Метафизика Парменида

Следующим этапом развития философии является Элейская школа, лидером считается Парменид (мудрец из города Элеи). Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Первое он назвал «Бытием», а второе «Небытием». Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Он впервые вводит понятие «Бытия» как исключительно умопостигаемую реальность и описывает свойства этой реальности:

1. Бытие закончено и совершенно

2. Не имеет частей

3. Не возникает и не уничтожается

4. Неподвижно

Тезисы:

• Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

• Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

• Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

• У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Разработку умопостигаемого мира в целом начала Элейская школа (г. Элея). Основателем ее считается Ксенофан, он впервые затрагивает проблему веры и морали, он утверждает, что бог един, вечен и неизменен (монотеизм), он пытается рационально обосновать монотеизм, утверждает, что бог неподвижен, т.к. «ему незачем двигаться». Он един, т.к. в противном случае он не был бы в состоянии делать все, что хочет. Т.к. он один, «то он повсюду одинаков, повсюду слышит, видит и т.д.». Если бы это было не так, то одна часть была бы более могущественна, чем другая. «Т.к. бог повсюду одинаков, то он имеет форму шара».

Из абсолютной наполненности мира следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию, как учение об истине, недоступной восприятиям.

Оппонентами Пармениду выступают сторонники Гераклита, утверждающие, что ничего не существует кроме движения, «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Парменид: «В одну и ту же реку можно войти сколько угодно раз». Таким образом, Парменид положил начало метафизике (идеализм), Гераклит положил начало диалектике и в какой-то степени, материализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: