Когнитивная психология и психотерапия

Бывает бессознательная когнитивная защита психики — мутационный прорыв из невротического в психотическое (не­адекватное) восприятие реальности, когда в момент катарсиса


стена безысходности вдруг рушится — и появляется свет в кон­це туннеля. То есть психика, сохраняя 'человека от неперено­симого стресса, уводит его в неадекватное состояние созна­ния — такие состояния могут возникать как защитный уход от непереносимой реальности, сверх-горя (Офелия в Гамлете, бла­женные).

Мать, потерявшая ребенка, может жить, не принимая это­го факта, при этом оставаясь вполне адекватной в других воп­росах. В этом случае когнитивный уход в религию является спасением с сохранением социального функционирования (за­боты об оставшихся детях и т. д.).

Уверен, что некоторые умные «самоисследователи» с чрез­вычайно ранимой психикой сознательно выбирали этот путь ухода от страданий в «другую реальность», сохраняя «рабочий» контакт с повседневной реальностью, позволяющий им доста­точно успешно функционировать в обществе, в науке, в искус­стве. В какой-то мере это можно отнести ко многим поэтам, ученым, про которых снисходительно, а иногда и с восхищени­ем говорят «не от мира сего». Такая позиция может помочь ос­вободиться от стереотипов мышления и делать открытия, недо­ступные «заземленному» сознанию.

В этом еще одна из причин притягательности религии и, особенно, христианства не только-для простых, но и для ум­нейших людей. Ведь Христос, в отличие от многих примитив­ных или лицемерных священнослужителей (до и после Него), не убеждает в реальности нереального, а говорит о спаситель­ных возможностях веры и воображения:

«Если ведущие вас скажут вам Царство Небесное на небе­сах, тогда птицы небесные вас перегонят, если скажут в море, тогда рыбы вас перегонят, ибо Царство Небесное в вас са­мих», но чтобы увидеть его, надо поверить в него, как дети («Будьте как дети, иначе не узрите Царства Небесного»), т. е. «По вере вашей воздастся вам».

При этом Он гениально показывает, "Что вера в виртуаль­ную реальность может оказаться спасительной для реальной жизни («Вера твоя спасла тебя»), оказывать мощнейшее «пла­цебо-воздействие», включая резервы организма для излечения от, казалось бы, неизлечимых болезней, преодолевать, каза­лось бы, непреодолимое горе. И показывает, что незримая дверь


в этот спасительный мир всегда рядом с вами — Христос гово­рит: «Я есмъ дверь» (Ин. 10.9). Он, как дверь, относится и к одному (земному), и к другому (Небесному) помещению. Вам нужно только включить код: «Верую!» и вы спасетесь за этой дверые от страхов и страданий реального мира или, по крайней мере, на время отдалитесь от них, чтобы успокоиться и «зализать раны». Это не отрицает возможностей реального влияния скры­тых механизмов Высшего промысла, в русло которого верую­щие попадают чаще, чем неверующие, благодаря постоянному настрою своего восприятия на данную «волну». Напоминаю, что эта работа предназначена для психологов и психотерапевтов, а не для истово верующих, которые не нуждаются в такой ра­ционализации, познав на себе спасительность и целительность Веры.

Я лишь показываю, что Вера по Христу, а не по его примитивным толкователям, не противоречит здравому смыслу и гениально предвосхищает лучшие достижения современной (когнитивной, экзистенциальной, позитивной, трансперсональ­ной, квантовой и др.) психотерапии.

Логотерапия Виктора Франкла — терапия поиском смыс­ла жизни.

Христос определяет смысл жизни — в любви, причем не собственнической (берущей), а отдающей. («Боже, пошли мне, чтобы я любил, а не чтобы меня любили», Франциск Ассизс­кий. Оказывается — «твоя любовь к другим нужней тебе, чем им!»

По Адлеру: если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, начни ему помогать, и тебе станет легче. Все наши страдания от эгоизма. Если мы начнем любить кого-то больше себя, то все наши страдания пройдут.

Христос кроме смелого толкования Священного Писания, начинает говорить притчами, которые привлекают к нему боль­шое количество людей. Гениальность его определяется его афо­ристичностью, поэтичностью.

Ученики как-то спросили Христа: «Для чего притчами го­воришь ты? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано» (Мф. 13, 11—12).

Притчи — мощнейшее психотерапевтическое средство. Прямые указания на ошибки клиента вызывают защитную аг-


рессию и неприятие, тогда как символическое описание анало­гичной проблемы заставляет задуматься.

Притча о сеятеле: всход даст только то зерно, которое попадет в плодородную почву.

Мораль: бесполезно учить человека, не настроенного на восприятие учебного материала или даже житейских советов. Никакая психотерапия не поможет человеку, не желающему максимально сотрудничать с психотерапевтом.

«Пусть мертвые хоронят своих мертвецов».

Мораль: отбрось то, что мешает тебе идти дальше, не застревай в прошлом, жизнь — это движение вперед, иначе это уже начало умирания. «Живой», живи и радуйся! Этим ты лучше порадуешь души ушедших любимых, чем нытьем по их памяти, а фактически оправданием собственной лени и уныния. Помни, что Христос добавил к смертным грехам уныние как неблагодарность Богу за дарованную тебе жизнь.

Притчи всегда обобщенные, поэтому они вечны и каждый человек в каждом веке всегда будет находить в них свое. Биб­лия оказывается вечной книгой и для простых, и для образо­ванных людей, потому что она написана символами, и каждый наделяет символы своим смыслом.

Однако некоторые моменты трудно понять, если не пред­ставить конкретику атмосферы. Например, Христос сказал:

«Все должны пойти за Мной», «Кто не возненавидит отца своего и матери, а притом и самой жизни своей, не может быть Моим учеником» (Лк. 14.26).

Речь идет о конкретном моменте, когда тяга молодежи к новому учению Христа сталкивалась с активным противодей­ствием со стороны старших, в первую очередь фарисеев и сад­дукеев и настроенных ими родителей молодежи. (Хотя можно предположить, что эти фразы были позже приписаны Христу более поздними распространителями христианства.)

Но можно понимать эти метафоры и узко-терапевтически: бывает, когда родители своей неумелой любовью или гиперопе­кой портят ребенка, формируют у него невротический стиль

жизни:

«И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 34—36).

Тормозят рост, не дают меняться, стать новым. В этом слу­чае надо постараться юношу или девушку вырвать из среды, закрепляющей невроз, так же, как и из дурной компании.

18-216


«Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

Можно понимать двояко. Первое толкование как непротив­ление — «подставь вторую щеку».

Второе толкование — если кто-то вытащил тебя из твоей пассивности и лени на одно реальное дело, иди с ним дальше.

«Привязанный осел, который прошел 100 миль по кругу, остался на месте».

Так и некоторые движутся по жизни, так и учатся, при­вязанные к стереотипам мышления и образа жизни. Типично для невротика.

Задача психотерапевта — помочь осмотреться и убедить­ся, что твое движение вперед — кажущееся (самообман лени и нерешительности), на самом деле ты в своей псевдоактивнос­ти (сублимации невроза) бежишь на месте, как белка в колесе.

«Мудрый рыбак выбросил всех мелких рыб и вщбрал боль­шую».

Мы гонимся за мелочами, а большое дело, наше истинное предназначение, проходит мимо.

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, кто унижает, тот возвысится» (Мф. 23.12).

Каждое действие порождает противодействие. Проявление гордыни вызывает неприязнь и «огонь на себя» и непременно будет наказано людьми или Богом, а смирение и терпение (но не ленивое и пассивное) обязательно рано или поздно будут вознаграждены («Терпенье и труд все перетрут»).

«Если плоть произошла ради души, то это чудо, если дух ради тела, это чудо из чудес, но я удивляюсь тому, как такое богатство заключено в такой бедности».

Ведь душа вмещает в себя всю Вселенную с ее прошлым и будущим — мы можем мысленно перенестись куда угодно, даже в несуществующие миры.

Об этом же позже скажет Августин Блаженный:

«Когда вы требуете чуда, то подумайте, что сам чело­векэто чудо из чудес».

Слова «фарисеи» и «фарисейство» стали символом формаль­ного ханжеского морализаторства и показного рвения вместо истинного душевного отношения.


Христос вопрошает:

«Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразум­ные! Не Тот же ли, кто сотворил внешнее, сотворил и внут­реннее?» (Лк. 11, 39—40).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как они полны хищения и неправды» (Мф. 23, 25).

Имеется в виду подмена истинной веры формальной обряд­ностью. Это же относится и к тем, кто придает очень большое значение внешней красоте, материальным ценностям, забывая при этом о душевной красоте и духовном богатстве.

Близко к Соломону Мудрому:

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина краси­вая и безрассудная» (Притчи. 11.22). Для многих «новых рус­ских» можно добавить: и золотые цепи на свиной шее.

Сюда же дополнение:

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 25—26).

Христос призывает нас к бдительности и указывает на глав­ную опасность и на: главных врагов не только иудаизма,/но и любой веры и идеологии. Это те, кто присвоил эксклюзивную роль толкователей Слова Божьего, да и земных законов (вспом­ним народную мудрость: «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло»).

«Горе, вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворя­ете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотя­щих войти не допускаете» (Мф. 23, 13).

В иудаизме существовало следующее разделение: садду­кеи — высшая религиозная знать; фарисеи — священнослужи­тели (аппарат религиозной власти); ессеи — носители сокровен­ного знания.

Фарисеи были ярыми сторонниками слепого следования «букве закона» и формально точного соблюдения всех обрядов. Христос был противником религиозного формализма и нетвор­ческого («книжного») знания, считая это профанацией истин­ной веры. Христианство возникло, именно как протест против этого.

18--216


Приведем отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 6. 1—14), в котором Христос рассказывает своим ученикам, как надо по­давать милостыню и как надо молиться.

«Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного... как делают лицемеры..., чтобы прославля­ли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».

Любое благое дело, которым вы похвалились или попрек­нули, вы сами же уничтожили не только перед Господом, но и в глазах тех, кого «осчастливили», так как показали, что. де­лали вы это не ради них, а чтобы сказать себе и другим: «Вот какой я добрый! А вы. не цените, неблагодарные!». И не дожде­тесь благодарности, потому что «уже получили награду свою» от самих себя, ублажая свою гордыню.

«И когда молишься, не будь как лицемеры, которые лю­бят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам: они уже получают свою награду. Ты же, когда молишься, войди в ком­нату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А, молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем нужду имеете' прежде прошения у Него. Молитесь же так:

(Внимание! Это единственная молитва самого Иисуса Хри­ста!)

Отче нага, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

Да будет воля твоя и на земле, как на небе.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь».

Христос не просит у Бога ничего лишнего, и понимаешь, что ничего более и не надо.

«Хлеб наш насущный даждъ нам днесь».


Каждую фразу Христа можно понимать не только «за что-то», но и «против чего-то». Это фраза против стяжательства, ненужного накопительства, кажущегося обогащения, а на са­мом деле катастрофического обеднения именно духовной жиз­ни — составляющей высшее предназначение и счастье чело­века.

Христос подчеркивает, что человеку для счастья нужен минимум материального. Разве мы сами не знаем, что счастлив не тот, у кого денег больше, а тот, кому на душе светлее.

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16. 25—26).

«И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем долж­никам нашим».

То есть, когда просишь Господа проётить тебе грехи твои, то помни, что он это сделает только в том случае,- если и ты простишь согрешившим против тебя, а иначе никак!

Вот как говорит об этом сам Христос:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш. Небесный, а если не будете про­щать людям, согрешившим против вас, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 1, 14—15).

Поэтому, прежде чем обращаться с такой просьбой к Гос­поду, убедитесь, что вы ни на кого не держите зла и обиды. Только, освободившись от этого груза, вы можете рассчиты­вать и на Господнее прощение, а фактически — на прощение собственной совести, ибо «совестьэто присутствие Бога в человеке» (Заратустра)! А чистая совесть это и есть — счас­тье, как говорил великий мудрец Пифагор. А без этого ни­как — одни мучения, как ни хитри — а собственную совесть не обманешь.

Но «книжники» и «фарисеи» неистребимы, как паразиты, которые присасываются к любой правящей религии или идео­логии (будь то иудаизм, христианство или коммунизм) и «бук­вой закона», который они трактуют так, как им выгодно, уби­вают любое свободомыслие как угрозу своей власти.

Именно поэтому они и погубили Христа, затем Его именем захватили непомерную власть и богатство, и, сейчас, если бы Он сошел на землю, вновь распяли бы Его, чтобы не мешал их гордыне «править бал» и обогащаться «от имени нищего Христа».



Он пришел не таким, как Его ожидали. Говорил Он не то, что хотелось бы им. Выход быстро нашелся, и Сына распяли, И об этом две тысячи лет мы скорбим.

Только Он обещал, что вернется Он снова. И мы ждем Его, взор устремив к небесам. И распять Его вновь неизменно готовы, Если будет не так, как хотелось бы нам,

Если наше людское прочтенъе Писаний, Что дает современный наш Синедрион, Важность старцев, сверканье златых одеяний Опровергнет Своим появлением Он.

Игорь Верещагин



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: