Успешная социальная адаптация

Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения - удовлетворенности или неудовлетворенности. Человек может быть гармоничным и адаптивным, либо дисгармоничным и дезадаптивным.

Существуют различные трактовки термина «адаптация». Слово «адаптация» произошло от латинского - «приспособление, привыкание». Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптацию можно понимать как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это своеобразное состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой. В некотором смысле адаптацию можно понимать как процесс достижения гармонии индивида и среды.

Согласно А. Филипсу (1998) адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

1. Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми
встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Примерами такой адаптации может служить посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений.

2. В более широком смысле адаптация не сводится к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способностью придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Признаками эффективной адаптированности считаются:

1. Адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства,

2. Адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.

Различают физиологическую и социально-психологическую адаптацию. Под физиологической адаптацией понимается изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы воздействующих раздражителей. Социально-психологическая адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

В последнее время проблеме адаптации к школе уделяется особенно пристальное внимание, что связано с увеличением числа детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения, имеют трудности школьной адаптации. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 и с 7 лет. Приспособление ребенка к новым условиям, в частности, к школе, называется адаптацией.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

В адаптационный период некоторые дети очень шумны, «без удержу» носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно: другие напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются вести себя незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе «домашние» дети, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Однако практика показывает, что это не всегда соответствует действительности и значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие детский сад.

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к условиям жизни может протекать по-разному. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой. Легкая адаптация характеризуется напряженностью функциональных систем организма ребенка, которая компенсируется в течение первой четверти. При средней адаптации нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация протекает тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Легкую адаптацию и адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. Тяжелое протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника.

Лучше переносят период поступления в школу здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить: благоприятная динамика работоспособности, ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Тяжелее всего адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности; дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие нервно-психические расстройства.

Социально-психологическая адаптация - процесс активного приспособления. Для того, чтобы адаптироваться, нужно проявить специальные умения. Человек как сам может менять ситуацию, так и среда может менять его. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к учителю, классу, школе, но и самим педагогам к новым для них ученикам. Первоначальный этап пребывания в школе - это период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: