Финансовое право – одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т. е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли прав а.
Из самого названия «финансовое право» следует, что основу предмета данной отрасли права составляют разнообразные финансовые отношения. Это и отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, и отношения, связанные с государственным (и муниципальным) кредитом, и др. Однако не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права, а только их часть.
Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Чтобы разобраться в системе этих отношений, надо хорошо понимать, что представляет собой финансовая деятельность государства и муниципальных образований, какова ее структура.
Финансовая деятельность государства и муниципальных
образований как сфера финансово-правового регулирования
Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:
во-первых, как особый вид экономической деятельности,
во-вторых, как разновидность государственного управления.
В конечном счете эта двойственность обусловлена двойственностью денег, которые, с одной стороны, являются продуктом экономических законов (закона стоимости), с другой стороны, представляют собой один из механизмов государственной власти.
Назовем признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как экономическую категорию.
1) государство выпускает денежные знаки (осуществляет эмиссию), организует и регулирует денежное обращение в стране, осуществляет расчеты.
2) государство собирает (мобилизует) денежные средства и создает разнообразные финансовые фонды: бюджетные, внебюджетные, иные.
Совокупный общественный продукт (товары, услуги) создается частными и государственными предприятиями, индивидуальными предпринимателями, фермерами, гражданами. Часть этого продукта используется на месте. Основная масса продается за деньги. В итоге реализации у частных и государственных предприятий, предпринимателей, фермеров, граждан образуются свои денежные средства. Часть этих денежных средств государство изымает и для этого вступает в финансовые (налоговые) отношения с предприятиями, предпринимателями, фермерами, гражданами. При этом государство использует различные методы: установление налогов и сборов, добровольное привлечение денежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.
3) государство распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды.
В этом отношении огромное значение для функционирования государства имеет создание федерального бюджета как централизованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в целях выравнивания условий их социально-экономического развития.
4) государство расходует денежные средства. Есть управленческий афоризм, гласящий: управлять – значит расходовать. Из федерального бюджета государство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионного фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т. д.
Расходуя денежные средства, государство:
– применяет бюджетное финансирование, т. е. целевой, безвозмездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
– применяет банковское кредитование, т. е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
– выплачивает страховые возмещения и т. д.
Таким образом, финансовую деятельность государства образуют такие главные ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако есть и другие ее составные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.
Финансовая деятельность государства как разновидность управленческой деятельности. Финансовая деятельность государства представляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:
1) властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
2) государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
3) координирующей деятельностью;
4) контролирующей деятельностью.