Философия Просвещения

К представителям Просвещения относят:

Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778), Руссо (1712-1778), Дидро (1713-1784) и др. во Франции;

Ф. Бекона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Юма (1711-1776) и др. в Англии;

И. Канта (1724-1804) в Германии;

Петра I (1672-1725), М.В.Ломоносова (1711-1765), А.Н.Радищева (1749-1802) в России.

Основная идея, объединяющая этих людей - борьба со всем существующим, традиционным, закостеневшим - в первую очередь с религиозными и политическими авторитетами (см. принцип сомнения Декарта).

В сознании человека не должно быть ничего, в чем бы он не находил самого себя. Превозносятся естественные права, сформулированные еще софистами и Сократом (жизнь, собственность, передвижение).

Основным методом развития своих взглядов является опора на собственные представления, исходящие из сердца (самосознания). В основе самосознания лежит здравый смысл, которым обладают все без исключения здоровые люди. Вне самосознания истины не существует, т.е. никакой сущности (субстанции) помимо самосознания нет. Самосознанию противостоит материя как источник деятельности. Материя (реальность) разрушает наше представление о сущности тех или иных вещей, и только деятельное самосознание должно создать новую сущность. Отсюда огромная роль воспитания и образования. «Сон разума рождает чудовищ».

Основной движущей силой Просвещения является поиск альтернативного существующей абсолютистской монархии государственного устройства. Такого рода альтернативой должен был служить «общественный договор». По мнению просветителей, исторически государство и право покоится на насилии, принуждении и частной собственности. Ж..Ж.. Руссо: «Но свобода есть отличительное свойство человека. Отказаться от своей свободы означает отказаться от того, чтобы быть человеком. Несвобода есть, поэтому отказ от своих человеческих прав и даже от своих обязанностей». «Основная задача заключается в том, чтобы найти такую форму соединения человека и государства, которая сохраняет всю общую власть, вместе с тем защищала бы и отстаивала личность и собственность каждого отдельного человека, который, присоединившись к этому союзу, будет подчиняться лишь самому себе и таким образом остается таким же свободным как раньше. Решение этой задачи дает общественный договор».

Палитра таких «справедливых» социальных систем многообразна. Идеалом государства для Вольтера, например, был «просвещенный абсолютизм» - абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем. Д.Локк и Монтескье видели государство, построенное на основе разделения властей. Г. Бабеф (1760-1797) и К. Сен-Симон (1760-1825) были сторонниками общества без частной собственности. Функции государства должны быть заменены самоуправлением. Уже во время Великой французской революции (1789-1794) такие сообщества назовут коммунистическими.

Оптимизм и воодушевление Просвещению придавала другая ключевая идея – идея «прогресса». Кондорсе (1743-1794) написал «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», где пытался доказать изначальную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к совершенствованию. Единственным условием является доверие к своему разуму.

Вольнодумство Просвещения воплотилось в отношении к традиционной религии – римско-католической церкви как социальному институту и ее идеологии (смотри «Средневековая философия»). Как к социальному институту общее отношение выразил Вольтер: «Раздавить гадину!». С идеологией не так сложилось все однозначно.

Уже, в связи с Реформацией, упоминались альтернативные католицизму протестантские идеологии. В рамках философии большинство из них трактуется как деистический взгляд на религию. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными качествами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). Деистами были Вольтер, Монтескье, Руссо и др.

Во Франции XVIIIв накануне и во время Великой французской революции распространяется атеистическо-материалистическая философия. Она категорически отрицает существование Бога в каких-либо его проявлениях, объясняя окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистами были Ж. Мелье (1664-1729), Д. Дидро, Ж. Ламетри (1709-1751) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: