Средневековая философия ( 5- 15 вв. н. э.)

Основным элементом средневековой жизни является раздвоение, т.е. выделяется 2 народа: священники и меряне; 2 языка: латинский и варварский; 2 власти: светская и духовная; раздвоение личности на душу и тело. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в христианском богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика; осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и «спор об универсалиях» т. е. приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Начиная с 4 в. формируется христианская церковь как социальный институт. Её основная задача: преодоление раздвоенности.С 8 в. формируются монашеские общины. Их основная цель: примирение духа и тела.

В рамках христианства основой философии служит тот факт, что у человека появилось сознание истины. Христос - носитель истины. В древнегреческой философии происходил поиск истины (Аристотель, Платон). Человек с их точки зрения испытывает потребность сделаться причастным к этой истине. Он должен дойти до сознания единства божественной и человеческой природы. Человек становится духовным и достигает истины благодаря тому, что он поднимается выше природного (плоть, болезни, удовольствие, смерть).

Выделяют 2 этапа в развитии средневековой философии:

1. С 5 по 9 вв. - Патристика - непосредственное строительство церкви как социального института (церковный календарь, таинства, церковное предание и т. д.).

2. С 9 по 15 вв. - Схоластика. Её основная задача - объяснить всё происходящее с точки зрения Священного Писания и Предания. Основная черта - отсутствие интереса к природе (натурфилософии) и теоцентризм. Основным центром интереса является мышление, так как оно существует в другом - трансцендентном мире (в метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта – природы – в сферу, лежащую по ту сторону его).

Церковь на протяжении тысячи лет становится центром политической жизни Европы.

Церковь выполняет свою задачу, вырабатывает новую идеологию для преодоления раздвоенности. Эти ценности являются определяющими и в современной католической идеологии, но не всегда они совпадает с цивилизационными ценностями.

· Нищета духовная и физическая.

· Безмрачие (целебат).

· Послушание (рабство) - бесприкословное подчинение в рамках церковной иерархии.

В рамках средневековой философии всех схоластов можно разделить на два лагеря. Наиболее массовым лагерем считается реализм, т.е. сторонники идей Платона. Они придерживаются точки зрения, что реально существуют общие универсальные сущности предметов (идеи, в не вещи).

Оппонентами были номиналисты - сторонники Аристотеля. Они считали реально существующими индивидуальные вещи, воспринимаемые органами чувств, а общие понятия (идеи) являются лишь именами вещей.

Попытка примирить эти два лагеря в «споре об универсалиях» предпринимали концептуалисты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: