Помимо договоров об избежании двойного налогообложения Российская Федерация участвует в специальных соглашениях о налогообложении доходов от международных перевозок (заключены с Грецией, Финляндией, Францией, Японией и др.). Эти соглашения затрагивают вопросы налогообложения доходов специализированных транспортных предприятий морского и воздушного транспорта.
Согласно этим конвенциям российские транспортные предприятия могут освобождаться в иностранном государстве: от всех налогов на доходы и прибыль, которые они получают от эксплуатации воздушных и/или морских судов; от уплаты налогов на сооружения, используемые этими предприятиями. Соответственно, иностранные транспортные предприятия освобождаются в России от всех налогов на доходы и прибыли, которые они получают от эксплуатации таких судов (ст. 2 Соглашения между правительствами СССР и Ирландии об устранении двойного налогообложения авиатранспортных предприятий и их служащих 1986 г.).
В соответствии с конвенциями иностранные граждане освобождаются в России от всех налогов на заработную плату, которую они получают за работу в своих транспортных предприятиях; соответственно, российские граждане освобождаются за рубежом от всех налогов на заработную плату, которую они получают за свою работу в российском транспортном предприятии (ст. 2 Соглашения между правительствами СССР и Финляндии о взаимном освобождении авиапредприятий и их персонала от налогообложения и взносов на социальное страхование 1972 г.).
|
|
Вознаграждение, получаемое в связи с работой на борту морского или воздушного судна, используемого в международных перевозках, подлежит налогообложению лишь в том государстве, в котором работодатель имеет постоянное местопребывание (ст. 2 Соглашения между правительствами СССР и Греции об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок 1976 г.).
В рамках СНГ Россия участвует в нескольких соглашениях о развитии сотрудничества и интеграции в экономической деятельности.
Так, по Соглашению об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и
438 Глава 20. Международные налоговые нормы и; налоговое законодательство РФ
отраслей государств - участников СНГ 1993 г. (в ред. 1994 г.) Россия обязалась не применять налоги в отношении товаров, поставляемых по кооперации и в рамках таможенных режимов переработки, а также предоставляемых услуг.
В ближайшее время в рамках СНГ планируется заключить Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также соглашения о координации деятельности в области налоговой политики государств — участников СНГ.
|
|
Таким образом, на основании соглашений о развитии интеграции налогоплательщики могут освобождаться от уплаты ряда налогов и не могут быть привлечены к ответственности за уклонение от уплаты налогов, являющихся предметом межгосударственных договоренностей.
В отдельную группу можно выделить международные соглашения, в которых имеются отдельные нормы о налогах. В их числе:
а) Соглашения о поощрении и защите капиталовложений. По
этим соглашениям Россия гарантировала инвесторам после вы
полнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный
перевод за границу платежей в связи с их капиталовложениями,
и в частности: доходов; сумм, причитающихся инвестору в связи
с полной или частичной ликвидацией либо продажей капитало
вложения; сумм, выплачиваемых в погашение займов, связан
ных с капиталовложением; компенсации; неизрасходованной за
работной платы персонала, нанятого за границей в связи с
капиталовложением. К примеру, по ст. 15 Соглашения о сотруд
ничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. имуще
ство, ввозимое из других государств в качестве вклада инвесторов
сторон в уставный фонд предприятий с инвестициями сторон и
предназначенное для собственного материального производства,
не облагается налогами.
б) Соглашения о защите авторских и смежных прав определя
ют порядок выплаты авторского вознаграждения, получателя ав
торского вознаграждения, обязанности государства проживания
получателя. Так, по соглашениям доходы от использования ав
торских прав, возникающие на территории одной стороны и вы
плачиваемые лицу с постоянным местопребыванием на террито
рии другой стороны, подлежат налогообложению только по месту
постоянного пребывания автора (ст. 4 Соглашения между прави
тельствами СССР и Польши о взаимной охране авторских прав
1975 г.).
Контрольные вопросы и задания
в) Конвенции о статусе дипломатических, консульских и иных представительств, пользующихся иммунитетами от налоговой юрисдикции страны пребывания.
В соответствии со ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.1 аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Эти изъятия, однако, не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства. Нормы аналогичного характера закреплены в ст. 32 и 49 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.2, ст. 24 и 33 Конвенции о специальных миссиях 1969 г.3 и других соглашейиях.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите международно-правовые акты, действующие в
сфере налогообложения.
2. Какие российские налоги составляют предмет международно-правового регулирования?
3. В каких формах международные налоговые нормы действуют в России?
4. Каков порядок устранения двойного налогообложения, установленный в международных соглашениях?
1 См.: Международное публичное право. Сборник документов / Сост.
К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. Т. 1. М., 1996. С. 176-185.
2 Там же. С. 188-206.
3 Там же. С. 209—221.