Профилактика негативного влияния телевидения на психическое здоровье ребенка

Смотреть телевизор - в основном пассивное занятие, нередко вызывающее физическую и эмоциональную вялость. В то же время это занятие может успокоить детей, помогая им расслабиться и сконцентрировать внимание. Просмотр телепередач не только отнимает время. Дети смотрят новости, информационные программы, документальные фильмы, расширяют свой кругозор, сопереживая героям фильмов. В то же время, детские психологи пришли к выводу о негативном влиянии телевидения на детей. Дети часто в игре или в реальной жизни подражают насилию, демонстрируемому по телевидению. Дети склонны отождествлять себя с жертвами или агрессорами и действовать в соответствии с этими ролями. Под влиянием фильмов со сценами насилия дети могут стать нечувствительными к жестокости. Дети могут прийти к заключению, что насилие является приемлемой моделью поведения.

Специалисты из США и Канады дают следующие рекомендации, направленные на профилактику негативного влияния телевидения на детей.

- Демонстрируйте детям способность изменить собственные вредные привычки, связанные с телевидением.

- Не оставляйте телевизор включенным, если не смотрите его.

- Исключайте просмотр телепередач, связанных с насилием, особенно когда ваш
ребенок дома.

- Не делайте из телевизора «фон»: не занимайтесь чем-либо, когда смотрите телевизор (и не смотрите телевизор, когда что-либо делаете).

- Сократите время, в течение которого вы смотрите телевизор.

- Исключите просмотр телевизора при общении с гостями.

- Учите детей заранее выбирать телепередачи заранее, планировать просмотр
телепередач (с учетом других задач) на день, неделю.

- Не разрешайте ребенку смотреть телепрограммы, показывающие агрессию.

Старайтесь планировать, какие программы ребенок будет смотреть, исключайте передачи, содержащие сцены насилия, сексуальной агрессии. Спрашивайте ребенка, какие программы он собирается смотреть и не позволяйте ему смотреть те программы, которые вас беспокоят.

Если вы обнаружили, что ребенок смотрит программу, в которой есть сцены насилия, сексуальной агрессии или связанную со стрессом, выразите свое беспокойство и предложите ребенку выбрать другую программу или заняться другим делом. Если ребенок отказывается это сделать, проявите твердость и переключите на другую программу или выключите телевизор.

- Помогите ребенку отличать события, демонстрируемые по телевидению и происходящие в действительности.

Когда ребенок становится свидетелем акта насилия на экране, обратите его внимание на то, что это событие инсценировано, в нем применяются специальные эффекты, в нем участвуют актеры. Важно объяснить ребенку, в чем отличие этого сюжета от реальных событий. Так, жертвы телевизионного насилия необычайно быстро восстанавливают силы и здоровье, чем жертвы настоящего насилия. Необходимо объяснить, в чем отличие телевизионных и реальных ситуаций. Например, если ребенок считает, что родители в телевизионном фильме более умные и веселые, чем его собственные родители, разъясните, что в действительности артисты не живут со своими «телевизионными» детьми, что опытные писатели пишут для них слова, и актеры долго репетируют каждую сцену кинофильма.

- Установите условия и продолжительность времени, в течение которого ребенку разрешено смотреть телевизор.

Многие дети младшего школьного возраста смотрят телевизор по 3-6 часов в день. В таком случае у них практически не остается времени на учебу, общение, работу по дому, спорт. На телевизор ребенку следует тратить не более 1-2 часов в день. Однако и это время следует сократить, если не хватает времени на работу по дому, выполнение домашних заданий.

Предусматривайте телепрограммы, которые ребенку следует просматривать вместе с другими членами семьи. Целесообразно установить интервал времени, когда просмотр телепередач прекращается. Этот интервал можно смещать, чтобы посмотреть интересную программу.

- Организуйте занятия ребенка, которые могут заменить просмотр телевизора.

Сокращая время, которое ребенок смотрит телевизор, и не предлагая ничего взамен, родители не достигнут своих воспитательных целей. Если ребенку больше нечем заняться, то ему будет недоставать телевизора. Предлагая ребенку поиграть, заняться чем-то полезным и приятным, старайтесь принять участие в его делах.

- Периодически придерживайтесь принципа «день без телевидения».

Если хороших телепередач не намечается или предполагается какое-то другое занятие. объявите «день без телевидения» («вечер без телевидения»). Ребенок должен ощутить, что без телевизора вполне можно обойтись. Особенно отказ от телевидения подходит после того. как несколько вечеров подряд вы смотрели телевизор дольше обычного.

Вопросы для обсуждения проблемы влияния телевидения на психическое здоровье детей

Для осмысления обсуждаемых материалов родителям могут быть предложены вопросы:

- Какие дети наиболее предрасположены к длительному просмотру телепередач?

- Как влияет на ребенка длительное сидение у телевизора?

- Какие телепередачи и художественные фильмы оказывают негативное влияние на психологическое здоровье детей?

- Как следует учить ребенка безопасному просмотру телепередач?

- Какова роль примера родителей в формировании у детей правильного отношения к
телевиденью?

- Какие занятия могут послужить для детей альтернативой сидению у телевизора?

В ходе обсуждения проблемы профилактики негативного влияния на детей телевидения родителям также предлагается обсудить вопросы:

- Сравните влияние на ребенка телевизора и компьютерных игр.

- Сравните влияние на ребенка телевизора и видеомагнитофона.

- Как можно использовать видеомагнитофон (и компьютер как средство просмотра
фильмов) для нейтрализации негативного влияния телевизора на ребенка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: