Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.
К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся:
278 Глава 12. Понятие и основы правового регулирования финансов предприятий
а) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне
бюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль,
налога на землю, единого социального налога и др.;
б) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне
бюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение
окружающей природной среды, платы за воду, страховых тари
фов в Фонд социального страхования РФ на обязательное соци
альное страхование от несчастных случаев на производстве и про
фессиональных заболеваний и др.;
|
|
в) правоотношения по поводу получения предприятием бюд
жетных ассигнований и бюджетных кредитов.
Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Исходя из этого, в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием) самостоятельно распоряжаются полученной прибылью1. Эту прибыль они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Однако, в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия.
Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли:
а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение);
|
|
1 См., например: п. 13 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» (Российская газета. 1998.15июля).
§ 2. Финансы предприятий как объект финансово-правового регулирования 279
б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том случае, если в уставе предприятия собственником имущества оговорена такая обязанность.
Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (ст. 297ГК РФ). При этом, в соответствии с «Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)», утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.1, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.
После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Таким образом, на казенных предприятиях возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли:
а) между уполномоченным государственным органом и казен
ным предприятием по поводу установления последнему нормати
вов распределения прибыли;
б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта
ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред
приятием своего права распределения прибыли по нормативам
(абсолютное правоотношение);
в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъ
ятием в бюджет свободного остатка прибыли.
Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, поскольку оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, во-вторых, оно регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписа-
1 СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2989.
280 Глава 12. Понятие и основы правового регулирования финансов предприятий
ния, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.
Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.
|
|
Вместе с тем, некоторые правовые нормы порождают финансовые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финансово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие правоотношения:
а) между уполномоченным государством органом и казенным
предприятием по поводу установления последнему нормативов
распределения прибыли;
б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта
ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред
приятием своего права распределения прибыли по нормативам;
в) между государственным и муниципальным унитарным
предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не пре
пятствовать реализации предприятием своего права на распреде
ление прибыли.
Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий с точки зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов государственных и муниципальных унитарных пред-
§ 3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия 281
приятии представляет собой вторичное образование в системе финансового права.
§ 3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия
Все многообразие финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий находит свое концентрированное выражение в их финансовых планах.
Целью финансового планирования на государственных и муниципальных унитарных предприятиях является обеспечение финансовыми ресурсами государственных заданий, хозяйственной деятельности, своевременное выполнение своих обязательств перед бюджетом, банками и иными кредиторами. В связи с этим финансовый план предназначен для прогнозирования финансовой перспективы развития предприятия, а также для определения текущих доходов и расходов предприятия.
|
|
Финансовый план предприятия взаимосвязан и базируется на ряде финансовых расчетов, составляемых по отдельным направлениям деятельности предприятия: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложениям, научным исследованиям и разработкам и т.д.
Финансовый план предприятия составляется финансовой или экономической службой предприятия на один год с разбивкой по кварталам, а также на 3—5 лет (по годам). Финансовый план предприятия состоит из следующих разделов:
— доходы и поступления средств;
— расходы и отчисления средств;
— кредитные взаимоотношения;
— взаимоотношения с бюджетом.
В первом разделе планируется прибыль, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, иные доходы. Во втором разделе плана отражается распределение прибыли предприятия, затраты на капитальные вложения и т.д. В разделе «Кредитные взаимоотношения» планируются суммы банковских кредитов, а также расходы на погашение этих ссуд и уплату процентов за пользование ими. В разделе «Взаимоотношения с бюджетом» отражаются суммы по налогам и иным платежам в бюджет, а также суммы бюджетных ассигнований, получаемые предприятием.
282 Глава 12. Понятие и основы правового регулирования финансов предприятий
Финансовый план предприятия утверждается руководителем предприятия. С юридической точки зрения он является правовой формой финансовой деятельности предприятия, т.е. финансово-правовым актом. Финансовый план имеет не только экономическое, но и юридическое значение для предприятия: он устанавливает конкретное содержание прав и обязанностей предприятия в финансовых отношениях: по распределению прибыли, по получению бюджетных ассигнований и т.д.
В соответствии со ст. 178 БК РФ в ближайшие годы должен быть принят закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, который определит порядок составления, утверждения и установление показателей планов финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий.
Контрольные вопросы
1. Что такое финансы предприятия?
2. Специфика финансов предприятий как звена финансовой системы РФ.
3. Дайте определение содержания финансовой деятельности предприятия.
4. Каково содержание финансового плана предприятия?
Глава 13