Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений

Основное место в финансовой системе России отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды РФ.

К их числу относятся отношения по мобилизации, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и му­ниципальных образований. Это звено финансовой системы яв­ляется наиболее мобильным и на его долю приходится наиболь­ший денежный поток в стране.

Финансовые отношения, опосре­дующие бюджетные фонды РФ, очень разнообразны.

Во-пер­вых, они имеют место на федеральном уровне, когда опосредуют федеральный бюджет; на уровне субъектов РФ – когда опосредуют республиканские, областные, окружные, кра­евые бюджеты; на уровне муниципальных образований — когда опосредуют бюджеты муниципальных образований.

Во-вторых, они могут быть подразделены на отношения, возникающие внутри бюджетной системы РФ, и отношения, «завязанные» на бюджетную систему РФ. К первым относятся отношения по рас­пределению бюджетных средств; возникающие между федераль­ным бюджетом и республиканскими, областными, окружными, краевыми бюджетами, а также между последними и бюджетами муниципальных образований. К отношениям, «завязанным» на бюджетную систему РФ, относятся отношения по мобилизации финансовых ресурсов в то или иное звено бюджетной системы, а также отношения по выделению бюджетных средств из того или иного звена бюджетной системы.

Внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы России. Их появление в этом качестве отно­сится к началу 90-х гг. и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов. К внебюд­жетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Феде­ральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвова­ний в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит как звено финансовой системы Рос­сии представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридичес­кие и физические лица, а должником — государство. В этих от­ношениях Российская Федерация и субъекты РФ выступают в качестве должников, а все остальные субъекты - в качестве кредиторов.

Государственный кредит выступает в виде:

а) государственных займов;

б) кредитов, полученных РФ от кредитных организаций, ино­
странных государств и международных финансовых организаций;

в) бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных РФ;

г) государственных гарантий, предоставленных Россией;

д) пролонгированных и реструктуризированных долговых обязательств России прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Аналогичным образом в понятие «государственный кредит» включаются и долговые обяза­тельства субъектов РФ, существующие в формах, установленных в ст. 99 БК РФ.

К государственным займам сегодня относятся; облигации внут­реннего государственного валютного займа; золотые сертификаты Министерства финансов РФ и др. В качестве кредитов, полученных Правительством РФ, до 1996 г. выступали кредиты, выданные Бан­ком России Правительству РФ для покрытия временных кассовых разрывов и погашения дефицита по федеральному бюджету РФ.

Финансовые отношения в сфере государственного кредита складываются как в результате привлечения государством средств от различных субъектов, так и в результате погашения своих долговых обязательств.

Муниципальный кредит формально однотипен с государст­венным, но по существу отличается от него, так как здесь долж­ником является не государство, а муниципальное образование.

Муниципальный кредит выступает в форме:

а) кредитов, полученных муниципальным образованием;

б) муниципальных займов,

в) бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных муниципальным образованием от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

г) муниципальных гарантий, предоставленных муниципальным образованием (ст. 100 БК РФ).

Страховые фонды как звено финансовой системы РФ опосре­дуют финансовые отношения, направленные на создание и ис­пользование денежных резервов на случай риска — стихийных бедствий, несчастных случаев, иных неблагоприятных последст­вий. В настоящее время почти все страховые фонды, за исключе­нием Росгосстраха и Военной страховой компании, являются не­государственными, так как в 1990 г. государственная монополия в страховом деле была упразднена.

Важным звеном финансовой системы РФ являются финансы предприятий и организаций. Они непосредственно связаны с ма­териальным производством, где создается валовый общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Фи­нансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых главным образом за счет прибыли. В ряде случаев важнейшим источником форми­рования таких фондов являются бюджетные ассигнования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: