Государственные и местные (муниципальные) бюджеты составляют центральное звено финансовой системы России. Бюджеты взаимосвязаны со всеми остальными звеньями финансовой системы РФ и обеспечивают развитие самых различных сфер общественных отношений: образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Эти черты любого бюджета позволяют использовать его в качестве главного инструмента финансовой политики российского государства. Бюджет может быть рассмотрен в нескольких аспектах: как экономическая, материальная и правовая категория.
В процессе первичного распределения валового внутреннего продукта государства происходит образование чистого дохода общества, за счет которого создаются централизованные фонды денежных средств, находящиеся в непосредственном распоряжении государства. Главным среди этих фондов является бюджет. Через бюджет как экономическую категорию происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями материального производства, между производственными и непроизводственными сферами, а также в национально-государственном разрезе между субъекта-ми РФ.
Как материальная категория, бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств, с помощью которого решаются основные задачи го-
180 Глава 8. Бюджетное право Российской Федерации
сударства и муниципальных образований. В ст. 6 БК РФ установлено: «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
С многогранностью бюджета связан его правовой аспект. Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ) или в форме решения представительного органа местного самоуправления.
Исключительно важный характер федерального бюджета подтверждается тем, что он принимается в виде федерального закона, в особом порядке, который установлен в Конституции РФ (ст. 104—107). В 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который на основе системного анализа, используя экономико-социальные достижения в стране обобщил бюджетную законодательную практику1. В БК РФ (ст. 151—280) получил дальнейшее развитие конституционный порядок принятия закона о федеральном бюджете.
Федеративное устройство российского государства, а также существование системы местного самоуправления объективно породили достаточно сложное бюджетное устройство.
БК РФ не дает определения бюджетного устройства. Однако исходя из анализа разд. I БК РФ, который называется «Бюджетное устройство Российской Федерации», следует, что характеристика этого понятия складывается из трех элементов: а) структуры бюджетной системы (ст. 10, 11, 12, 14, 15, 16), включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды; б) бюджетной классификации РФ и в) принципов бюджетной системы РФ.
Основу бюджетного устройства РФ составляет бюджетная система. Бюджетная система России — это основанная на эконо-
1 См.: Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации» от 10 октября 1991 г. // ВВС. 1991. № 46. Ст. 1543; 1992. № 4. Ст. 136; № 12. Ст. 605; № 34. Ст. 1976; СЗ РФ. 1994. N° 28. Ст. 2929; 1996. № 29. Ст. 3454; Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной1 области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. (далее: Закон РФ «Об основах бюджетных прав...») // ВВС. 1993. № 18. Ст. 635 (утратил силу с 1 января 2000 г. с введением в действие БК РФ); Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2000. № 32. Ст. 3339.
§ 1. Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации 181
мических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов госу-дарственныхвнебюджетных фондов (ст. 66 БК РФ). Структуру бюджетной системы составляют бюджеты трех уровней. Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты.
Бюджетным кодексом РФ с 1 января 2000 г. в бюджетную систему были включены государственные внебюджетные фонды, которые до этого времени составляли самостоятельное звено финансовой системы России.
Ведущим звеном бюджетной системы РФ является федеральный бюджет-, который утверждается как федеральный закон. Денежные средства федерального бюджета используются для реализации целей и задач, стоящих перед российским государством на каждом этапе его развития. Бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
В соответствии со ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.
Денежные средства региональных бюджетов предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) -форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов (решений) представительных органов местного самоуправления в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ составляются на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Особую группу бюджетов составляют консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет России состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов
182 Глава 8. Бюджетное право Российской Федерации
РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой бюджет этого субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Консолидированные бюджеты, не являясь уровневыми бюджетами, служат для анализа и расчетов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами и играют большую роль в межбюджетных отношениях.
В составе федерального и других бюджетов в соответствии с законом могут быть образованы за счет доходов целевого назначения или иных поступлений целевые бюджетные фонды. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. В 2001 г. в федеральный бюджет был включен только целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии, а остальные фонды были упразднены с 1 января 2001 г.1
Большое значение для развития социальной политики России имеют государственные внебюджетные фонды. К государственным внебюджетным фондам относятся денежные фонды, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральными законами, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ (ст. 13 БК). К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).
Вторым элементом, характеризующим бюджетное устройство Российской Федерации, является бюджетная классификация.
В БК РФ (гл. 4, ст. 18—27) бюджетная классификация РФ определена как группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней (ст. 18).
Бюджетная классификация по доходам, а также в большей части и по расходам является единой для бюджетов всех уровней
1 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год». Ст. 7, 8 (СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 2). Подробнее о целевых бюджетных фондах см. в гл. 11 учебника.
§ 1. Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации 183
бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом. При этом БК РФ устанавливает, что никакие федеральные законы, за исключением специальных законов о бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих (ст. 26).
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ (ст. 27 БК РФ)1.
Третьим элементом, характеризующим бюджетное устройство РФ, являются принципы построения бюджетной системы РФ. Эти принципы имеют важное значение, так как обеспечивают единообразие бюджетного правотворчества и правоприменения на уровне РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах (ст. 28-38 БК РФ):
— единство бюджетной системы РФ;
— разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
— самостоятельность бюджетов;
— полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
, - сбалансированность бюджетов;
— эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
— общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
— гласность;
— достоверность;
— адресность и целевой характер бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ)
обеспечивается не только единством цравовой базы, единой денежной системой, формами бюджетной документации, единством принципов бюджетного процесса, но также единой системой санкций за нарушение бюджетного законодательства, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета. Этот принцип дает возможность применять на всех уровнях бюджетной системы
1 О бюджетной классификации см. гл. 10 учебника.
184 Глава 8. Бюджетное право Российской Федерации
такие законодательные акты, как Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также единую систему бюджетного учета и т.д.
■Тесно связаны между собой принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и принцип самостоятельности бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления. Этот принцип нашел отражение в ст. 49—64, 84—87 БК РФ, установивших основы разграничения доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т.е. в порядке, определенном БК РФ, составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Кроме того, принцип самостоятельности бюджетов подтверждают наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов, а также право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. Например, из федерального бюджета финансируются расходы на содержание представительных и исполнительных органов федерального уровня (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, все федеральные министерства, комитеты и т.д.).
Принцип самостоятельности означает также право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определить источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджета.
§ 1. Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации 185
Наконец, этот принцип означает недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33) тесно связан с принципом общего (совокупного) покрытия расходов (ст. 35). Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Этот принцип имеет важное следствие, заключающееся в том, что налоги как важнейший доходный источник бюджета в принципе не могут быть целевыми, т.е. предназначенными для совершения определенного расхода.
Весьма важным для бюджетной системы является принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ). Он означает, что расчет доходов и расходов бюджета должен быть реален и основываться на надежных, показателях прогноза социально-экономического развития соответствующей территории.
Самостоятельным принципом бюджетной системы, характеризующим бюджетное устройство РФ, является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Он означает, что «при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объекта средств».
Важное значение в правоприменительной практике имеет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
18 6 Глава 8. Бюджетное право Российской Федерации
Он означает, что бюджетные средства выделяются из бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (ст. 38).
Утвержденный бюджет и отчет о его исполнении должен быть опубликован в открытой печати. Этого требует принцип гласности бюджета (ст. 36 БК РФ). Кроме того, в соответствии с этим принципом должна быть обеспечена открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по-проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.