Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации

Разновидностью целевых государственных фондов денежных средств являются целевые фонды Правительства РФ. Они под­разделяются на два вида:

а) фонды, создаваемые Правительством РФ во исполнение
ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете;

б) фонды, создаваемые Правительством РФ в силу федераль­
ных законов, указов Президента РФ, а также по собственному ус­
мотрению.

Целевые фонды Правительства РФ относятся к экономической группе, поскольку создаются для решения экономических задач. Характерной чертой этих фондов является то, что основным ис­точником (а иногда и единственным) их формирования выступа­ют бюджетные ассигнования.

В федеральном бюджете на 2001 г. не предусмотрено создание каких-либо целевых фондов Правительства РФ. Однако к числу таковых в прошлые годы относились Государственный фонд кон­версии и Фонд льготного кредитования агропромышленного ком­плекса. Они создавались в соответствии со ст. 66 и 68 Федерально­го закона «О федеральном бюджете на 1998 год».

К числу целевых фондов Правительства РФ, создаваемых им в силу федеральных законов, указов Президента РФ и по собствен­ному усмотрению, относятся, в частности: Фонд содействия раз­витию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Российский фонд фундаментальных исследований и др.


270 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в науч­но-технической сфере создан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г., которым утверждено По­ложение об этом фонде1.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в науч­но-технической сфере является государственной некоммерческой организацией и образован для развития малого предпринима­тельства в научно-технической сфере (создание малых наукоем­ких фирм - инкубаторов бизнеса, инновационных, инжинирин­говых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высо­коэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.

Источниками формирования средств фонда являются бюджет­ные ассигнования в размере 1,5% средств, предусмотренных еже­годно в федеральном бюджете на финансирование науки, добро­вольные взносы юридических и физических лиц и др. Бюджет­ные средства поступают в фонд через Министерство промышлен­ности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России).

Средства фонда используются на предоставление финансовой помощи для реализации проектов малого инвестиционного пред­принимательства, на долевое участие фонда в создании хозяйст­вующих субъектов, на финансирование подготовки и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, на фи­нансирование научных исследований и т.д. Деятельность фонда прекращается по решению Правительства РФ.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства создан во исполнение Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции». Его правовой режим определен Уставом федерального фонда поддержки малого предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г.2

Фонд является государственной некоммерческой организа­цией, созданной для финансового обеспечения Федеральной про­граммы государственной поддержки малого предпринимательст­ва, участия в финансировании региональных программ, а также проектов, направленных на поддержку малого предприниматель­ства.

1 САПП. 1994. № 6. Ст. 447; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 198; № 51. Ст. 5065;
1998. № 14. Ст. 1603; Российская газета. 2000. 2 нояб.

2 СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1901.


§ 5. Правовой режим государственных отраслевых денежных фондов 271

Источниками формирования фонда являются:

- бюджетные ассигнования;

— средства, поступающие от приватизации имущества, нахо­дящегося в федеральной собственности;

— доходы от собственной деятельности;

- добровольные взносы физических и юридических лиц и др.

Средства фонда направляются на: финансирование мероприя­тий федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства; финансирование долевого участия фонда в создании и деятельности организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка; финансирование проведения научных исследований, связанных с деятельностью фонда; предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов и др.

Российский фонд фундаментальных исследований создан Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению на­учно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 ап­реля 1992 г. Его правовое положение определено Уставом Россий­ского фонда фундаментальных исследований, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г.1 Он является государственной некоммерческой организацией в форме феде­рального учреждения, находящегося в ведении Правительст-ва РФ.

Средства этого фонда формируются за счет федерального бюд­жета, добровольных взносов и пожертвований организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, а также средств иных источников, не запрещенных законом. Средства фонда используются на финансирование научных проек­тов и иных мероприятий, отобранных на конкурсах, проводимых Фондом, приобретение и распространение научной информации в целях поддержки фундаментальных научных исследований, про­ведение экспертиз и т.д. Фонд представляет средства на безвоз­вратной основе.

§ 5. Правовой режим государственных отраслевых денежных фондов

К числу целевых государственных фондов денежных средств следует отнести и отраслевые денежных фонды, число которых в настоящее время растет.

Российская газета. 2001.13 марта.


272 Глаза 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

Целевые государственные фонды денежных средств находятся в распоряжении министерств, ведомств, а иногда и органов ис­полнительной власти субъектов РФ, и используются, как прави­ло, на конкретные цели в рамках той или иной отрасли или того или иного вида деятельности.

Все более широкое развитие в последние годы государствен­ных отраслевых денежных фондов обусловлено потребностью осу­ществления расходов, которые не могут быть произведены само­стоятельно тем или иным предприятием.

Государственные отраслевые денежные фонды являются цент­рализованными в рамках отрасли фондами, так как формируются за счет внутренних резервов организаций, входящих в ту или иную отрасль народного хозяйства.

Образование государственных отраслевых денежных фондов осуществляется во исполнение тех или иных федеральных зако­нов, указов Президента РФ на основе постановлений Правитель­ства РФ. Создаются также межотраслевые фонды.

К числу государственных отраслевых денежных фондов сле­дует, в частности, отнести: централизованные фонды, форми­рующиеся в соответствии с Федеральным законом «О финанси­ровании особо радиационно опасных и ядерно опасных произ­водств и объектов», резервный фонд Министерства транспорта РФ и др.

Резервный фонд Министерства транспорта РФ создан по ре­шению Правительства РФ. Его правовой режим определен поста­новлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г., которым ут­вержден «Порядок образования и использования средств резерв­ного фонда Министерства транспорта Российской Федерации для обеспечения безопасного функционирования транспортных сис­тем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транс­портном комплексе»1.

Цель создания этого отраслевого денежного фонда — обеспече­ние безопасного функционирования транспортных систем и лик­видации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.

Источниками его образования являются:

- добровольные отчисления организаций морского, речного и автомобильного транспорта в размере до 1% доходов;

1 СЗ РФ. 1997.№30. Ст. 3659.


§ 5. Правовой режим государственных отраслевых денежных фондов 273

— сборы от лицензирования всех видов деятельности на мор­ском, речном и автомобильном транспорте в размере, установлен­ном вышеназванным Положением;

— отчисления в размере 10% портовых, корабельных и иных сборов на морском и речном транспорте;

— добровольные отчисления страховых компаний, осущест­вляющих страхование транспорта;

— другие источники.

Средства фонда направляются на финансирование мероприя­тий по обеспечению систем безопасности на транспорте, целевых инвестиционных проектов, предусмотренных соответствующими федеральными и отраслевыми программами. Ответственность за целевое использование средств возлагается на Министерство транспорта РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объ­ектов» созданы два вида отраслевых фондов:

а) централизованные фонды для финансирования работ по
конверсии оборонных производств на особо радиационно опасных
и ядерно опасных производствах и объектах;

б) централизованные фонды для финансирования научно-ис­
следовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыска­
тельских работ, выполняемых в целях совершенствования тех­
нологии и повышения безопасности функционирования особо
радиационно опасных и ядерно опасных производств и объек­
тов.

Положения об этих двух фондах утверждены постановлением Правительства РФ «О формировании и использовании централи­зованных средств в соответствии с Федеральным законом «О фи­нансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных про­изводств и объектов» от 28 января 1997 г.1

Вышеназванные фонды образуются в федеральных органах ис­полнительной власти, в ведении которых находятся особо опас­ные объекты; у органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположены специализированные комби­наты «Радон».

Источниками образования этих фондов являются:

— для фонда конверсии - 3% от себестоимости реализован­
ной продукции (работ, услуг);

См.: Российская газета. 1997. 13 февр.


2 74 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

- для фонда НИОКР - 1,5%тот себестоимости реализован­ной продукции (работ, услуг).

Плательщиками взносов в эти фонды являются организации и воинские части, включенные в специальные перечни.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое целевые государственные и муниципальные
(местные) денежные фонды?

2. Для чего государство и муниципальные образования созда­
ют целевые фонды?

3. Какими нормативными актами определяется правовой
режим целевых государственных и муниципальных фондов? Чем
отличаются внебюджетные фонды от целевых бюджетных фон­
дов?

4. Раскройте понятие целевых бюджетных фондов: источники формирования, особенности, цели.

5. Каково значение государственных социальных внебюджет­ных фондов?

6. Каковы источники образования Пенсионного фонда РФ, а также цели использования его средств?

7. Каковы источники образования и направления использова­ния Фонда социального страхования РФ?

8. В чем особенность целевых фондов Правительства РФ?

9. Что характерно для государственных отраслевых денежных фондов?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: