double arrow

Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.

1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе?Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другимтого, чего не желаешь себе. 2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества;уступать друг другу;слушаться старших по возрасту и по званию;подчиняться императору;сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;быть человечным. 3. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. 4. Основными постулатами легизма являются следующие: человек обладает изначально злой природой;движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству); государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. Древнеиндийская философия1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа XV — VI вв. до н. э. — ведический период;VI — И вв. до н. э. — эпический период;II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр. Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя:"священное писание", религиозные гимны ("самхиты");описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;книги лесных отшельников ("араньяки");философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа;Самаведа;Яджурведа;Атхарваведа.появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм; джайнизм;чарвана-лакаята.Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение: йога;веданта;вайшешина;ньяя;миманса;санкхья.Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: