Конкурентный анализ

На рынке сбыта жестяных изделий г. Ростова-на-Дону и Ростовской области фирма "РИСК" занимает достаточно устойчивое положение, судя уже хотя бы потому, что в предыдущие годы работы на этих рынках предприятие не имело проблем со сбытом готовой продукции. Тем не менее, появление на региональном рынке все возрастающих объемов конкурирующей продукции из других регионов заставляет фирму вести своевременный и точный учет изменяющихся обстоятельств с целью обеспечения гарантий для сбыта своей продукции в необходимых (запланированных) объемах и по целесообразной с точки зрения рентабельности цене.

Противодействие конкурентам из других регионов, поставляющим в Южно-Российский регион родственную продукцию, ТОО "Риск" осуществляет методом "ценовой дискриминации", установив розничные цены на свою продукцию ниже, чем у конкурентов. Такая мера существенна прежде всего для сектора рынка с относительно малообеспеченными потребителями, где велика эластичность спроса от цены.

Значимой для инвестиционного замысла и коммерческой стратегии предприятия является деятельность на местном рынке Санкт-Петербургской фирмы "Питер", фирмы "CONSUL LTD" (г. Москва) и фирмы "Алина" (г. Ростов-на-Дону). Сравнительный анализ цен на продукцию конкурентов приведен в таблице 3.4.

Относительно высокие цены у конкурентов на элементы кровельного покрытия и водосливной системы предопределяются, в частности, дополнительными издержками на транспортные расходы у иногородних фирм и предпочтением у фирмы "Алина" (г. Ростов-на-Дону) изделий с дорогостоящим покрытием (см. табл. 3.4).

Таблица 3.4
Анализ цен конкурентов

Наименование товара Цена единицы товара, (US S)
Фирма "Питер" Фирма "CONSUL" Фирма "Алина"
1. Кровельное покрытие (лист 1.04х2.47) 25,0   17,77
2. Конек (2.10) 8.3 15.05 17.98
2а.Набор 8.3    
3. Металло-черепица (КВ.М)   13.0-21.0  
4. Воронка   26.3 10,77
5. Колено   7.15 17.25
6. Кронштейн желоба   3.77 4.0
7. Кронштейн водостока   3.66 7.25
8. Труба водостока (1,0)   10,81 16.76
9. Желоб (2.0)     10,38

Конкурент, фирма "Алина", судя по данным таблицы 3.4, ориентирован на один из управляемых сегментов рынка ТОО "Риск", а именно на 1-й сегмент (см. прогноз цен ТОО "Риск" - табл. 3.2), где уровень доходности потребителя наибольший. В данном секторе имеет место неэластичный спрос от цены и, следовательно, фирме ТОО "Риск" нецелесообразно использовать здесь метод "ценовой дискриминации".

Не уходя с этого сектора полностью (см. табл. 4.1), фирма ТОО "Риск" так строит свою коммерческую стратегию, чтобы иметь наибольшую долю продаж во 2-м и 3-м секторах рынка, где относительно высок уровень эластичности спроса от цены и при относительно низких иенах можно добиться удовлетворяющих фирму финансовых результатов (см. табл. 3.3 и 4.1).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ОБОРОТА, СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Производственный план цеха элементов кровельного покрытия и водослива формируется исходя из:

1. квартального спроса на продукцию цеха и прогноза продаж элементов в разрезе номенклатурных единиц и выбранных секторов рынка (см. табл. 3.3);

2. цены за единицу изделия в зависимости от исходного материала и его покрытия (см. табл. 3.2);

3. цены на единицу исходного материала (см. табл. 4.2). По результатам анализа местного и регионального рынков сбыта товаров предприятия сводные данные по объемам производства представим в виде таблицы 4.1.

Таблица 4.1
Объемы выпускa элементов кровельного покрытии и водослив в системы в натуральном выражении в квартал

Наименование элемента Kол-во в квадр. Объемы выпуска продукции по ассортиментным группам и по исходному материалу
Финский материал Металл, оцинк., покрытый полимером Металл черный, покрытый
1. Желоб (мл.)        
2. Воронка (шт.)        
3. Колено Coir        
4. Кронштейн желоба (шт.)        
5. Кронштейн водостока Лиг.        
6. Конек простой (мл.)        
7. Конек фигурный (мл.)        
8. Переход в желоб (шт.)        
9. Ендовах (шт.)        
10. Фронтонное покрыт. (м.п.)        
11. Оконный отлив (мл.)        
12. Отвод от стены (шт.)        
13. Металлическая черепипа (шт.)        
14. Водосточная труба(M.n.U0.88M)        

Таблица 4.2
Цены на материалы кровельного покрытия

Наименование материала (ед. изм.) Цена ед., (руб.) Примечание
1. Металл черный, т    
2. Металл оцинкованный, т    
3. Финский материал, 1 лист тонна 125 9266 Размер 125х250х0.5
4. Полимер (порошок), за 1 кг за 1 тонну 7-10 8500 Цена полимера - cредняя

Таблица 4.3
Нормы расхода материала ва элемент кровельного покрытии. водосливной системы

Нaименование элементa Расход материала на единицу изделия, кг
Металл (черв.) Полимер для покрытия
1. Желоб 1,4 0.08
2. Воронка 1.5 0.6
3. Колено 0.8 0.3
4. Кронштейн желоба 0.55 0.011
5. Кронштейн водостока 0.55 0.011
6. Конек простой 2.5 0.15
7. Конек фигурный 3.0 0.16
8. Переход в желоб 2.5 0.3
9.Ендовая 5,0 0.6
10. Фронтонное покрытие 5.0 0.6
     
11. Оконный отлив 1.4 0,3
12. Отвод от стены 4.0 0.08
13. Металлическая черепица 15.0 0.6
14. Водосток 1.3 0.015

Исходя из плана производства в натуральном выражении (табл. 4.1), норм расхода исходных материалов на один элемент (табл. 4.3), цен на единицу исходных материалов, рассчитана потребность в материалах (в натуральном и стоимостном выражении) на квартальную производственную программу цеха. Результаты расчетов приведены в таблице 4.4.

Таблица 4.4
Потребность и стоимость материалов на квартальную производственную программу цеха, руб.

Наименование   Итого
Финский материал Полимер Оцинков. металл Полимер Черн. металл Полимер
Кол-во, кг Ст-ть Кол-во, кг Ст-ть Кол-во, кг Ст-ть
               
1.Желоб   2595 2595 448 256 1926 218 2144 392 22.4 980 190 1170  
2. Воронка   185 185 50 19.8 213 168 381 30 12 75 102 177  
3. Колено   222 222 88 26.4 378 224 602 48 18 120 153 273  
4. Кронштейн желоба   1529 1529 413 8.25 227 20 297 248 5 620 42 662  
5. Кронштейн водостока   714 714 154 3.08 662 26 688 116 2.31 289 20 309  
6. Конек простой   3706 3706 800 48 3440 408 3848 800 48 2000 408 2408  
7. Конек фигурный   1112 1112 600 32 5560 222 5832 480 25.6 1200 212 1417  
8. Переход в желоб   1227 1227 268 32.1 1150 223 1423 268 32.1 669 221 942  
9. Ендовая   2456 2456 535 64,2 2301 546 2847 535 64.2 1338 546 1884  
10.Фронтонное покрытие   4911 4911 1335 160.2 5741 1362 7103 800 96 2000 816 2816  
11. Оконный отлив   1557 1557 1008 216 9340 1836 11176 504 108 1260 918 2178  
12. Отвод от стены   1483 1483 640 12.8 2752 109 2861 800 16 2000 136 2136  
13. Металлическая черепица   138990 138990 30000 1200 129000 10200 139200 30000 1200 75000 10200 85200  
14. Водосточная труба   1807 1807 1170 13.5 5031 115 5146 585 6.75 1463 57 1520  
I. Итого потребность металла        
Итого стоимость металла        
II. Итого потребность полимера   1836.33 1656.36  
Итого стоимость полимера        
III. Итого стоимость исходных материалов металла        

В структуре издержек цеха стоимость материалов на квартальную производственную программу занимает самый большой удельный вес. Поэтому расчет затрат по этой статье себестоимости произведен подробно.

Остальные элементы затрат в структуре себестоимости продукции цеха рассчитаны по стандартным нормативным требованиям и в расчете на месячную производственную программу цеха выглядят следующим образом (табл. 4.5).

Таблица 4.5
Издержки цеха по элементам затрат на месяц, тыс. руб.

Виды затрат тыс. руб.
1.Стоимость материалов всего: 149,7
2.Расходы на заработную плату:  
Основных рабочих (7 чел.) 7,0
Вспомогательных рабочих (1 чел.)  
Администрации (8 чел.) 3.0
3. Аренда помещений 1.0
4. Электроэнергия 0.2
5. Коммунальные услуги 0,2
6. Реклама, расходы по обеспечению сбыта 5.5
7. Амортизация оборудования (ускоренная - 20% в год) 2.27
Итого себестоимость продукции по месячной производственной программе цеха 167,16

Исходя из прогноза цен на продукцию (табл. 3.2) и объемов продаж готовой продукции в кв. (табл. 3.3,4.1), принимаем объем оборота цеха в месяц в сумме 325,0 тыс. руб. Отсюда, расчет чис-той прибыли цеха в месяц и расчет рентабельности производства представляется следующим образом (табл. 4.6).

Таблица 4.6
Расчет чистой пребыли o рентабельности

Показатели Стоимость, тыс. руб.
1. Объем оборота в месяц 325.0
2. Материальные издержки 149.7
3. НДС (20%) 35.1
4. Доход с оборота без НДС 140.2
5. Внутрипроизводственные издержки, включая налоги по ФЗП и местные налоги 19.68
6. Амортизация 2.27
7. Плата по %% за кредит (из условия 60% годовых) 16.3
8. Балансовая прибыль 101.95
9. Налог на прибыль (0,35) 35.7
10. Чистая прибыль 66.27
11.Заработная плата из прибыли 3.91
12. Прибыль цеха к распределению 62.36
13. Рентабельность внутренняя 0.28

Расчет сделан из условия полного освоения производственной мощности цеха. Полученные расчетные данные по издержкам производства и сбыта продукции ложатся в основу формирования финансового плана цеха (см. раздел 6).

МАРКЕТИНГОВЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Организационный план фирмы состоит из пяти этапов, из ко-торых первый (предпроизводственный) включает:

1. o проведение переговоров с подрядчиками и поставщиками и заключение договоров на изготовление, поставку и монтаж ос-новного оборудования (выполнено);

2. o изучение конъюнктуры рынка исходных материалов, за-ключение договоров-намерений на закупку металла и полимеров (выполнено);

3. o изучение рынка сбыта, рекламу, проведение переговоров с потребителями на поставку готовой продукции малыми сериями (выполнено);

4. o апробацию технологии изготовления опытных образцов элементов кровельного покрытия и водослива с полимерным по-крытием (выполнено).

Предпроизводственная стадия к настоящему времени практи-чески осуществлена за счет собственных средств фирмы. Приня-тый проект освоения полной мощности состоит из четырех произ-водственных этапов (1-1 V) по одному кварталу в каждом (см. табл. 5.1,5.2).

Как видно из организационного графика (табл. 5.1), присту-пить реально к производственному процессу фирма сможет толь-ко через 4 недели после кредитования, что учтено в финансовом плане фирмы и графике возврата кредитных средств.

Первый производственный этап (I) предполагает освоение мощности цеха только на 75%, что связано с вероятными срывами в технологии изготовления новых видов продукции, сложностя-ми, связанными с выведением товара на рынок, в чем руководство фирмы отдает себе отчет и намечает реальные планы производст-ва и сбыта.

Второй производственный этап (II) попадает на зимний пери-од времени. Руководство фирмы в этот период планирует отрабо-тать свои коммерческие контакты по регулярным закупкам исход-ных материалов и, одновременно, заключить договоры на постав-ку своей продукции в весенне-летний период на региональный рынок.

Таблица 5.1
График производственных мероприятий, освоения мощностей и сбыта продукции

Мероприятия 1 нед 2 нед 3 нед 4 нед 5 нед 6 нед 7 нед 8 нед 9 нед 10 нед 11-22 нед 23-34 нед 35-46 нед 47-58 нед
1. Переговоры с подрядчиками и поставщиками оборудования                            
2. Кредитование             + +            
3. Расчеты по оборудованию                 +          
4. Изготовление, поставка, монтаж, наладка оборудования               + + +        
5. Расчеты по наладке оборудования                   +        
6. Заключение договоров по поставке металла и полимера         + + + +            
7. Поставка материалов на склад фирмы                 + +        
8. Расчеты по материалам                 + +        
9. Заключение договоров на реализацию готовой продукции             + + + +        
10. Изготовление и сбыт малых серий готовой продукции (75%-ное освоение мощности)                     +      
11. 100%-ное освоение мощности                       +    
12. 100%-ное освоение мощности                       +    
13.100%-ное освоение мощности                            


Примечание: * - момент кредитования.

Третий и четвертый производственные этапы (III-IV) - ос-воение мощности цеха до 100% планируется реализовать в лет-не-осенний период, т.е. в период пикового спроса на элементы кровельного покрытия и системы водослива. По коммерческим прогнозам фирмы к этому времени уже удастся заключить долго-временные договоры на поставку готовой продукции с оптовыми потребителями, что позволит цеху работать стабильно со 100%-ной загрузкой мощностей в течение всего года.

В качестве подстраховочной меры для периодов сезонного спада спроса на продукцию фирмой предусмотрено резервирова-ние складских помещений для запаса готовой продукции.

В соответствии с выбранной стратегией производства и сбыта продукции коммерческий план цеха на первый год выглядит сле-дующим образом (табл. 5.2).

Таблица 5.2
График производства и сбыта продукции по периодам освоения мощности

Показатель Стоимостное выражение показателя, тыс. руб. Итого в год
1. Плановый период, кварталы I II III IV  
2. Уровень освоения мощности 75% 100% 100% 100%  
3. Объем оборота 731,4 975,0 975,0 975,0 3656,4
4. Затраты на основные материалы 337,5 450,0 450,0 450,0 1687,5
5. Доход с оборота без учета НДС 393,9 525.0 525,0 525,0 1968,0
6. Рентабельность оборота         116,7%

Примечания:

1. Расчет выполнен из условия объема оборота цеха - 325,0 тыс. руб./ме-сяц согласно прогнозу продаж (см. табл. 3.3).

2. Плановые периоды освоения мощности (кварталы) не привязаны к конкретным календарным периодам.

Таким образом, расчетная рентабельность оборота составляет около 1,2 (120%) и позволяет фирме иметь большой запас платежеспособности в случае непредвиденных изменений условий рынка сбыта готовой продукции.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН. ГРАФИК ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТНЫХ СРЕДСТВ. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК

Финансовый план цеха составлен с учетом выбранной такти-ки продвижения товаров на рынок по мере поквартального освое-ния производственной мощности до 100%.

Сумма инвестирования в размере 326 тыс. руб. кредитуется под 60% годовых на период не более одного года с покварталь-ным погашением издержек финансирования.

Кредитные средства и издержки по ним погашаются за счет собственных средств, остающихся у предприятия после расчета с поставщиками и государственными и местными органами.

Движение денежных потоков (платежей и поступлений) представлено в таблице 6.1. Показатели приведены без дисконти-рования стоимости ввиду короткого срока кредитования с боль-шим запасом надежности. На положительное сальдо фирма выхо-дит уже в Ш квартале 1998 года, что может компенсировать не-предвиденные скачки цен на материалы, энергию, услуги.

Таблица 6.1
Финансовый план (движение денежных потоков на период освоения мощности и возврата кредита), тыс. руб.

Наименование показателя 1997г. Декабрь 1998г. 1999г.
I KB. II KB. III KB. IV кв. I KB.
1. Поступление выручки от реализации   731,4 975.0 975.0 975.0 975.0
2. Поступление кредитных средств            
3. Итого поступления   731.4 975.0 975.0 975.0 975.0
4. Платежи на сторону, всего в том числе:   609.5 783.8 878.1 1004.6 741.4
4.1. Оплата счетов поставщиков   337.5 450.0 450.0 450.0 450.0
4.2. Зарплата за вычетом удержаний   33.6 40.0 40.0 40.0 40.0
4.3. Расчеты c подрядчиками            
4.4. Реклама   16.5 16.5 10.0 10.0 5.5
4.5. Арендная плата   3.0 5.0 5.0 7.0 7.0
4.6. Амортизация   6.8 6.8 6.8 6.8 6.8
4.7. Прочие расходы   1.2 1.2 2.0 2.0 3.2
4.8. Проценты по кредиту   35.4 35.4 35.4 33.9  
4.9. Налоги, всего   175.8 228.9 228.9 228.9 228.9
4.10. Возврат кредита            
5. БАЛАНС платежей и поступлений -326 +121.9 +191.2 +96.9 -29.6 +233.6
6. ТО ЖЕ нарастающим итогом -326 -204.1 -12.9 +84.0 +54.4 +288.0

Согласно Финансовому плану возврат части кредитных средств в объеме 100 тыс. руб. целесообразно осуществить в III квартале 1998 г. с тем, чтобы уменьшить плату по процентам за кредит и сделать запас денежных средств перед окончанием фи-нансового года (в I кв. 1999 г.).

Величина покрытия (П) товара при 100%-ном освоении про-изводственных мощностей цеха в IV кв. 1998 г. и соответствую-щей выручке от реализации составит:
П = ВР - (ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ) = = 975,0 - (450 + 40 + 2,0) = 483,0 тыс. руб.

Отсюда, коэффициент покрытия (КП) товара равен 0,5. Точку "безубыточного оборота" (БО) фирма достигает при объеме оборота, равном:
БО = (ПОСТ. ИЗД.): КП = 57,7: 0,5 = 115,4 тыс. руб. Тогда запас надежности (ЗН) составит:
ЗН - (ВР - БО): ВР = (975,0 - 115,4): 975,0 = 0,88.

Для оценки инвестиционного риска предположим, что фирма будет вынуждена погашать всю сумму заемных (кредитных) средств в момент истечения срока кредитования, а не по частям, как это предусмотрено финансовым планом. Тогда имеем:
БО = (57,7 + 326): 0,5 = 767,4 тыс. руб. ЗН- (975,0 - 767,4): 975,0 =0,21.

Запас надежности 21% означает, что даже при условии единовременной выплаты суммы кредитных средств фирма может позволить себе снижение валовой выручки еще на 21% до наступления бесприбыльного оборота. Такая ситуация гипо-тетически может сложиться при крайне неблагоприятной ситуации на рынке сбыта товаров фирмы, что можно сравнить лишь с форс-мажорными обстоятельствами.

Отсюда, вероятность инвестиционного риска равна: Р(инв.)=1 -0,21=0,79.

Высокий уровень риска инвестирования означает, что пред-приятие должно работать с обеспечением стабильности по всем своим звеньям и не допускать значительных срывов в графике производства, сбыта и обеспечения исходных материалов.

Запас накопленных денежных средств в первый год работы цеха (период освоения мощностей с одновременной выплатой за-емных средств) составит 54,4 тыс. руб. При этом за четыре кварта-ла фирма понесет издержки в сумме 3276,0 тыс. руб. Отсюда рентабельность деятельности цеха по итогам первого года составит: (54,4: 3276,0)ж100% = 1,7%.

Низкий уровень рентабельности объясняется необходимостью выплаты кредитных средств и процентов по ним в отчетном периоде.

Рентабельность производства в первый квартал после расчетов с банком составит:
(288,0: 741,4)х 100% = 39%.

Это выше среднеотраслевого уровня рентабельности. При такой рентабельности срок окупаемости заемных средств равен:
(326,0 + 140,1): (233,6: 3) = б мес. после выплаты кредита.

ВЫВОДЫ

Приведенные в бизнес-плане расчеты и факторы деятельности дают основание полагать, что фирма освоит новый вид технологии в запланированные сроки и обеспечит своевременный возврат кредитных средств.




double arrow
Сейчас читают про: