Пути общественного развития

Общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Какой тип изменений имеет место в обществе? Что является источником изменений в обществе? Необходимо знать, в каком направлении оно движется. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к вершинам цивилизации называется соци­альным прогрессом, включающим в себя экономический, тех­нический, культурный прогресс. Фундаментом социального про­гресса является технический прогресс.

Под прогрессом понимается направление развития, для ко­торого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высо­ким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от выс­шего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структу­рам и отношениям. Представление о развитии общества как про­грессивном процессе появилось еще в древности, но оконча­тельно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвеще­ния. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической фор­мации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост со­циальной неоднородности. В современной социологии истори­ческий прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общест­венном развитии. Так, Гесиод считал, что общество идёт путём регресса (от «золотого века» к «железному веку»). Другие мыс­лители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многоли­нейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемир­ной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из ко­торых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Пони­мая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный про­цесс, и как регресс.

Современная точка зрения исходит из того, что прогрессив­ное развитие общества не исключает возвратных движений, рег­ресса, цивилизационных тупиков и даже срывов.

Противоречивость прогресса выражается в следующем:

- прогресс в одной области может сопровождаться регрес­сом в другой (прогресс техники ведет к разрушению природы)

- прогресс может иметь неоднозначные последствия (откры­тия ядерной физики привели не только к созданию нового вида энергии, но и к созданию ядерной бомбы и т.д.);

- неоднозначные критерии прогресса (некоторые считают прогрессом быстрое развитие техники, другие - правовых норм, третьи - морали и т.д.);

- высока цена прогресса, за которую приходится платить ухудшением развития других областей (урбанизация ведет к по­вышению стрессов и т.д.).

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Еди­ного мнения среди ученых нет и здесь. Французские просвети­тели видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивал движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил свой универсальный критерий про­гресса — развитие производительных сил. Однако прогресс в одних областях может приводить к регрессу в других. Поэтому необходим универсальный критерий прогресса. Целью любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного обще­ственного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободно­го развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей цен­ностью выражается словом «гуманизм».

Таким образом, универсальным критерием социального про­гресса является то, что способствует возвышению гуманизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: