Метафизика Аристотеля

Аристотель (384-322) создал собственную школу Ликей (в роще Аполлона ликейского). Был воспитателем и другом Александра Македонского. В течении двадцати лет ученик, а затем учитель платоновской Академии. Автор работ «Метафизика», «Физика», «О душе», «Политика», и др. Утверждал, что ошибка Платона безусловная вера в гераклитовские периоды. Считал теорию вредной, т.к. она увеличивает количество миров, препятствуя его познанию.

Прежде всего, выступает против идеализма, т.е. самостоятельного существования идей. Создает теорию понятий, которая конструируется, опираясь на ощущение, восприятие, представление. Понятие - мысль о предмете, выделяет в нем существенные признаки, т.е. такие, которые отличают данный предмет от всех других. Такие идеи непосредственно связаны с вещами, воспринимаемыми органами чувств. Конструирует собственную теорию познания. На 1-м этапе познания – чувственное познание, на более высоких этапах – рациональное познание (силлогистика). Аристотель создаёт новую систему «бытия», которую сейчас бы называли «материалистической».

По мнению Аристотеля, бытием (реальностью) являются только те вещи, которые сопричастны 10 категориям:

1. Сущности (субстанции) - выражение в понятии (слове) бытия индивидуума.

2. Количество

3. Качество

4. Отношение

5. Место

6. Время

7. Положение

8. Состояние

9. Действие

10. Страдание.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа «метафизикой») содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

Материя — «то, из чего это создано». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма — «то, что это из себя представляет». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: