Название этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащегося |
1. Организация работы по разработке стратегии игрового проекта | Определению целей и способов их достижения, составление плана создания игрового проекта, формирование инициативных групп по разработке игровых правил и условий | Выдвижение и оценка идей. Определение ожидаемого результата игрового проекта |
2. Разработка игровых правил и условий | Организация работы инициативных групп по разработке игровых правил и условий | Разработка игровых правил и условий. Оформление игрового проекта: составление схемы, плана игрового проекта |
3. Запуск игрового проекта | Проверка готовности старта игрового проекта. Эмоциональная установка на погружение в игровую ситуацию | Распределение обязанностей, функций между школьниками по организации игрового проекта. Формирование игровых групп. Определение и принятие своей роли каждым участником игрового проекта |
4. Реализация игровых действий | Координация действий участников игрового проекта согласно правилам и условиям развития проекта. Эмоциональная поддержка игрового состояния участников проекта | Выполнение игровых правил и условий |
5. Подведение итогов игрового проекта | Организация рефлексии | Коллективная оценка результатов игрового проекта. Определение перспектив |
Специфика этой технологической схемы заключается в том, что на первых двух этапах педагог выступает как руководитель игрового проекта, и его деятельность направлена на непосредственную организацию и обеспечение целевой направленности игрового проекта. На следующих этапах руководство игровым проектом осуществляется инициативными группами. Основная деятельность педагога на этих этапах – регулирование взаимодействия детей через сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся в системе «старший – младший».
|
|
Предложенный алгоритм разработки игрового проекта позволяет педагогам включить учащихся в коллективный поиск. Школьники создают свой вариант проекта игры, что побуждает их к реализации собственных замыслов. Данный алгоритм создания игрового проекта можно рассматривать как педагогическую технологию, определяющую последовательные действия ученика и учителя, но игровой проект реализуется через частные игровые технологии и разнообразные игры, организаторами которых могут выступать как педагог, так и сами учащиеся. Для того чтобы игра соответствовала своей психолого-педагогической сущности, чтобы каждый участник игры чувствовал себя комфортно, ощущал психологический простор и свободу, организатор игры должен придерживаться определенных этапов ее проведения (табл. 18).
Таблица 18