Предмет и метод финансового права. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как сфера финансово-правового регулирования

Финансовое право – одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т. е. круг об­щественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли прав а.

Из самого названия «финансовое право» следует, что основу предмета данной отрасли права составляют разнообразные финансовые отноше­ния. Это и отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, и отношения, связанные с государственным (и муници­пальным) кредитом, и др. Однако не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского фи­нансового права, а только их часть.

Предметом финансового права являются отношения, возни­кающие в процессе финансовой деятельности государства и му­ниципальных образований.

Чтобы разобраться в системе этих отношений, надо хорошо по­нимать, что представляет собой финансовая деятельность госу­дарства и муниципальных образований, какова ее структура.

Финансовая деятельность государства и муниципальных
образований как сфера финансово-правового регулирования

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:

во-первых, как особый вид экономической деятельности,

во-вторых, как разновидность государственного управления.

В конечном счете эта двойственность обусловлена двойственностью денег, которые, с одной стороны, являются продуктом экономических законов (закона стоимости), с другой стороны, представляют собой один из механизмов государственной власти.

Назовем признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как экономическую категорию.

1) государство выпускает денежные знаки (осуществляет эмиссию), организует и регулирует денежное обращение в стране, осуществляет расчеты.

2) государство собирает (мобилизует) денежные средства и создает разнообразные финансовые фонды: бюджетные, внебюджетные, иные.

Совокупный общественный продукт (товары, услуги) создается частными и государственными предприятиями, индивидуальными предпринимателями, фермерами, гражданами. Часть этого продукта используется на месте. Основная масса продается за деньги. В итоге реализации у частных и государственных предприятий, предпринимателей, фермеров, граждан образуются свои денежные средства. Часть этих денежных средств государство изымает и для этого вступает в финансовые (налоговые) отношения с предприятиями, предпринимателями, фермерами, гражданами. При этом государство использует различные методы: установление налогов и сборов, добровольное привлечение денежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.

3) государство распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды.

В этом отношении огромное значение для функционирования государства имеет создание федерального бюджета как централизованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в целях выравнивания условий их социально-экономического развития.

4) государство расходует денежные средства. Есть управленческий афоризм, гласящий: управлять – значит расходовать. Из федерального бюджета государство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионного фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т. д.

Расходуя денежные средства, государство:

– применяет бюджетное финансирование, т. е. целевой, безвозмездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;

– применяет банковское кредитование, т. е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;

– выплачивает страховые возмещения и т. д.

Таким образом, финансовую деятельность государства образуют такие главные ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако есть и другие ее составные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.

Финансовая деятельность государства как разновидность управленческой деятельности. Финансовая деятельность государства представляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:

1) властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;

2) государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);

3) координирующей деятельностью;

4) контролирующей деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: