Встреча с Ишварой Пури

Слава Шри Гаурачандре, Богу богов! В своих детских играх Он - океан учености.

Так Гаура, лучший из брахманов, не узнанный никем, жил в Навадвипе. Все свое время Он посвящал учебе.

Господь был прекрасен, как миллионы бо­гов любви. Каждая часть Его тела была совершенна. Его руки достигали колен, а глаза были подобны лепесткам лотоса. Он был одет в прекрасные одежды и жевал орехи бетеля.

Прогуливаясь в окружении тысяч учени­ков, благодаря своим исключительным познаниям и остроумию, Господь очаровы­вал каждого, кто находился с Ним рядом.

Повелитель вселенной, Господь Вишвамбхар, гулял по Навадвипе, держа в руке свою возлюбленную, богиню Сарасвати, в форме книги.

Во всей Навадвипе не было ученого, ко­торый смог бы понять то, о чем говорил Нимай Пандит.

Господь обсуждал свои объяснения толь­ко в обществе самого удачливого - Ган­гадаса Пандита.

Мирские люди говорили между собой: «Как удачливы родители этого юноши. Чего еще им желать?»

Все женщины считали Господа таким же прекрасным, как и Мадана, бог любви, а безбожники видели в Нем олицетворен­ную смерть.

Все образованные ученые считали Его равным Брихаспати. Так все люди судили о Господе на основе своих собственных представлений.

Видя прекрасный облик Вишвамбхара, вайшнавы испытывали одновременно счастье и грусть.

Они думали: «Нимай божественно пре­красен, и Его не привлекает Кришна. Он бездумно теряет время, - какой прок в Его образовании?» Все вайшнавы были околдованы внутренней энергией Господа и потому, хотя и видели Господа прямо перед собой, не могли понять Его божест­венной природы.

Хотя вайшнавы видели перед собой само­го Верховного Господа, они не узнавали Его. Один из них сказал: «Нимай, почему Ты тратишь время в бесплодном стремле­нии к знанию?»

Слушая своих слуг, Господь улыбался. Он ответил им: «Я очень удачлив, ибо вы наставляете Меня».

Когда Господь проводил так свое время, играя роль знатока писаний, даже Его слуги не могли узнать Его. Что уж гово­рить об остальных?

Люди со всех концов Индии приезжали учиться в Навадвипу, поскольку только здесь человек мог обрести вкус к учебе.

Многие вайшнавы приходили из Чаттаграмы, чтобы жить на берегу Ганги и учиться в Навадвипе.

Все они были отреченными преданными Кришны, низошедшими на Землю по воле Господа.

Обычно после уроков они встречались в уединенном месте и говорили о Кришне.

Вайшнавы горячо любили Шри Мукунду. Когда он пел, их сердца таяли.

После полудня преданные собирались в Шри Маяпуре в доме Адвайты Ачарьи.

Стоило Мукунде начать петь о Кришне, как все присутствующие падали на землю, лишившись чувств в экстатической любви.

Одни вайшнавы плакали, другие смея­лись, а третьи танцевали. Некоторые из них катались по земле, и их одежды при­ходили в беспорядок.

Некоторые вайшнавы громко кричали, как будто бросая вызов майе, а другие хватали стопы Мукунды.

Так вайшнавы погружались в океан блаженства и забывали о всех своих тревогах.

Господь был очень доволен Мукундой. Стоило Господу увидеть Мукунду, Он всегда останавливал его.

Господь просил Мукунду ответить на какой-либо вопрос, но когда Мукунда от­вечал, Господь говорил ему: «Неверно!» Немедленно завязывался спор.

Благословленный Господом, Мукунда был исключительно учен. Поэтому он мог легко находить доводы и контраргументы на выпады Нимая.

Так Господь признавал своих преданных: Он просил их объяснить какое-либо поло­жение и затем разбивал все их доводы.

Господь бросал вызов Шривасу и другим преданным, но те убегали от Него, не же­лая тратить время на пустые споры.

Преданные обладали естественным отре­чением благодаря трансцендентному вку­су в сознании Кришны. Они не желали слушать о том, что не связано с Господом Кришной.

Встретив кого-либо из преданных, Гос­подь бросал ему вызов. Когда же предан­ный оказывался неспособным дать пра­вильный ответ, Господь высмеивал его.

Стоило кому-то из преданных увидеть Господа, как он тут же прятался, боясь, что Господь захочет втянуть его в спор.

Преданные любили слушать о Господе Кришне, но Нимай, вызывая их на спор, никогда не касался этих тем.

Однажды Нимай шел по главной улице Навадвипы в сопровождении учеников. Он был очень горд Собой.

В это время Мукунда направлялся к Ган­ге, чтобы принять омовение. Заметив Ни­мая, Мукунда бросился наутек.

Видя это, Господь спросил Говинду: «По­чему он убегает от Меня?» Говинда отве­тил: «О Пандит, я не знаю. Возможно, у него какие-то срочные дела».

Господь сказал на это: «Мне известна при­чина, по которой он избегает Меня. Он не желает разговаривать с непреданным.

Этот юноша изучает только писания вайш­навов, тогда как Я говорю лишь о панджи, вритти и тике.

Я не говорю о Кришне, поэтому он убе­жал, едва завидев Меня».

Хотя Господь называл Мукунду разными обидными именами, на самом деле Он был доволен его поведением. Одновременно с этим Господь косвенно явил свою божест­венную природу.

Господь сказал: «Мой мальчик, как долго ты будешь избегать Меня? Неужели ты думаешь, что сможешь покинуть Мое об­щество, просто убежав?»

Улыбаясь, Господь сказал: «Когда Я за­вершу учебу, вы все увидите, какой Я преданный Кришны.

Я стану таким вайшнавом, что даже Брахма и Шива будут приходить к Моим дверям.

Мои дорогие братья, послушайте Меня! Я непременно стану выдающимся вайш­навом.

Те, кто сегодня избегают Меня, завтра будут воспевать Мою славу и превозно­сить Мои достоинства».

Сказав так, Нимай улыбнулся и вместе с учениками отправился домой.

Сможет ли кто-нибудь понять игры Вишвамбхара, пока сам Господь не откроет их смысл?

Так жили преданные Навадвипы, где все люди думали лишь о семье и богатстве.

Люди насмехались над преданными, ког­да те пели киртан. Некоторые говорили: «Они поют, чтобы выпросить еду».

Другие люди говорили: «Они оставили учебу, чтобы танцевать подобно безум­цам. Почему они так ведут себя?»

Кто-то сказал: «Я долгое время изу­чал «Шримад-Бхагаватам», но никогда не встречал упоминания таких духовных практик, как танцы и стенания.

Мои дорогие братья, по вине Шриваса и его братьев мы не можем заснуть после еды.

Разве нет благочестия в нежном произне­сении святых имен Кришны? Зачем нужно петь, танцевать и громко кричать?

Так греховные атеисты насмехались над вайшнавами каждый раз, когда встреча­ли их.

Слыша оскорбительные речи безбожни­ков, преданные были полны печали. Они продолжали петь имена Кришны и громко плакали.

[Преданные молились:] «Как долго еще будет длиться это печальное положение? О Кришначандра, пожалуйста, яви Себя этим людям!»

Вайшнавы рассказали Адвайте о том, что говорят безбожники.

В ответ на это Адвайта Ачарья пришел в гнев. В настроении Господа Рудры Он воскликнул: «Я убью их всех!

Вскоре явится Мой Господь. В Его руке - чакра; вы еще увидите, что произойдет с Надией!

Я сделаю так, что Кришну сможет увидеть каждый, и тогда всем станет ясно, что Тот, кого зовут Адвайта, слуга Кришны.

Мои дорогие братья, подождите немно­го - пройдет всего несколько дней, и вы увидите Кришну прямо здесь».

Выслушав слова Адвайты, преданные по­забыли все печали и начали киртан.

Когда раздался всеблагой звук киртана имен Кришны, Адвайту и других предан­ных охватило духовное блаженство.

Боль в сердцах преданных, вызванная злыми речами атеистов, утихла. Вся Навадвипа погрузилась в блаженство.

Господь Вишвамбхар счастливо проводил дни в учении и одаривал несравненной ра­достью мать Шачи.

Тем временем, никем не узнанный, в На­вадвипу пришел Шри Ишвара Пури.

Его переполняла любовь к Кришне. Он был дорог Кришне и необычайно милостив.

Когда Ишвара Пури по воле провидения прибыл к дому Адвайты, никто не смог уз­нать его в таком одеянии.

Он смиренно сел рядом с Адвайтой, кото­рый совершал пуджу.

Сияние вайшнава никогда не укроется от другого вайшнава. Адвайта смотрел на гостя и не мог отвести глаз.

Адвайта спросил: «Кто ты, о дорогой гос­подин? Я думаю, что ты - вайшнав-санньяси».

Ишвара Пури ответил: «Я - ниже шудры. Я пришел сюда лишь только затем, чтобы увидеть Твои лотосные стопы».

Поняв, что происходит, Мукунда с вели­кой любовью стал петь о славе Кришны.

Как только голос Мукунды коснулся слу­ха Шри Ишвары Пури, тот упал на зем­лю, лишившись чувств.

Слезы непрерывным потоком текли из его глаз, и постоянно усиливающиеся волны божественной любви захлестывали его одна за другой.

Адвайта поспешно обхватил его руками, и вскоре все тело Адвайты стало мокрым от слез.

Мукунда начал громко произносить со­звучные стихи писаний, но экстатические проявления в теле Ишвары Пури лишь усилились.

Сердца вайшнавов переполняло неопису­емое счастье, когда они наблюдали прояв­ления чувств экстатической любви в теле Ишвары Пури.

Позже, узнав, что им удалось встретиться с самим Ишварой Пури, преданные с вос­торгом воспели имя Господа Хари.

Так Ишвара Пури странствовал по На­вадвипе неузнанным.

Однажды, возвращаясь из школы, Шри Гаурасундар по воле провидения встретил Шри Ишвару Пури. Увидев своего вечно­го слугу, Господь склонился перед ним.

Невозможно описать красоту Вишвамбхара. Он был воплощением всех исключи­тельных и возвышенных качеств.

Люди не знали о Его божественной при­роде, но тем не менее оказывали Ему глу­бочайшее почтение.

Когда Ишвара Пури увидел, как красив Нимай, он сразу понял, что перед Ним ве­ликая личность.

Ишвара Пури спросил: «О лучший из брахманов, как Тебя зовут? Что Ты изу­чаешь и что преподаешь? Где Твой дом?»

Люди, сопровождавшие Господа, сказа­ли: «Это Нимай Пандит». Ишвара Пури радостно сказал: «Итак, Ты - Нимай!»

Господь почтительно пригласил Ишвару Пури на обед и привел его к Себе домой.

Мать Шачи приготовила подношение для Кришны. Почтив прасад, Ишвара Пури сел в храмовой комнате.

Всем естеством Ишвара Пури погрузился в кришна-катху.

Господь был счастлив видеть в поведении Ишвары Пури необычайные признаки бо­жественной любви, которые тот обычно скрывал от мирских людей.

В течение нескольких месяцев Ишвара Пури жил в Навадвипе в доме Шри Гопи­натха Ачарьи.

Каждый был рад его видеть. Господь ре­гулярно приходил к нему.

Видя слезы любви на глазах Гададхара Пандита, вайшнавы испытывали к нему большую любовь.

Гададхар был отрешен от мирской жизни с самого детства, и потому Ишвара Пури полюбил его всей душой.

Ишвара Пури начал обучать Гададхара Пандита по своей книге «Шри Кришна-лиламрита».

Господь, завершив свои уроки и препо­давание, пришел вечером к Ишваре Пури выразить свое почтение.

Ишвара Пури был счастлив видеть Ни­мая; даже не понимая того, что перед ним сам Верховный Господь, он испытывал к Нему большую любовь.

Ишвара Пури улыбнулся и сказал: «Ты - величайший ученый. Я написал книгу о достояниях Кришны.

Прошу Тебя, выслушай ее и отметь допу­щенные мной ошибки. Этим Ты доставишь мне величайшую радость».

Господь ответил: «Тот, кто видит недо­статки в том, как преданный рассказывает о Кришне - грешник.

Кришна всегда удовлетворен поэтичес­кими прославлениями, написанными Его преданным, даже если в них и есть какие-то несовершенства.

Необразованный скажет «вишная», а гра­мотный - «вишнаве», тем не менее Вер­ховный Господь Кришна примет оба эти выражения, если к Нему взывают с пре­данностью.

Принося поклоны Господу Вишну, необ­разованный произносит вишнайа намах [что является грамматически неверным], в то время как образованный произносит вишнаве намах. Однако и тот и другой об­ретают равное благо, потому что Господь Шри Джанардана всегда видит стремле­ние живого существа - Он принимает лишь его преданность и награждает со­гласно силе этой преданности [Господь не судит о человеке по его глупости или интеллекту].

Тот, кто видит недостатки в преданном, сам полон несовершенств. Ему не дано понять, что повествования преданного предназна­чены лишь для удовлетворения Кришны.

Поэтому кто осмелится искать недостатки в твоих, наполненных любовью, описани­ях игр Кришны?»

Когда Ишвара Пури слушал Нимая, ему казалось, будто его тело омывает поток нектара.

Ишвара Пури улыбнулся и сказал: «Не будет ничего плохого, если Ты укажешь на вероятные ошибки в моей книге».

После этого разговора Нимай стал еже­дневно проводить час или два в беседе с Ишварой Пури.

Как-то раз, выслушав один стих, Господь улыбнулся и сказал: «В этом предложе­нии неправильно употреблен глагольный корень. Здесь не следует использовать форму атманепади». Сказав это, Господь вернулся к Себе домой. Ишвара Пури был знатоком писаний и всегда с боль­шим удовольствием исследовал текст. После того, как Нимай высказал свое мнение и ушел, Ишвара Пури с разных сторон рассмотрел глагольный корень, на который указал Господь. В конце концов он пришел к однозначному заключению, что первоначальный вариант был пра­вильным. Когда на следующий день они вновь встретились, Ишвара Пури сказал: «Корень, который, согласно Твоему мне­нию, должен стоять в форме парасмайпади, все же правильно будет оставить в форме атманепади».

Выслушав заключение своего слуги, Гос­подь с радостью признал его победу и не стал более искать недостатки в его книге.

Веды утверждают: Господь всегда рад, когда Его преданный одерживает над Ним победу, поскольку это увеличивает славу преданного.

Итак, Ишвара Пури несколько месяцев наслаждался учеными беседами в обще­стве Шри Гаурасундара.

Однако Он не мог долго оставаться на од­ном месте, - такова беспокойная приро­да экстатической любви. Он отправился дальше совершать свое паломничество, очищающее всю землю.

Любой, кто слушает это описание благих деяний Шри Ишвары Пури, будет вечно жить у лотосных стоп Шри Кришны.

Шри Мадхавендра Пури с радостью пере­дал сокровище экстатической любви свое­му ученику - Шри Ишваре Пури. Обре­тя любовь к Богу от своего учителя по милости Господа Кришны, Ишвара Пури мог путешествовать повсюду без всяких тревог.

Шри Кришна Чайтанья и Шри Нитьянанда - моя жизнь и душа! Так поет славу Их лотосным стопам Вриндаван дас.

Конец одиннадцатой главы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: