Общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Какой тип изменений имеет место в обществе? Что является источником изменений в обществе? Необходимо знать, в каком направлении оно движется. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом, включающим в себя экономический, технический, культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса является технический прогресс.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
|
|
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии. Так, Гесиод считал, что общество идёт путём регресса (от «золотого века» к «железному веку»). Другие мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Современная точка зрения исходит из того, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов.
|
|
Противоречивость прогресса выражается в следующем:
- прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (прогресс техники ведет к разрушению природы)
- прогресс может иметь неоднозначные последствия (открытия ядерной физики привели не только к созданию нового вида энергии, но и к созданию ядерной бомбы и т.д.);
- неоднозначные критерии прогресса (некоторые считают прогрессом быстрое развитие техники, другие - правовых норм, третьи - морали и т.д.);
- высока цена прогресса, за которую приходится платить ухудшением развития других областей (урбанизация ведет к повышению стрессов и т.д.).
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Единого мнения среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивал движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил свой универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Однако прогресс в одних областях может приводить к регрессу в других. Поэтому необходим универсальный критерий прогресса. Целью любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).
Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм».
Таким образом, универсальным критерием социального прогресса является то, что способствует возвышению гуманизма.