Уровни и критерии адаптации первоклассников к школе по А.Л. Венгеру (1989)

Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации
- Первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно; -учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; -решает усложнённые задачи; -прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; - выполняет поручения без лишнего контроля; - проявляет большой интерес к самостоятельной работе; - готовится ко всем урокам; -занимает в классе благоприятное статусное положение. - Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; -понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; -усваивает основное содержание учебных программ; -самостоятельно решает типовые задачи; -бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; -общественные поручения выполняет добросовестно; - дружит со многими одноклассниками. -Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; -нередко жалуется на нездоровье; -у ребёнка доминирует подавленное настроение; -зачастую нарушает дисциплину; -объясняемый учителем материал, усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; - при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; - к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; -близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Краткая характеристика каждой группы
Дети, приспособившиеся к школе, более или менее успешны в учёбе, общении. Кроме того, полные желаний, не связанных со школой: они любят спорт, посещают кружки и студии. Интересно проводят свободное от школы и домашнего задания время. Это дети, приспособленные к школе. Дети, в основном приспособившиеся к школьным требованиям. При этом, они часто болеют, быстро утомляются, не имеют времени, сил и желания для активной внешкольной жизни. Иногда имеют комплекс психосоматических проблем. Это дети, приспособленные к школе ценой отказа от перспектив развития. Дезадаптированные дети. Они не приспособились к школьному функционированию. Хронически неуспешные, тревожные, потерявшие веру в себя и интерес к познанию

Социально - психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному и различается по скорости и устойчивости. Можно выделить три группы детей в зависимости от скорости и успешности адаптации:

Первая группа детей (56% учащихся) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Часть из них не испытывает- затруднений с начала учебы. Они добросовестны, доброжелательны, быстро приобретают друзей. У них хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние. Для части учащихся возникают сложности в приобретении социальных контактов: сфера их общения в первые два месяца ограничена, активность на уроке снижена. У других учеников трудность связана с выполнением правил поведения: они часто отвлекаются на уроках. В конце октября происходит смена поведенческих реакций, повышается активность на уроках.

Вторая группа (30% детей) с неустойчивой адаптацией. Их отличает более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения. Это связано с плохой подготовкой детей к школе, с низким уровнем развития у них познавательных интересов. В начале учебы у таких детей происходит перестройка: нарушается учебная активность, она кратковременна и заменяется игрой. Дети рисуют на уроках, играют. Это говорит о социальной незрелости детей. У некоторых из них в первые 3-4 месяца отмечаются трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками.

Третья группа (14% детей) - дети с нарушением норм социально-психологической адаптации. У некоторых детей слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учебе резко снижает их социальный статус. Постоянно меняется характер взаимоотношений с учителем, требования выполняются формально. Такие дети теряются в ответах на вопросы учителя, перемены проводят в одиночестве, их лицо отражает эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Процесс адаптации к школе продолжается весь первый год обучения, первые шесть-девять недель закладывают основу, определяют успешность и эффективность дальнейшего процесса обучения.

Во время адаптации изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Учитель должен четко представлять и учитывать все факторы, способствующие адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющие ее, мешающие адекватно приспособиться и нести ответственность за здоровье каждого ребенка. Большинство детей, в основном, готово к школе. Это позволяет им принимать требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий. Учителю с первых дней важно разъяснить детям, что от них требуется, показать отличие новой позиции от той, которая была раньше, до школы. Требования, которые предъявляет учитель по соблюдению правил и норм поведения, вовсе не означают, что разговор о них должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей. Дети должны сами разобраться в необходимости каждого правила, выделить наиболее важные, значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения в школе, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у детей определенных нравственных выводов.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен овладеть определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, на перемене играют в сторонке, жмутся к стенке. Поэтому в формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть рассказать что-то о каждом, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение облегчают адаптацию к школе.

Чем лучше учитель относится к ребенку, тем лучше к нему будут относиться его
одноклассники. А от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему плохо, и также относятся к нему дети. Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. В первые месяцы пребывания ребенка в школе необходимо привить ему чувства, что класс, школа не являются чужой ему группой людей, а наоборот - это доброжелательный, чуткий коллектив младших или старших товарищей. От отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться отношения учитель-ученик — отношения, во многом определяющие психологическую адаптацию ребенка к школе.

Особое значение в отношениях учителя и учеников, да и учеников между собой, на
первом этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учебы. Если
учитель считает, что ученик успешно справляется с учебой, у него хорошее поведение, он
хороший товарищ, то также его оценивают и ребята в классе, и родители, и родители eго одноклассников.

В настоящее время в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов ученика, так как отметка может быть психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию в школе. Тем не менее, учитель должен оценивать успехи своих учеников. Более того, успех каждого должен быть замечен, пусть даже небольшой, много меньший, чем у других. Но обязательно он должен быть отмечен всеми, а вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем не нужно делать достоянием гласности - лучше поговорить с ребенком о них наедине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: