Бог-Троица

Несколько комментариев к некоторым из основных положений (догматов) христианства

Бог-Троица

1) Любовь как главное определение / имя Бога («Бог есть Любовь»).

Выбор именно предиката любви в качестве решающего определения, главного, последнего имени Бога представляет одно из отличительных свойств христианства. В политеизме любовь богов вообще не является тем свойством, которое определяет их отношение к людям и к миру.[1] Если говорить о (моно)теистических подходах, то там появляются такие названия Абсолюта как Дух, Разум, Творец. В ряде теистических религиях ведущим определением является справедливость: Бог – справедливый судья[2]. Справедливость предполагает, что зло будет наказано, добро – вознаграждено; иначе – несправедливо. (Ср. это с евангельским эпизодом, где первым в рай входит бандит (эпизод с раскаявшимся разбойником), – эпизод, догматический невозможный для религий, где главное определение Бога – справедливость; это в самом деле не похоже на справедливость, по-человечески понятна реплика: для рая (и для первого человека, допущенного туда после грехопадения) можно было найти кого-нибудь поблагочестивее.)

Понятно, что определение Бога в христианстве как любви не покрывает и не намерено покрыть всех возможных коннотаций этого слова. (Можно и алкоголь любить, и путешествовать любить; и Рогожин тоже Настасью Филипповну любил, но все-таки зарезал, и т.д.) При всей приблизительности (в христианстве и не только в нем) артикуляций о Боге[3], это определение задает вектор. Одно дело определить Бога через любовь, другое – как ненависть. Далее, среди всех возможных значений этого слова для разбираемого определения ключевым/ характеристическим является способность к самопожертвованию (в пределе - жизнью) и связанные с ней (способностью) смыслы. (Ср. известные новозаветные изречения: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13) («душу» здесь - жизнь); «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (из 1-го послания св. Ап. Павла к Коринфянам).)

С точки зрения христианства, это главное определение Бога «вычитывается», в первую очередь, из боговоплощения (см. ниже) и осмысления финального евангельского эпизода смерти Иисуса Христа на кресте (и затем воскресения). Поскольку никакой личной заинтересованности у Бога в таком исходе не было, все это совершалось ради спасения людей (см. ниже представления о спасении) бескорыстно (=по любви).

2) Учение о Боге-Троице.

Само учение о Боге-Троице выводится (в первую очередь) из тех утверждений, которые сделаны о Боге в Евангелиях («Я и Отец – одно есть.» и др.)

Положение о троичности Бога говорит в христианстве: Бог един по сущности и троичен по ипостасям (или - лицам)[4]. Тем самым Бог не есть нечто моноличностное (как, например, в иудаизме или исламе). Это утверждение о внутренней жизни, «устройстве» Бога связывается христианской теологией с главным определением Бога – «Бог есть Любовь»: концепт любви несет в себе идею интенциональности («направленность на что-либо, устремление к ч-л»); Бог – это трехипостасное существо, и отношение внутри ипостасей – любовь. Т.е. главное определение Бога, о котором говорилось выше, «работает» не только в отношении «Бог – мир», «Бог – человек». Бог есть любовь в Самом Себе, но за счет трехипостасности, Бог не есть самовлюбленность.

Главная непонятность/ неприемлемость/ парадоксальность учения о Троице состоит в том, что в нем нарушается закон тождества. Различные направления, признанные впоследствии как еретические (т.н. (анти)тринитарные ереси), предлагали прочитать положение о Боге-Троице так, чтобы «было понятно» единство божества при наличии трех ипостасей. Под понятностью разумелось согласование описания бытия Бога «в себе» с принципом тождества.

Вот предложения некоторых из ересей.

- тритеизм, т.е. что это три Бога/бога;.

- триморфизм – три различные формы проявления одного Бога (морфэ (греч.) - форма);

- речь идет о трех силах одного Бога (ересь Павла Самосатского)

- имеются три различные явления Бога: то Бог являет Себя под видом Отца, то под видом Сына, то под видом Духа Святого (модализм, ересь Савелия)

- Христос – сотворен Богом-Отцом (первое творение Бога-Отца), следовательно Христос – не Бог и не единосущен Богу-Отцу (арианство).

.

Все эти варианты были отвергнуты как ложные. Получается, что и это неверно, и то неверно, и второе, и третье. А что же тогда верно? Канонический ответ принимает нарушение закона тождества в описании Бога (как, так сказать, плата за то/ результат того, что трансцендентный Бог прошел через фильтр человеческих представлений).

Ортодоксальный ответ: эти Личности, или ипостаси, неслиянны между собою, т.е. они не могут быть взаимозаменимы. Поэтому ипостаси «маркируются» различными терминами: Сын рождается от Отца, Святой Дух исходит от Отца. Смысл такого словоупотребления именно в том, чтобы ввести некое различение между лицами Троицы[5]. Можно сказать, что это просто метки, другой способ выражения: ипостаси в чем-то различны. (Дальнейшее уточнение «в чем» представляется христианской теологии невозможным, поскольку последняя не мыслит себя как «сканер» божественного бытия, а, как выше было процитировано, как «подбор наименее неподходящих слов», - «наименее» настолько насколько это возможно для человеческого разумения.) В то же время они и нераздельны (нельзя разделить на три бога). Они единосущны [6]. [7]

Наконец, очень коротко сравним Троицу христианства с различными хорошо известными «тройственными» союзами, «троицами» политеизма.

Чаще всего троицы там - семья: бог – богиня - и их дети (с последующим продолжением рода («внуки», «правнуки»)); в семейных триадах всегда имеется женское божество; семейные отношения часто конфликтные. Наконец, статус этих богов различен, отношения устроены иерархично. В христианской Троице нет ни женского начала, ни семьи; отношения – радикально лишены конфликтности (см. выше главное опр-ние Бога); нет иерархичности (типа Отец выше Сына, а Сын выше Духа и т.п.), этот равный «статус» ипостасей фиксируется выражением ипостаси равночестны. Ср. также Тримурти (объединение 3-х богов: Брахма, Вишну, Шива) в индуизме. В этом объединении за каждым из божеств закреплены свои функции по отношению к миру: Брахма – творец, Вишну – хранитель (тот, кто поддерживает существование этого мира), Шива – разрушитель. Разные течения в индуизме выдвигали на главную роль либо Вишну, либо Шиву (культ Брахмы очень быстро практически сходит на нет). В любом случае отношения иерархичны и, кроме того, конфликтны (см. истории их многочисленных приключений), в частности, конкурентны. Все три божества «семейны». Наконец, ни в одном из вариантов троиц (в том числе не упомянутых здесь) не нарушается закон тождества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: