Г Л А В А 2

Новыми жанрами в японском театроведении принято называть театральные жанры, появившиеся в Японии после революции Мэйдзи. К ним относятся: симпа - новый вид театрального искусства, возникший в конце прошлого века на базе традиционного театра. Синкокугэки - популярный театральный жанр, созданный также на основе японского традиционного театра. Сингэки - современная драма европейского типа, развившаяся под непосредственным влиянием европейского театра. А также заимствованные в Европе театральные жанры: опера, балет, ревю и др.

Все эти жанры живут на сценах японских театров, более или менее успешно развиваются, имеют своих приверженцев среди различных кругов зрителей и занимают определённое место в театральной жизни страны.

Симпа (буквально - новая школа) - самый старый из новых жанров, занимает видное место в театральное мире современной Японии. Спектакли симпа наряду о кабуки и синкокугэки идут на сценах крупных театров и привлекают большое число зрителей.

Движение за создание новых форм в японском театре началось в период широких социальных преобразований, последовавших за революцией. Оно возникло в период реформ, охвативших все сферы жизни страны как революционный протест против традиционной неподвижности, царившей в классическом японском театре. Жанр симпа появился в результате стремления в более реалистической форме отразить на сцене события и идеи современности.

В репертуаре театра симпа - детективные истории, инсценировки популярных сентиментальных романов, семейные драмы из жизни мелкобуржуазных слоев японского общества.

Первое десятилетие 20 в. было временем расцвета жанра симпа.

Этот театр наиболее полно отвечал интересам зрителя того времени. Он затмил кабуки, вытеснил ноо и полновластно господствовал на сценах Японии. Спектакли симпа получили всеобщее признание, отмечались театральными премиями.

Репертуар симпа в то время был довольно обширным. Наряду с семейными мелодрамами шли военные пьесы, посвященные русско-японской войне, переводные пьесы "Отелло", "Венецианский купец" Шекспира, а также пьесы, взятые из репертуара кабуки. Художественные средства, применявшиеся в симпа, также были весьма разнообразны: манерная мелодрама, натурализма, реализм и традиционный язык кабуки.

С началом второго десятилетия 20 в. положение изменилось. В искусстве симпа начался застой и упадок. Внимание зрителей все больше привлекает появившаяся в это время современная драма европейского типа - сингэки. Положение труппы симпа в настоящее время тоже остается нестабильным, несмотря на определенные успехи. Итак, жанр симпа можно определить как жанр мелодрамы. Симпа пользуется художественными средствами кабуки, а также средствами современной драмы европейского типа. Однако органического слияния этих средств не произошло, они сосуществуют эклектически. Симпа может быть названо промежуточным театральным жанром, находящимся между кабуки и сингэки.

Еще одной, кроме симпа и кабуки, театральной труппой, дающей представления на больший сценах, является труппа синкокугэки (буквально - "новый национальный театр"). Жанровая принадлежность ее неопределенна, хотя она и обладает ярко выраженным индивидуальным творческим лицом. Японские театроведы единодушно причисляют эту труппу к категории промежуточных театральных жанров, находящихся между традиционными национальными жанрами и современной европейской драмой сингэки.

Обычно представления синкокугэки состоят из двух пьес.

Сюжетная линия драмы может быть сколь угодно сложной. Важно, чтобы она перемежалась сражениями и драками. Это - главные сцены в спектакле синкокугэки.

Сингэки (буквально - "новая драма") - современная драма европейского типа - появилась в Японии в начале 20 в. благодаря усилиям крупных прогрессивных театральных деятелей Цубоути Сёё и Осанаи Каору. Цубоути, унаследовавший от родителей значительное состояние, отдал часть своей усадьбы под театральную студию, где намеревался готовить актёров для нового театра, искусство которых не было бы связано с манерой кабуки. Многие из его питомцев затем стали крупными деятелями нового японского театра.

В Японии новый спектакль сингэки идет обычно 10-20 дней подряд, в зависимости от успеха у публики, а затем труппа готовит новую постановку. Правда, бывают и отклонения - некоторые спектакли не удерживаются и пяти дней, другие же выдерживают более ста представлений. Нередко столичные труппы совершают гастрольные поездки по провинции, некоторые коллективы ориентируются на провинцию и в столице выступают изредка. Половина поставленных пьес принадлежит перу японских драматургов, остальную часть репертуара составляет западная драматургия - классика и произведения современных драматургов (есть пьесы и русских, советских авторов).

Особняком в театральном мире Японии стоят наиболее молодые, заимствованные на Западе театральные жанры: опера, балет, ревю.

Они не имеют ещё сложившихся творческих традиций, хотя многое делается в этом направлении.

Впервые на японской сцене опера прозвучала в 1895 году, когда в Токио, музыкальной школе в Уэно, силами иностранных артистов был поставлен один акт из "Фауста" Ш. Гуно.

В 1912 году в музыкальную секцию театра "Тэйкоку гэкидзё" был приглашён итальянец Джованни Витторио Роси. Он поставил спектакли, которые положили начало оперному театру в Японии.

Развитие оперы здесь было затруднено - в стране не было подготовленных певцов, оркестрантов и театров, слабо распространена музыка.

Одной специфически японской разновидностью оперного искусства является так называемая женская опера (сёдзё кагэки). Однако это зрелище ближе к оперетте или ревю, хотя иногда такие коллективы ставят оперы "Кармен", "Чио-Чио-Сан" и др.

Возникновение женской оперы относится к 1918-1920 год.

Балет впервые появился в Японии в 1912 году, когда туда приехал итальянский балетмейстер Джованни Роси, который в течение трех лет преподавал танец в театре "Тэйкоку гэкидзё".

Подлинный балет японцы увидели лишь в 1922 году, когда в Японию приехала на гастроли русская балерина Анна Павлова. С этого времени в стране возник огромный интерес классической хореографии, и началась профессиональная подготовка танцовщиц и танцовщиков, наставниками которых стали преимущественно лица русского происхождения. В 1960 году в Токио создали Балетную школу имени П.И. Чайковского, преподавать в которую пригласили советских специалистов. В репертуаре труппы кроме классических балетов есть новые, в которых использован национальный материал.

Об успехе хореографии в Японии свидетельствуют итоги международных балетных конкурсов, в которых начиная с 1970 года представители Японии регулярно участвуют. Японские хореографы демонстрируют свои новые произведения, свидетельствующие о том, что японское искусство классического танца развивается, крепнет и активно ищет собственный путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: