Финансовое право – это одна из отраслей права, которая существует во всех странах, принадлежащих к континентальной системе права. Наибольшее развитие финансовое право получило во Франции и Германии.
В России финансовое право сейчас стало развиваться особенно активно. Начало этому процессу было положено в конце XX в. Под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики изменились принципы, а также формы правового регулирования финансов. Это нашло отражение в принципиально новых источниках финансового права, появившихся в последние годы. В их числе Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, принятые в 1998 г. и вступившие в силу в последние годы XX в. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что из года в год увеличивается число законодательных актов, регулирующих различные сферы публичных финансов.
В результате к сегодняшнему дню существенно изменилась и система финансового права. Это выразилось в том, что сфера финансово-правового регулирования заметно расширилась. Во-первых, в связи с созданием в начале 90-х гг. XX в. в России государственных внебюджетных фондов в системе финансового права сформировался соответствующий правовой институт, что было сразу отражено в финансово-правовых учебных курсах. Во-вторых, в связи с переориентацией в условиях рынка государственного управления экономикой на налогообложение налоговое право стало доминантой финансового права. Соответственно, финансово-правовой институт «налоговое право», существовавший в системе советского финансового права, трансформировался сегодня в подотрасль «налоговое право».
|
|
В-третьих, в связи с поисками оптимальной модели бюджетного федерализма в России существенно расширилось правовое регулирование бюджетных отношений. В результате заметно изменилось и бюджетное право как подотрасль финансового права.
Все вышеотмеченное, а также многие другие изменения, происшедшие в финансовом праве, весьма актуализировали эту отрасль права. Свидетельством этого является, прежде всего, повышенный интерес к науке финансового права. «Производительные силы» науки финансового права из года в год растут. Сегодня активно защищаются как кандидатские, так и докторские диссертации в этой области.
Актуальность финансового права проявляется и в том, что финансово-правовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимся налогоплательщиками, и т.д. В связи с отмеченным интерес к учебной и научной финансово-правовой литературе сегодня очень велик.
|
|
Настоящий учебник представляет собой изложение основных теоретических положений финансового права, сформулированных на основе последних достижений науки. Кроме того, в учебнике освещено новейшее финансовое законодательство в границах традиционно сложившихся, а также недавно появившихся финансово-правовых институтов и подотраслей финансового права.
В первую очередь учебник может быть полезен студентам для изучения материала по курсу «Финансовое право России» в высших учебных заведениях, а также в средних специальных учебных заведениях. Кроме того, он рассчитан не только на первичное ознакомление студентов с основными положениями финансового права, но и на дальнейшее углубленное изучение и освоение теоретических проблем современной финансово-правовой науки. Поэтому он может быть полезен аспирантам и научным работникам. Наконец, учебник может быть использован для получения информации о финансово-правовом регулировании практическими работниками органов исполнительной власти, предпринимателями, налогоплательщиками и т.д.
Доктор юридических наук, профессор
М. В. Карасева
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 10
ТЕМА 1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА.. 12
§ 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации. 12
§ 2. Предмет и метод финансового права. 23
ТЕМА 1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ
РОССИЙСКОГО ПРАВА
Вопросы:
1. Финансы и финансовая система Российской Федерации
2. Предмет и метод финансового права. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как сфера финансово-правового регулирования
3. Отграничение финансового права от смежных отраслей права
4. Финансовое право и политика
5. Система финансового права
§ 1. Финансы и финансовая система
Российской Федерации
Финансовое право – это отрасль права, которая регулирует экономические, а именно – финансовые отношения.
Для понимания природы и особенностей этой отрасли права необходимо иметь четкое представление о том, что такое финансы.
Давно существующее слово «финансы», несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства. Отдельный человек может говорить о своих финансах; тогда под финансами понимаются его личные денежные средства, находящиеся непосредственно при нем; денежные отношения с банком, предоставившим ему кредит; его налоговые платежи в бюджет и т. д.
Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, государственных, кооперативных и частных, о финансах муниципальных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о «местных финансах».
Но главным образом слово «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денежное хозяйство».
Финансы – это одна из экономических категорий, наряду с такими как цена, прибыль, кредит и т. д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятие часто понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке считают идентичными.
Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.
Роль финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным, отношениям. В докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы также имели фрагментарный характер. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственного распределения над товарно-денежными отношениями. В современных условиях в связи с развитием в России отношений рыночного типа, а значит – товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества.
|
|
Таким образом, под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и возникающие на его основе посредством оборота денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды денежных средств, как государственные, так и негосударственные (частные).
В этом определении содержится три элемента:
1) денежное хозяйство – это денежные средства страны (финансовые ресурсы), внешне выражающие стоимость имеющихся в стране товаров и участвующие в обороте денег в наличной и безналичной формах.
При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех других товаров и всеобщим орудием обмена;
2) финансовые отношения – это отношения, возникающие на основе денежного хозяйства страны, которые имеют «вещное» содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налогоплательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа.
Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджетных и т.д.;
3) фонды денежных средств.
Применительно к денежным средствам государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов возникает необходимость формирования их в определенные фонды, каждый из которых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обороны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рациональный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны <1>.
|
|
В состав финансов страны включаются:
– денежные средства бюджетов всех уровней,
– денежные средства государственных внебюджетных фондов,
– денежные средства государственных и негосударственных предприятий,
– все доходы государственного бюджета, как в форме налоговых платежей, так и в форме государственного кредита.
Финансы – это не все денежные отношения в обществе, а только их часть, а именно те, которые связаны «с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства»[1].
Финансы охватывают две группы отношений:
1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов;
2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов организаций.
I. Денежные отношения, связанные с формированием и
использованием централизованных денежных фондов
в них включаются отношения по:
а) уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды;
б) выделению средств из бюджета и из государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т. д.
II. Денежные отношения, связанные с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов предприятий и организаций
охватывают отношения по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций и т. д.
Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:
1) это всегда денежные отношения;
2) это распределительные отношения, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;
3) это безэквивалентные отношения, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной»[2].
4) существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.
При этом, денежные фонды – это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, муниципальных образований); Пенсионный фонд РФ, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т. д.
Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других денежных отношений: кредитных, отношений по заработной плате, купли-продажи и т. д.
– кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой заранее оговорённых процентов.
– отношения по заработной плате, будучи денежными, опять-таки отличаются от финансовых тем, что являются эквивалентными. Ведь заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер.
– отношения в связи с куплей-продажей являются денежными, но не финансовыми по той причине, что возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена. Кроме того, они предполагают получение эквивалента (в денежной форме) за реализованные товары, работы, услуги.
Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.
Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта, и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических л и ц.
Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т. д. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых и налоговых органов, которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т. д.
Финансовые отношения в обществе весьма многообразны. Однако они могут быть систематизированы в зависимости от того, к каким фондам денежных средств «привязаны». В связи с этим все финансовые отношения структурированы в финансовую систему РФ.
С экономической точки зрения финансовая система РФ представляет собой «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». Категория «финансовая система России» выработана именно экономической наукой на основе анализа и обобщения экономического материала.
В связи с этим финансово-правовая наука не может дополнять или каким-либо образом изменять содержание этой финансово-правовой категории. Она лишь заимствует эту категорию и использует в своих целях в том содержании, которое дано экономической наукой[3].
В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих относительно самостоятельных звеньев:
– бюджетные фонды;
– внебюджетные фонды;
– государственный и муниципальный кредит;
– страховые фонды;
– финансы предприятий и организаций