Бывает бессознательная когнитивная защита психики — мутационный прорыв из невротического в психотическое (неадекватное) восприятие реальности, когда в момент катарсиса
стена безысходности вдруг рушится — и появляется свет в конце туннеля. То есть психика, сохраняя 'человека от непереносимого стресса, уводит его в неадекватное состояние сознания — такие состояния могут возникать как защитный уход от непереносимой реальности, сверх-горя (Офелия в Гамлете, блаженные).
Мать, потерявшая ребенка, может жить, не принимая этого факта, при этом оставаясь вполне адекватной в других вопросах. В этом случае когнитивный уход в религию является спасением с сохранением социального функционирования (заботы об оставшихся детях и т. д.).
Уверен, что некоторые умные «самоисследователи» с чрезвычайно ранимой психикой сознательно выбирали этот путь ухода от страданий в «другую реальность», сохраняя «рабочий» контакт с повседневной реальностью, позволяющий им достаточно успешно функционировать в обществе, в науке, в искусстве. В какой-то мере это можно отнести ко многим поэтам, ученым, про которых снисходительно, а иногда и с восхищением говорят «не от мира сего». Такая позиция может помочь освободиться от стереотипов мышления и делать открытия, недоступные «заземленному» сознанию.
|
|
В этом еще одна из причин притягательности религии и, особенно, христианства не только-для простых, но и для умнейших людей. Ведь Христос, в отличие от многих примитивных или лицемерных священнослужителей (до и после Него), не убеждает в реальности нереального, а говорит о спасительных возможностях веры и воображения:
«Если ведущие вас скажут вам Царство Небесное на небесах, тогда птицы небесные вас перегонят, если скажут в море, тогда рыбы вас перегонят, ибо Царство Небесное в вас самих», но чтобы увидеть его, надо поверить в него, как дети («Будьте как дети, иначе не узрите Царства Небесного»), т. е. «По вере вашей воздастся вам».
При этом Он гениально показывает, "Что вера в виртуальную реальность может оказаться спасительной для реальной жизни («Вера твоя спасла тебя»), оказывать мощнейшее «плацебо-воздействие», включая резервы организма для излечения от, казалось бы, неизлечимых болезней, преодолевать, казалось бы, непреодолимое горе. И показывает, что незримая дверь
в этот спасительный мир всегда рядом с вами — Христос говорит: «Я есмъ дверь» (Ин. 10.9). Он, как дверь, относится и к одному (земному), и к другому (Небесному) помещению. Вам нужно только включить код: «Верую!» и вы спасетесь за этой дверые от страхов и страданий реального мира или, по крайней мере, на время отдалитесь от них, чтобы успокоиться и «зализать раны». Это не отрицает возможностей реального влияния скрытых механизмов Высшего промысла, в русло которого верующие попадают чаще, чем неверующие, благодаря постоянному настрою своего восприятия на данную «волну». Напоминаю, что эта работа предназначена для психологов и психотерапевтов, а не для истово верующих, которые не нуждаются в такой рационализации, познав на себе спасительность и целительность Веры.
|
|
Я лишь показываю, что Вера по Христу, а не по его примитивным толкователям, не противоречит здравому смыслу и гениально предвосхищает лучшие достижения современной (когнитивной, экзистенциальной, позитивной, трансперсональной, квантовой и др.) психотерапии.
Логотерапия Виктора Франкла — терапия поиском смысла жизни.
Христос определяет смысл жизни — в любви, причем не собственнической (берущей), а отдающей. («Боже, пошли мне, чтобы я любил, а не чтобы меня любили», Франциск Ассизский. Оказывается — «твоя любовь к другим нужней тебе, чем им!»
По Адлеру: если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, начни ему помогать, и тебе станет легче. Все наши страдания от эгоизма. Если мы начнем любить кого-то больше себя, то все наши страдания пройдут.
Христос кроме смелого толкования Священного Писания, начинает говорить притчами, которые привлекают к нему большое количество людей. Гениальность его определяется его афористичностью, поэтичностью.
Ученики как-то спросили Христа: «Для чего притчами говоришь ты? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано» (Мф. 13, 11—12).
Притчи — мощнейшее психотерапевтическое средство. Прямые указания на ошибки клиента вызывают защитную аг-
рессию и неприятие, тогда как символическое описание аналогичной проблемы заставляет задуматься.
Притча о сеятеле: всход даст только то зерно, которое попадет в плодородную почву.
Мораль: бесполезно учить человека, не настроенного на восприятие учебного материала или даже житейских советов. Никакая психотерапия не поможет человеку, не желающему максимально сотрудничать с психотерапевтом.
«Пусть мертвые хоронят своих мертвецов».
Мораль: отбрось то, что мешает тебе идти дальше, не застревай в прошлом, жизнь — это движение вперед, иначе это уже начало умирания. «Живой», живи и радуйся! Этим ты лучше порадуешь души ушедших любимых, чем нытьем по их памяти, а фактически оправданием собственной лени и уныния. Помни, что Христос добавил к смертным грехам уныние как неблагодарность Богу за дарованную тебе жизнь.
Притчи всегда обобщенные, поэтому они вечны и каждый человек в каждом веке всегда будет находить в них свое. Библия оказывается вечной книгой и для простых, и для образованных людей, потому что она написана символами, и каждый наделяет символы своим смыслом.
Однако некоторые моменты трудно понять, если не представить конкретику атмосферы. Например, Христос сказал:
«Все должны пойти за Мной», «Кто не возненавидит отца своего и матери, а притом и самой жизни своей, не может быть Моим учеником» (Лк. 14.26).
Речь идет о конкретном моменте, когда тяга молодежи к новому учению Христа сталкивалась с активным противодействием со стороны старших, в первую очередь фарисеев и саддукеев и настроенных ими родителей молодежи. (Хотя можно предположить, что эти фразы были позже приписаны Христу более поздними распространителями христианства.)
Но можно понимать эти метафоры и узко-терапевтически: бывает, когда родители своей неумелой любовью или гиперопекой портят ребенка, формируют у него невротический стиль
жизни:
«И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 34—36).
Тормозят рост, не дают меняться, стать новым. В этом случае надо постараться юношу или девушку вырвать из среды, закрепляющей невроз, так же, как и из дурной компании.
|
|
18-216
«Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
Можно понимать двояко. Первое толкование как непротивление — «подставь вторую щеку».
Второе толкование — если кто-то вытащил тебя из твоей пассивности и лени на одно реальное дело, иди с ним дальше.
«Привязанный осел, который прошел 100 миль по кругу, остался на месте».
Так и некоторые движутся по жизни, так и учатся, привязанные к стереотипам мышления и образа жизни. Типично для невротика.
Задача психотерапевта — помочь осмотреться и убедиться, что твое движение вперед — кажущееся (самообман лени и нерешительности), на самом деле ты в своей псевдоактивности (сублимации невроза) бежишь на месте, как белка в колесе.
«Мудрый рыбак выбросил всех мелких рыб и вщбрал большую».
Мы гонимся за мелочами, а большое дело, наше истинное предназначение, проходит мимо.
«Кто возвышает себя, тот унижен будет, кто унижает, тот возвысится» (Мф. 23.12).
Каждое действие порождает противодействие. Проявление гордыни вызывает неприязнь и «огонь на себя» и непременно будет наказано людьми или Богом, а смирение и терпение (но не ленивое и пассивное) обязательно рано или поздно будут вознаграждены («Терпенье и труд все перетрут»).
«Если плоть произошла ради души, то это чудо, если дух ради тела, это чудо из чудес, но я удивляюсь тому, как такое богатство заключено в такой бедности».
Ведь душа вмещает в себя всю Вселенную с ее прошлым и будущим — мы можем мысленно перенестись куда угодно, даже в несуществующие миры.
Об этом же позже скажет Августин Блаженный:
«Когда вы требуете чуда, то подумайте, что сам человек — это чудо из чудес».
Слова «фарисеи» и «фарисейство» стали символом формального ханжеского морализаторства и показного рвения вместо истинного душевного отношения.
Христос вопрошает:
«Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! Не Тот же ли, кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» (Лк. 11, 39—40).
|
|
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как они полны хищения и неправды» (Мф. 23, 25).
Имеется в виду подмена истинной веры формальной обрядностью. Это же относится и к тем, кто придает очень большое значение внешней красоте, материальным ценностям, забывая при этом о душевной красоте и духовном богатстве.
Близко к Соломону Мудрому:
«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» (Притчи. 11.22). Для многих «новых русских» можно добавить: и золотые цепи на свиной шее.
Сюда же дополнение:
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 25—26).
Христос призывает нас к бдительности и указывает на главную опасность и на: главных врагов не только иудаизма,/но и любой веры и идеологии. Это те, кто присвоил эксклюзивную роль толкователей Слова Божьего, да и земных законов (вспомним народную мудрость: «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло»).
«Горе, вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23, 13).
В иудаизме существовало следующее разделение: саддукеи — высшая религиозная знать; фарисеи — священнослужители (аппарат религиозной власти); ессеи — носители сокровенного знания.
Фарисеи были ярыми сторонниками слепого следования «букве закона» и формально точного соблюдения всех обрядов. Христос был противником религиозного формализма и нетворческого («книжного») знания, считая это профанацией истинной веры. Христианство возникло, именно как протест против этого.
18--216
Приведем отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 6. 1—14), в котором Христос рассказывает своим ученикам, как надо подавать милостыню и как надо молиться.
«Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного... как делают лицемеры..., чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».
Любое благое дело, которым вы похвалились или попрекнули, вы сами же уничтожили не только перед Господом, но и в глазах тех, кого «осчастливили», так как показали, что. делали вы это не ради них, а чтобы сказать себе и другим: «Вот какой я добрый! А вы. не цените, неблагодарные!». И не дождетесь благодарности, потому что «уже получили награду свою» от самих себя, ублажая свою гордыню.
«И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам: они уже получают свою награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А, молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем нужду имеете' прежде прошения у Него. Молитесь же так:
(Внимание! Это единственная молитва самого Иисуса Христа!)
Отче нага, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля твоя и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь».
Христос не просит у Бога ничего лишнего, и понимаешь, что ничего более и не надо.
«Хлеб наш насущный даждъ нам днесь».
Каждую фразу Христа можно понимать не только «за что-то», но и «против чего-то». Это фраза против стяжательства, ненужного накопительства, кажущегося обогащения, а на самом деле катастрофического обеднения именно духовной жизни — составляющей высшее предназначение и счастье человека.
Христос подчеркивает, что человеку для счастья нужен минимум материального. Разве мы сами не знаем, что счастлив не тот, у кого денег больше, а тот, кому на душе светлее.
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16. 25—26).
«И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим».
То есть, когда просишь Господа проётить тебе грехи твои, то помни, что он это сделает только в том случае,- если и ты простишь согрешившим против тебя, а иначе никак!
Вот как говорит об этом сам Христос:
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш. Небесный, а если не будете прощать людям, согрешившим против вас, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 1, 14—15).
Поэтому, прежде чем обращаться с такой просьбой к Господу, убедитесь, что вы ни на кого не держите зла и обиды. Только, освободившись от этого груза, вы можете рассчитывать и на Господнее прощение, а фактически — на прощение собственной совести, ибо «совесть — это присутствие Бога в человеке» (Заратустра)! А чистая совесть это и есть — счастье, как говорил великий мудрец Пифагор. А без этого никак — одни мучения, как ни хитри — а собственную совесть не обманешь.
Но «книжники» и «фарисеи» неистребимы, как паразиты, которые присасываются к любой правящей религии или идеологии (будь то иудаизм, христианство или коммунизм) и «буквой закона», который они трактуют так, как им выгодно, убивают любое свободомыслие как угрозу своей власти.
Именно поэтому они и погубили Христа, затем Его именем захватили непомерную власть и богатство, и, сейчас, если бы Он сошел на землю, вновь распяли бы Его, чтобы не мешал их гордыне «править бал» и обогащаться «от имени нищего Христа».
Он пришел не таким, как Его ожидали. Говорил Он не то, что хотелось бы им. Выход быстро нашелся, и Сына распяли, И об этом две тысячи лет мы скорбим.
Только Он обещал, что вернется Он снова. И мы ждем Его, взор устремив к небесам. И распять Его вновь неизменно готовы, Если будет не так, как хотелось бы нам,
Если наше людское прочтенъе Писаний, Что дает современный наш Синедрион, Важность старцев, сверканье златых одеяний Опровергнет Своим появлением Он.
Игорь Верещагин