Финансово-правового регулирования

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формирова­нием, распределением и использованием денежных доходов и на­коплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами фи­нансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на го­сударственных и муниципальных унитарных предприятиях, от­носятся:


278 Глава 12. Понятие и основы правового регулирования финансов предприятий

а) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне­
бюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль,
налога на землю, единого социального налога и др.;

б) правоотношения по уплате в бюджет и государственные вне­
бюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение
окружающей природной среды, платы за воду, страховых тари­
фов в Фонд социального страхования РФ на обязательное соци­
альное страхование от несчастных случаев на производстве и про­
фессиональных заболеваний и др.;

в) правоотношения по поводу получения предприятием бюд­
жетных ассигнований и бюджетных кредитов.

Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государст­венные и муниципальные унитарные предприятия подразделяют­ся на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оператив­ного управления (казенные предприятия). Исходя из этого, в пра­вовом регулировании финансов государственных и муниципаль­ных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (го­сударством или муниципальным образованием) самостоятельно распоряжаются полученной прибылью1. Эту прибыль они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Одна­ко, в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, нахо­дящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитар­ном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения по поводу распределе­ния прибыли:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязан­ными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение);

1 См., например: п. 13 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» (Российская газета. 1998.15июля).


§ 2. Финансы предприятий как объект финансово-правового регулирования 279

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том слу­чае, если в уставе предприятия собственником имущества огово­рена такая обязанность.

Государственные предприятия на праве оперативного управле­ния (казенные предприятия) распределяют свою прибыль соглас­но порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (ст. 297ГК РФ). При этом, в соответствии с «Поряд­ком планирования и финансирования деятельности казенных за­водов (казенных фабрик, казенных хозяйств)», утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.1, при­быль казенного предприятия направляется по нормативам, еже­годно устанавливаемым уполномоченным органом на производст­венные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной влас­ти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нор­мативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъ­ятию в доход федерального бюджета.

Таким образом, на казенных предприятиях возникают финан­сово-правовые отношения по поводу распределения прибыли:

а) между уполномоченным государственным органом и казен­
ным предприятием по поводу установления последнему нормати­
вов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта­
ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред­
приятием своего права распределения прибыли по нормативам
(абсолютное правоотношение);

в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъ­
ятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нор­мативов распределения прибыли является финансово-правовым, поскольку оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятель­ности государства по образованию и использованию децентрали­зованных денежных фондов, во-вторых, оно регулируется мето­дом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписа-

1 СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2989.


280 Глава 12. Понятие и основы правового регулирования финансов предприятий

ния, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным обра­зом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муници­пальных унитарных предприятий, включены в самые различ­ные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, по­рождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и го­сударственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного пред­приятия, а также части прибыли государственных и муници­пальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охва­тываются финансово-правовым институтом неналоговых дохо­дов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных креди­тов, охватываются институтом государственных и муниципаль­ных расходов.

Вместе с тем, некоторые правовые нормы порождают финансо­вые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финан­сово-правовых институтов. Среди них нормы, порождающие пра­воотношения:

а) между уполномоченным государством органом и казенным
предприятием по поводу установления последнему нормативов
распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъекта­
ми, обязанными не препятствовать реализации казенным пред­
приятием своего права распределения прибыли по нормативам;

в) между государственным и муниципальным унитарным
предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не пре­
пятствовать реализации предприятием своего права на распреде­
ление прибыли.

Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государст­венных и муниципальных унитарных предприятий с точки зре­ния системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов государственных и муниципальных унитарных пред-


§ 3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия 281

приятии представляет собой вторичное образование в системе фи­нансового права.

§ 3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия

Все многообразие финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий находит свое концентрированное выражение в их финансовых планах.

Целью финансового планирования на государственных и муниципальных унитарных предприятиях является обеспече­ние финансовыми ресурсами государственных заданий, хозяй­ственной деятельности, своевременное выполнение своих обя­зательств перед бюджетом, банками и иными кредиторами. В связи с этим финансовый план предназначен для прогнозиро­вания финансовой перспективы развития предприятия, а также для определения текущих доходов и расходов предпри­ятия.

Финансовый план предприятия взаимосвязан и базируется на ряде финансовых расчетов, составляемых по отдельным направ­лениям деятельности предприятия: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложени­ям, научным исследованиям и разработкам и т.д.

Финансовый план предприятия составляется финансовой или экономической службой предприятия на один год с разбивкой по кварталам, а также на 3—5 лет (по годам). Финансовый план предприятия состоит из следующих разделов:

— доходы и поступления средств;

— расходы и отчисления средств;

— кредитные взаимоотношения;

— взаимоотношения с бюджетом.

В первом разделе планируется прибыль, амортизационные от­числения на восстановление основных фондов, иные доходы. Во втором разделе плана отражается распределение прибыли пред­приятия, затраты на капитальные вложения и т.д. В разделе «Кредитные взаимоотношения» планируются суммы банковских кредитов, а также расходы на погашение этих ссуд и уплату про­центов за пользование ими. В разделе «Взаимоотношения с бюд­жетом» отражаются суммы по налогам и иным платежам в бюд­жет, а также суммы бюджетных ассигнований, получаемые пред­приятием.


282 Глава 12. Понятие и основы правового регулирования финансов предприятий

Финансовый план предприятия утверждается руководителем предприятия. С юридической точки зрения он является правовой формой финансовой деятельности предприятия, т.е. финансово-правовым актом. Финансовый план имеет не только экономичес­кое, но и юридическое значение для предприятия: он устанавли­вает конкретное содержание прав и обязанностей предприятия в финансовых отношениях: по распределению прибыли, по получе­нию бюджетных ассигнований и т.д.

В соответствии со ст. 178 БК РФ в ближайшие годы должен быть принят закон о государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях, который определит порядок составления, ут­верждения и установление показателей планов финансово-хозяй­ственной деятельности этих предприятий.

Контрольные вопросы

1. Что такое финансы предприятия?

2. Специфика финансов предприятий как звена финансовой системы РФ.

3. Дайте определение содержания финансовой деятельности предприятия.

4. Каково содержание финансового плана предприятия?


Глава 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: