Основное место в финансовой системе России отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды РФ.
К их числу относятся отношения по мобилизации, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено финансовой системы является наиболее мобильным и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.
Финансовые отношения, опосредующие бюджетные фонды РФ, очень разнообразны.
Во-первых, они имеют место на федеральном уровне, когда опосредуют федеральный бюджет; на уровне субъектов РФ – когда опосредуют республиканские, областные, окружные, краевые бюджеты; на уровне муниципальных образований — когда опосредуют бюджеты муниципальных образований.
Во-вторых, они могут быть подразделены на отношения, возникающие внутри бюджетной системы РФ, и отношения, «завязанные» на бюджетную систему РФ. К первым относятся отношения по распределению бюджетных средств; возникающие между федеральным бюджетом и республиканскими, областными, окружными, краевыми бюджетами, а также между последними и бюджетами муниципальных образований. К отношениям, «завязанным» на бюджетную систему РФ, относятся отношения по мобилизации финансовых ресурсов в то или иное звено бюджетной системы, а также отношения по выделению бюджетных средств из того или иного звена бюджетной системы.
|
|
Внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы России. Их появление в этом качестве относится к началу 90-х гг. и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов. К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.
Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.
Государственный кредит как звено финансовой системы России представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридические и физические лица, а должником — государство. В этих отношениях Российская Федерация и субъекты РФ выступают в качестве должников, а все остальные субъекты - в качестве кредиторов.
|
|
Государственный кредит выступает в виде:
а) государственных займов;
б) кредитов, полученных РФ от кредитных организаций, ино
странных государств и международных финансовых организаций;
в) бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных РФ;
г) государственных гарантий, предоставленных Россией;
д) пролонгированных и реструктуризированных долговых обязательств России прошлых лет (ст. 98 БК РФ).
Аналогичным образом в понятие «государственный кредит» включаются и долговые обязательства субъектов РФ, существующие в формах, установленных в ст. 99 БК РФ.
К государственным займам сегодня относятся; облигации внутреннего государственного валютного займа; золотые сертификаты Министерства финансов РФ и др. В качестве кредитов, полученных Правительством РФ, до 1996 г. выступали кредиты, выданные Банком России Правительству РФ для покрытия временных кассовых разрывов и погашения дефицита по федеральному бюджету РФ.
Финансовые отношения в сфере государственного кредита складываются как в результате привлечения государством средств от различных субъектов, так и в результате погашения своих долговых обязательств.
Муниципальный кредит формально однотипен с государственным, но по существу отличается от него, так как здесь должником является не государство, а муниципальное образование.
Муниципальный кредит выступает в форме:
а) кредитов, полученных муниципальным образованием;
б) муниципальных займов,
в) бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных муниципальным образованием от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
г) муниципальных гарантий, предоставленных муниципальным образованием (ст. 100 БК РФ).
Страховые фонды как звено финансовой системы РФ опосредуют финансовые отношения, направленные на создание и использование денежных резервов на случай риска — стихийных бедствий, несчастных случаев, иных неблагоприятных последствий. В настоящее время почти все страховые фонды, за исключением Росгосстраха и Военной страховой компании, являются негосударственными, так как в 1990 г. государственная монополия в страховом деле была упразднена.
Важным звеном финансовой системы РФ являются финансы предприятий и организаций. Они непосредственно связаны с материальным производством, где создается валовый общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Финансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых главным образом за счет прибыли. В ряде случаев важнейшим источником формирования таких фондов являются бюджетные ассигнования.