Часть 1. Общая характеристика психического здоровья и психологической культуры младших школьников

Авторский коллектив

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторского коллектива.................................................................................. с. 3

Часть 1. Общая характеристика психического здоровья

и психологической культуры младших школьников................................... с. 4

Часть 2. Общая характеристика психического здоровья

и психологической культуры младших школьников................................... с. 36

Часть 3. Материалы к родительским собраниям......................................... с. 154

Отпечатано ПБОЮЛ Колмогоров И.А. Подписано в печать 7.06.04

Формат 60x84 1/8. Печать RISO. Бумага офсетная. Заказ № 13 Тираж 200 экз. г. Барнаул, ул. Короленко, 86. тел/факс: 23-25-21.


Часть 1. Общая характеристика психического здоровья и психологической культуры младших школьников

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Состояние психического здоровья детей - это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны. В то же время в настоящий период отмечается рост нервно-психических расстройств у детей и подростков, причем в Алтайском крае негативная динамика более выражена, чем в среднем по РФ. Рост преступности, распространение аддитивных нарушений (зависимостей), суицидальной направленности поведения, а также повышение показателей смертности в результате несчастных случаев, травматизма прямым или косвенным образом связаны со снижением уровня психического здоровья населения нашей страны, в частности - подрастающего поколения. Предупреждение нервно-психических нарушений, сохранение и укрепление психического здоровья требует усилий многих ведомств, организаций, слоев общества, в том числе - системы образования.

В рамках системы образования здоровье и, в частности, психическое здоровье учащихся важно рассматривать, прежде всего, как воспитательно-образовательную категорию в контексте проблем воспитания, обучения и психического развития.

О том, что психическое здоровье детей и подростков является серьезной проблемой нашего общества, свидетельствуют следующие результаты обследований (цит. по О.А. Голдобина, В.А. Трешутин, 2002): 9,6% детей до 3 лет имеют выраженную психическую патологию (Г.В. Козловская, 1995), среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют болезненные отклонения в психике; у школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80% (Л.Я. Шеметова, И.А. Потапкин, 1995). При обследовании подростков психические расстройства выявляются у 30-60% обследуемых (М.Б. Брызгин, 1995; Д.П. Дербенев, 1997; М.А. Лебедев, 1997). К приведенным сведениям следует добавить, что за последние 10 лет, по официальным данным, смертность от самоубийств среди детей и подростков возросла в 2 раза (А.А. Северный, 2000), около 20% школьников имеют опыт употребления наркотических и токсикологических средств (В.А. Трешутин, 2000). Двадцатилетний мониторинг психического здоровья детей раннего возраста показал, что если в начале 80-х годов на 100 малышей до трех лет приходилось 9 с психическими нарушениями и 30 составляло «группу риска», то к концу 90-х годов таких детей выявлялось 15,5 и 35 -соответственно.

Что же такое - психическое здоровье? Термин «здоровье», согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Как видно из этого определения, здоровье имеет физическую, душевную и социальную составляющие. Душевное или психическое здоровье, таким образом, можно определить как состояние психического благополучия, а не только как отсутствие психических болезней.

А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским (1990) предложено следующее определение: «психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям, окружающей деятельности регуляцию поведения, деятельности».

Согласно формулировке, приведенной Б.С. Положим (2001), «психическое здоровье -это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы поведения».

Психологами часто используется понятие «психологическое здоровье». И.В. Дубровина (1994) и др. видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие «психическое здоровье» относится прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а понятие «психологическое здоровье» - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философскою и других аспектов. Они отмечают, что психическое здоровье связывает две области практики - медицинскую и психологическую. В то же время ими конкретно не анализируется отличие психологического аспекта от медицинского. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах.

На наш взгляд, психическое здоровье является «фундаментом», основой для здоровья психологического. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психологическое здоровье - это такая составляющая здоровья, которая привносится влияниями других людей, в том числе, педагогов, а также - самообразованием, самовоспитанием и саморазвитием личности. Психологическое здоровье - результат целенаправленных усилий людей (взрослых, педагогов и самого себя) по повышению своего душевного благополучия, в этом плане понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятием «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредствовано, зависит от культурной «рамки», внутри которой находится ребенок. При этом делается акцент на передачу взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роль взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития и становления их психологического здоровья. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребенка. Таким образом, образование является важным фактором, способствующим формированию основ психологического здоровья личности, здорового образа жизни. Психологическое здоровье возможно лишь при развитой психологической культуре человека, личности. Психологическая культура личности, являющаяся результатом её воспитанности и обученности, является решающим фактором. определяющим её психологическое здоровье.

Мы определяем общую психологическую культуру личности следующим образом: это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни. способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворённости собственной жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.

Можно выделить следующие составляющие или структурные компоненты психологической культуры личности, которые могут быть основой для определения параметров диагностики, а также ориентиров образовательной деятельности:

1) когнитивный (психологическая грамотность);

2) психологическая компетентность;

3) ценностно-смысловой;

4) рефлексивно-оценочный;

5) культуротворческий.

Исследования, проведенные Ю.П. Лисицыным, показали, что наиболее значимым среди факторов, обусловливающих здоровье человека, является образ жизни. Его удельный вес в процентах от всех факторов риска составляет 49-53%, далее по убывающей следует генетика. биология человека (18-22%), внешняя среда (17-20%) и заключает перечень здравоохранение (8-10%).


Таким образом, психическое здоровье также существенно определяется образом жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает:

-стремление к физическому совершенству;

-достижение душевной, психической гармонии в окружающей жизни;

-обеспечение полноценного питания;

-исключение из жизни многочисленных аспектов саморазрушающего поведения и т.д.

Таким образом, под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Выделяют 10 наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье человека:

1) профилактика вредных привычек;

2) культура питания;

3) оптимальные физические нагрузки;

4) психологический фактор (эмоциональное благополучие);

5) сон, отдых;

6) экологический фактор;

7) личная гигиена;

8) своевременная медицинская помощь;

9) социально-экономический фактор;

10) наследственность.

На основе анализа медико-психологической литературы нами выделены компоненты, которые характеризуют как психическое, так и психологическое здоровье личности.

Компоненты психического здоровья:

1. Самосознание, образ «Я», адекватные полу и возрасту, позитивное самоотношение, соответствующая возрасту, близкая к адекватной самооценка.

2. Успешная социальная адаптация.

3. Принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность (труд, учёба), жизнь (внутренний локус контроля).

4. Психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие.

5. Построение жизненной перспективы, осмысление собственной жизни.

6. Адекватная ориентировка в настоящем (во времени и месте), осознание своих эмоций, мыслей, чувств «здесь и теперь».

7. Способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться (способность к бесконфликтному, деловому, доверительному общению, сформированность партнерской позиции - «на равных» и т.д.).

8. Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни).

9. Гармонизация потребностей и возможностей, отсутствие длительных, глубоких противоречий между потребностями и возможностями.

10. Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность (ощущение, воображение, внимание, память, мышление и т.д.).

Рассмотрим отдельные компоненты психического здоровья человека и возможности его укрепления в младшем школьном возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: