?

4. Что можно сделать, чтобы у тебя и окружающих настроение было хорошим? Придумай
правила, которые помогут поддерживать хорошее настроение.

5. Влияет ли наше настроение на состояние нашего здоровья? У какого человека больше
проблем со здоровьем: у которого чаще плохое, подавленное настроение или у которого
веселое, бодрое настроение?

6. Какие чувства, переживания человека разрушают его здоровье?

7. Почему зависть называют «черной»? Злорадство - это злая радость. Что значит быть
злорадным? Приведи примеры.

8. Всегда ли страх приводит к бездействию? Бывает ли наоборот: может ли страх придать
человеку силы? Приведи примеры.

Анализ ситуаций:

1. Мальчик учится в школе. Он приходит домой раньше своих родителей, у него есть свой
ключ от квартиры. Вот и сейчас он достаёт ключ, откроет дверь, войдёт в свою комнату,
положит портфель, быстро поест и пойдёт гулять... Но где же ключ? Мальчик ищет его в
портфеле, и в карманах, и вокруг себя на полу... Нет ключа! Мальчик расстроился: мама и
папа придут с работы поздно, да и попадёт ему за потерю. Он пошёл на улицу и там стал
искать. Искал долго, и когда уже собирался заплакать, увидел ключ под скамейкой..."
Что чувствовал мальчик вначале?

Чего испугался мальчик?

Что он почувствовал, когда нашёл?

Что нужно было сделать, если бы он не нашёл ключ?

Чего ты чаще всего боишься?

Как справиться со своим страхом?

2. Тебе предстоит выступать на празднике или соревновании, конкурсе. Ты волнуешься
перед выступлением? Если да, то как можно себе помочь? Выбери из предложенных
способов тот, который тебе нравится и попробуй его использовать:

а) Думать об успехе. Представлять себе, как хорошо всё получится.

б) Представить себя в обычной ситуации, обстановке или представить, что вокруг никого нет.

в) Думать о том, что хорошо подготовился, как повторить, проверить свою готовность,
направить все мысли на то дело, которое предстоит выполнить.

г) Успокоить себя, используя фразы: "У меня всё хорошо получится", "Я спокоен ".

13 ЗАНЯТИЕ. Мое духовное и физическое здоровье.

Цель занятия: обобщить знания о здоровье и здоровом образе жизни.

Правила здорового образа жизни

Мы уже называли следующие составляющие здорового образа жизни: очищение и закаливание организма, физические и умственные нагрузки, сон и отдых, правильное питание. Прочитай ещё раз правила, дополни и запомни их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: