Театр ёсэ

Среди популярных театральных представлений в Японии особенно распространен театр ёсэ, отличающийся редким своеобразием. Это зрелище типа варьете, участники которого выступают с разнообразными номерами. Однако, несмотря на большую свободу в составлении программы ёсэ, один принцип выдерживают довольно строго: на сцену этого театра допускают только традиционные виды национального искусства. Ни джазовую музыку, ни европейские или какие-либо другие неяпонские песни и танцы в программу представления обычно не включают. Этот вид театрального искусства возник в 17 веке.

Соло "ёсэ" означает место, где собираются люди.

Сначала представления ёсэ устраивали на площадях под открытым небом, и были они известны как дайдо-гэй (уличные представления). К концу 18 в. для ёсэ стали строить специальные театральные помещения.

Примерно в том виде, в котором оно существует в настоящее время, театральное помещение появилось в 1798 г. (в городе Эдо).

Число театров стало быстро расти, и в период их самой большой популярности, примерно в 1815 году, только в Эдо было 120 таких театров. К середине 19 в. в связи с правительственными ограничениями, касающимися зрелищных предприятий, число их сократилось до 15. После революции Мэйдзи правительственные ограничения были сняты и театры ёсэ вновь обрели широкую популярность. В Токио функционировало более 40-ка хорошо оборудованных театров ёсэ.

В дальнейшем в связи с распространением кино число театров ёсэ сильно сократилось. Но, тем не менее, этот вид театрального искусства продолжал пользоваться любовью зрителей. А в послевоенной Японии благодаря телевидению он обрел новую, еще более широкую популярность, особенно среди молодежи.

Театры ёсэ значительно меньше обычных театров и вмещают всего 300-400 зрителей, что помогает установлению атмосферы непринужденности в зале.

Здания театров - обычно помещения японского типа. Стульев в зале нет. Зрители располагаются прямо на полу на циновках.

Небольшая сцена, называемая кодза, лишена сложных приспособлений и механизмов. Ни декорации, ни световые, ни другие сценические эффекты не применяются. Все в этом театре держится на актерах, выступающих без грима, в обычном японском платье.

Основную часть программы театра ёсэ составляют устные рассказы кодан, ракуго, которые перемежаются номерами разнообразных жанров народного искусства.

Слово "кодан" или "косяку", как прежде называли этот вид устных рассказов, означает "чтение лекции" или "толкование написанного". Этот вид сказа зародился в 16 в., когда странствующие священники, стремясь привлечь внимание аудитории, стали рассказывать историческую хронику. В 17-18 вв. сказаниями о битвах стали добывать себе пропитание бродячие ронины и горожане, лишенные определенных занятий. Они выступали в храмах, под временными навесами, сооружаемыми в руслах пересохших рек, или просто на оживленном перекрестке у дороги. Повествование рассказчики вели сидя, их единственным атрибутом был веер, которым они для усиления выразительности время от времени ударяли о доски помоста или возвышения, на котором находились. Конечно, не все темы рассказов кодан нравились властям. Выступления некоторых рассказчиков запрещались. А один из лучших коданси второй половины 18 века, Умаба Бунко, был приговорен к смертной казни за то, что осмелился публично исполнить созданный им кодан, повествующий о недовольстве правительством.

Однако подлинно устными рассказами кодан стали к середине 19 века. Иногда коданси стали появляться на эстраде в европейском платье и вести повествование, сидя за столом. Это был период невероятно широкого распространения кодан. Только в Токио насчитывалось более 80 мест выступления и более 800 коданси. Сначала 20 века популярность кодан заметно сокращается. Стало очевидно, что без серьезных перемен в тематике и форме изложения жанр кодан существовать не может. Однако поиски новых путей в этой области реальных результатов пока не принесли.

Теперь рассказы кодан непременно включают в каждую программу театра ёсэ, но по популярности они значительно уступают ракуго.

Ракуго - комические, а иногда и сатирические рассказы, полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой.

Они развились из анекдотов, которые создавали и рассказывали профессиональные рассказчики отогисю, состоявшие при крупных феодалах.

Искусством для широкой публики ракуго стали после того, как 1680 г. отогисю по имени Цую-но Горобей ушел из дворца своего попечителя и стал демонстрировать свое мастерство на улицах Киото и быстро завоевал широкую популярность. Но отцом ракуго считается Сикано Будзаэмон, основавший 1687 году первый небольшой театр специально для ракуго в одном из самых оживленных кварталов Эдо.

Героями рассказов ракуго являются представители разнообразных слоев общества. Тематика повествования очень широка, она не ограничивается ни временем, ни социальной принадлежностью действующих лиц. Это смешные истории, ситуации бытовые и политические, исторические и злободневные.

Во время исполнения ракуго рассказчик-ракугока сидит на возвышении, на подушечке для сидения - дзабутоне. И хотя он широко прибегает к выразительной мимике и жестикуляции, с места ракугока не встает. Выступает он в обычном японском платье. Скупыми дополнительными средствами выразительности, которыми он пользуется, являются веер и сложенное японское полотенце в его руках. Сложенный веер в вытянутой вперед руке означает удочку рыболова, веер, двумя руками развернутый на коленях - письмо. Сложенный веер, поставленный на ладони - кисть для письма. В зависимости от положения в руках рассказчика сложенный веер может изображать меч, палочки для еды, японские счеты, трубку курильщика и т.д. Полотенце представляло собой кошелек, кисет, лист бумаги и многое другое.

Ракуго как один из видов традиционного национального искусства привлекает серьезное внимание литературной и театральное общественности Японии. Стремясь изучить и сохранить богатое наследие творцов ракуго и поощрить дальнейшее развитие этого жанра, создавались специальные общества изучения ракуго. Первое такое общество возникло в 1900 году. Кроме того, в настоящее время имеется три профессиональных объединения исполнителей ракуго.

Кроме кодан и ракуго в программу представления театра ёсэ включают другие виды японского эстрадного искусства. Наиболее распространенными из них являются мандан, мандзай, коваиро, мономанэ, фукувадзюцу.

Мандан - короткие анекдоты, своеобразные устные карикатуры, в которых в комической форме передаются текущие события и злободневные новости.

Мандзай - форма юмористического диалога, когда два актера, стоя на сцене, обмениваются остротами. Партнерами в мандзай могут быть мужчина и женщина, двое мужчин или две женщины. Иногда их веселый диалог ведется под аккомпанемент сямисэна.

Мандзай занимает значительную часть программы ёсэ.

Коваиро - подражание. Актер искусно подражает речи какого-нибудь знаменитого актера кабуки или симпа. Несовпадение внешнего облика актера с голосом и манерой говорить изображаемой знаменитости вызывает комический эффект.

Мономанэ - звукоподражание. Актер воспроизводит крики птиц и животных, звуки поезда, автомобиля, дерущихся кошек и т.д.

Фукувадзюцу - чревовещание, также часто включают в программу ёсэ. Нередко в программу представления ёсэ входит музыкально-песенный сказ дзёрури, не сопровождаемый игрой кукол или актеров. Наиболее популярным видом вокального искусства, составляющим значительную часть программы представления ёсэ, являются исполняемые под аккомпанемент сямисэна песни-баллады. Это песенная форма возникла в позапрошлом веке в районе Кансай. Старинное название центра этого района Нанива (теперь Осака) и дало название этому виду музыкального искусства. Сейчас появилось немало профессиональных литераторов, пишущих тексты нанива-буси.

В программу представления театра ёсэ кроме упомянутых видов театрального искусства часто включают японские традиционные танцы, выступления кукольников с марионетками, жонглирование, акробатику, фокусы, художественное вырезание из бумаги.

Спектакли ёсэ в настоящее время часто передаются по радио и телевидению. Особой популярностью пользуются ракуго, мандзай, кодан и мономанэ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: