Целью воспитания является здоровье воспитанника и его человеческое счастье. Что же такое здоровье человека? Состояние здоровья - психического или физического - это состояние нормы. Для взрослого человека норма - это, прежде всего, благополучие, умение владеть собой, сознательно контролировать свое поведение (мы говорим сейчас о психическом здоровье). К ребенку пока такие требования предъявить нельзя, так как он еще не сформировался как личность, но есть психические качества, которые одинаково являются нормой как для взрослых, так и для детей:
о альтруистическая жизненная позиция, такая установка делает человека счастливым,
самые несчастные люди на свете - это эгоисты; о стойкость, умение переносить трудности, лишения, страдания, как духовные, так и
физические;
о ум, любознательность, активность; о смелость, решительность, сила воли; о общительность, интерес к людям, уважение к ним, соблюдение элементарных
этических норм;
о стремление к созиданию, развитая фантазия, воображение, любовь к творчеству; о любовь к свободе, стремление быть независимым. От чего (или кого) зависит наше здоровье?
|
|
а) наследственность (темперамент, болезни, передающиеся по наследству и т. п.);
б) приобретенные болезни и патологии (трудные роды, физические и психические
травмы);
в) неправильный режим питания (переедание, недоедание, некачественные продукты, отсутствие сбалансированного питания и т. п.);
г) неправильное воспитание (низкая педагогическая культура):
- личностные особенности родителей (авторитаризм, педантизм, излишняя тревожность, мнительность, склонность к конфликтности, эмоциональная неустойчивость,
раздражительность, пессимизм, и т. п.),
- родители решают свои проблемы за счет детей - бросают их, манипулируют, «делят» при разводах,
- страх потерять ребенка - от физической до духовной утраты, а дети это очень хорошо чувствуют и тоже начинают манипулировать взрослыми: «Не купишь - выброшусь из окна!»,
- страх взросления ребенка - сверхопека - смысл своей жизни родители видят только в ребенке, а когда он взрослеет, отдаляется, то это пугает, приводит к потере смысла жизни родителями, они не хотят отпускать ребенка, идут на все, чтобы подольше удержать его около себя, делают его зависимым от себя, не приучают к самостоятельности;
д) проблемы в школе:
- ситуация постоянного неуспеха, страх несоответствия ожиданиям взрослых (наиболее
часто встречающийся у наших детей: родители, учителя ждут от ребенка отличных отметок,
а у него не получается так учиться, возникает тревога, напряжение, а это приводит к
различны заболеваниям),
- плохие отношения с одноклассниками, учителями;
е) проблемы дома (неполные семьи, разводы, пьянство родителей, атмосфера
недоброжелательности, лицемерия, ханжества, лжи, непонимания ребенка, запугивание и
т.п.);
ж) возрастные особенности ребенка (кризисы, особенно подростковый: в 12- 13 лет
поведением ребенка руководит подсознание);
з) личностные особенности ребенка (страхи, тревоги и т.п.);
и) проблемы на улице (не умеет играть со сверстниками, дружить, ябеда, агрессивный, плакса и т. п.); к) воздействие СМИ.