Вопрос 1, 14. Предмет и система римского права

1.Периодизация истории римского права и ее соотношение с историей римского государства.

2. Понятие римского частного права и публичного права. Основные системы римского частного права. Ius civile и ius gentium.

1. История римского права представляет большой научно-познавательный и практический интерес для современного юриста. Происходит так потому, что одним из величайших достижений римской цивилизации является создание четкой и логичной системы понятий и категорий частного (гражданского) права, из которой черпают материал для развития гражданского права юристы сегодняшнего дня.

Такое положение вещей далеко не случайно. Именно Рим, ставший первой в истории мировой империей, с развитием ремесла, торговли и обмена, нуждался в универсальном регуляторе крайне разнообразных и сложных имущественных и хозяйственных отношений в такой степени, в какой это не было известно в истории до этого.

Римское право — это система юридических норм и механизмов их реализации в жизни римского общества и государства. Как юридическая система римское право достигло такой завершенности и глубины, что стало одной из самых совершенных правовых систем не только древности, но и средневековья и Нового времени и послужила одной из основ совре­менного права. Создание такой системы является выдающимся достижением римской культуры в целом.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что Рим в процессе своего исторического развития далеко не сразу превратился в великую средиземноморскую империю. В той же степени и римское право, обслуживающее потребности этой империи, возникло не одномоментно, пройдя сложный путь от своего становления до эпохи расцвета. Тесная взаимосвязь истории римского государства и его права очевидна, и именно ей следует уделить особое внимание при изучении римского права. Это необходимо для понимания того, как соотносятся история римского права и история римского государства на различных этапах своего существования.

История римского государства разделяется на три больших периода.

I период - Царский (753 - 509 гг. до н. э.). Это полулегендарный период, правление 7 римских царей, известных только благодаря вызывающим сомнение в своей достоверности сочинениям поздних (I век н. э.) римских авторов.

Согласно принятой традиции, Рим был основан в 753 г. до н. э. ("ab иrbе condita" - от основания города). В течение многих столе­тий, считая от этого периода, Рим представлял собой всего лишь один из великого множества городов-государств, боро­вшихся за свое господство в центральной части Италии. К середине 5 в. до н.э. Рим стал господствующим в Центральной Италии, завоевав прилежащую округу и подчинив себе в результате 3-х самнитских войн самнитские и этрусские племена.

II период – Республика (509 - 31 гг. до н. э.). Этот период в свою очередь распадается на три этапа.

1.Ранняя республика (509 - 275 гг. до н. э.). Рим превращается из небольшой гражданской общины в город, господствующий в Италии. К 275 г. до н. э. римлянам (за счет захвата основанных в южной части Италии греческими колонистами городов) удалось установить в них свое господство. Рим из доминирующего в центральной части Италии города-госу­дарства превратился в грозную военную силу, начавшую играть большую роль во всем районе Средиземно­морья. Для этого времени характерно небольшое распространение рабовладельческих отношений, Рим не стал еще рабовладельческой державой в полном смысле слова.

2. Борьба за господство в Средиземноморье (275 - 131 гг. до н. э.). Развязав военные действия против своего соперника Карфагена, Рим в результате двух Пунических войн (1 - я в 264 - 241 гг. и 2-я в 218 - 202 гг. до н. э.) захватил все побережье и островную зону центральной и западной акватории Средиземного моря, установив там свое владыче­ство. В 146 г. до н. э. Карфаген был разрушен, и в течение короткого времени (146 – 131 гг. до н. э.) Рим подчинил себе Грецию, Испанию и все Восточное средиземноморье, превратившись в мировую державу. В этот период самое широкое распространение получило рабовладение, поскольку бесконечные и успешные войны давали огромный приток рабов.

3. Период гражданских войн (131 - 31 гг. до н. э.). В это время происходит процесс постепенного превращения республики в империю. Политические институты римской республики не подходят для решения новых, имперских задач. Гибель респуб­лики была совершенно неизбежна. Приемному сыну Цезаря Августу, пришедшему к власти в 31 г. до н. э., однако, удалось сделать более плавный и мягкий переход к достижению желанного единовластия. Первое, что он сделал - это сохранил все республиканские институты власти, а затем, "позволив" пожизненно избрать себя на важнейшие государственные должности, он тем самым сос­редоточил в своих руках практически всю государственную власть. Август стал принцепсом (первым лицом в списке римс­ких сенаторов) и создал форму рабовладельческой монархии, сохраняя при этом традиционные республиканские учреждения.

III период – Империя (31 г. до н. э. - 476/562 гг.). Этот период распадается на два этапа.

1. Принципат (31 г. до н. э. - 196 г. н. э.). В это время Рим формально сохраняет республиканские институты. Римское государство как империя, созданная на базе горо­да-государства Рим и на этой основе развивавшаяся в госу­дарственную систему с основным центром тяжести в области политики и экономики, население которой в подавляющем большинстве состояло из римских граждан, в период принци­пата превратилась в военную монархию. После того, как все без исключения жители Римской империи в 212 г. эдиктом Антониниана получили римское гражданство, использовавшееся ранее название «город-государство» было упразднено и этот статус утратил силу. Точно так же утратили свое значение и последние остатки римской республиканской государственной системы.

2. Доминат (217 - 476 гг. (562 г. - Восточная Византия). Переход к доминату характеризовался ради­кальным изменением государственного устройства. Так, если в период принципата император соблюдалпредписанный ему его положением правовой статус государственной власти и в духе уважения относился к традициям Республики, то в период домината император стал уже самодержцем, не связанным никакими законами (princeps legibus solutus est), его желание стало законом (quod principi placuit). Рим становится империей, и римский император официально принимает титул императора и бога. Императорская власть сакрализируется. В то же время начинается постепенный упадок могущества римской империи. В начале IV в. в период правления Диоклетиана и Константина предпринимаются последние попытки сохранить единство империи. В 395 г. империя распадается на Западную и Восточную. Западная в 476 г. распадается под ударами германских племен, Восточная стремится возродить былое единство. Последняя попытка такого объединения предпринимается при императоре Юстиниане (536 – 562 гг.), который завоевал Италию, Испанию, северное побережье Африки, но не смог их удержать. Восточная римская империя, потеряв большинство своих территорий, просуществовала до 1453 г.

Параллельно развивается римское право.

Периодизация римского права берет свое начало от самых первых римских законов 12 таблиц - 450 г. до н.э. и заканчивается кодификацией римского права 533 - 560 гг. н. э., охватывая тысячелетний период развития римского права. В его истории выделяют три больших периода.

1. предклассический (450 - 150 г. до н. э.) - право римской гражданской общины.

2. классический (150 г. до н. э. - 250 г. н. э.) - право римской республики и империи в период принципата.

3. постклассический (250 - 560 гг.) - право империи периода домината, период кодификации римского права.

Предклассический период охватывает время от падения царской власти в Риме до завоевания Карфагена, т. е. до времени, когда Рим начал претендовать на мировое господство. В классический период Рим является мировой державой, это время поздней римской республики и ранней империи. Интенсивно развивается товарообмен и институт рабовладения. Постклассический период охватывает эпоху домината, когда происходит постепенный упадок рабовладельческой империи. Для этого периода характерно стремление к кодификации римского права.

2. Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы - Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции (начиная с Ульпиана) принято делить право на публичное и частное. Ульпиан писал: «Публичное право - это то право, которое относится к статусу Римского государства, а частное право - то, которое имеет в виду выгоды и интересы отдельных лиц».

Для частного права характерен диспозитивный метод регулирования, а для публичного — императивный.

Сфера действия частного права в Риме была весьма широка и включала следующие основные правовые институты: право собственности; другие вещные права; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование; исковую защиту прав.

В отличие от публичного римское частное право было широко воспринято (рецепиировано) европейскими средневековыми правовыми системами и лежит в основе современного гражданского права стран романо-германской правовой семьи.

Выделялись национальное право — ius civile и так называемое право народов — ius gentium.

Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).

Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо понимать, что право народов - не международное право, а римское — распространялось, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных), Jus gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.

Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы - римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: