Организация методической работы в условиях инновационной деятельности

Марина Кирилина

Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные и твор­ческие процессы. За­дача методической службы состоит в том, чтобы увидеть и по­мочь развиться ини­циативам, найти механизм их реализа­ции, оказать помощь каждому педагогу ад­ресно, своевременно, конкретно.

Муниципальное дошкольное образо­вательное учрежде­ние «Центр развития ребенка — дет­ский сад № 11» г. Кунгура Пермской области с 1996 года работает в иннова­ционном режиме. В течение несколь­ких лет воспитателями разрабатыва­лась и апробировалась программа социального развития детей дошколь­ного возраста под руководством заве­дующей кафедрой дошкольной педа­гогики и психологии Пермского государственного педагогического университета кандидата педагогических нау-Л.В. Коломийченко. В сентябре 2006 года детский сад вновь получил статус экспериментальной площадки по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошколь­ного образовательного учреждения в процессе инновационной образова­тельной деятельности по социальному развитию и воспитанию детей до­школьного возраста». Целью исследо­вания является экспериментальное изучение возможностей методической работы по повышению профессио­нальной компетентности педагогов в процессе реализации программ соци­ального развития дошкольников.

В соответствии с задачами экспе­римента в детском саду идет сложный процесс обновления содержания, форм, методов, структуры методичес­кой работы. Это обусловлено поиском нового стиля общения с воспитателя­ми, родителями в личносгно-ориентированном образовании. Мы счита­ем, что методическая работа в дошкольном учреждении дает возмож­ность членам педагогического коллек­тива не только участвовать в реализа­ции готовых программ, но и прини­мать активное участие в их плани­ровании и разработке, пробации инноваций. Она стимулирует развитие творческого потенциала педагогов, помогает найти педагога-новатора.

Содержание методической рабо­ты в дошкольном образовательном учреждении мы определяем в соот­ветствии с целями и задачами разви­тия системы образования и характе­ром планируемых изменений, нова­ций. Разрабатывая оптимальный ва­риант системы методической работы, мы учитывали задачи, поставленные перед педагогами в государственных документах о дошкольном образова­тельном учреждении, требованиях министерств и местных органов; ко­личественный и качественный состав педагогического коллектива; резуль­таты диагностического изучения лич­ности и деятельности педагогов, их затруднений; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных ре­зультатов работы детского сада.

Обновление методической рабо­ты мы рассматриваем с таких качест­венных позиций, как:

• изменение работы с педагогиче­скими кадрами путем отказа от старо­го, изжившего себя на основе систем­ного осмысления практики;

• творческая переработка старого опыта;

• совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.

На наш взгляд, ключевыми на­правлениями методической работы выступают: разработка и научно-мето­дическое обеспечение процессов вне­дрения обновленного содержания об­разования, модернизация технологии обучения; оказание методической по­мощи при решении профессиональ­ных проблем воспитателей в их прак­тической деятельности; развитие и саморазвитие профессионального ма­стерства воспитателей с учетом изме­нений и особенностей муниципально­го образовательного пространства.

Мы предполагаем, что основны­ми принципами совершенствования методической работы является инди­видуальный подход и дифференциа­ция ее форм и содержания. Методи­ческая работа должна быть логически обоснованной, ее формы должны со­ответствовать содержанию, а содер­жание вытекать из проблем, решае­мых детским садом.

Организация методической рабо­ты на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жиз­ненных и профессиональных устано­вок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма педагогов. Необходим также учет особенностей мотивации воспитателей в работе по совершенствованию научно-методи­ческой подготовки, то есть выявление мотивов, оценок, отношения к свое­му профессиональному росту.

Для оказания реальной научно-ме­тодической помощи воспитателям на диагностической индивидуализироанной и дифференцированной основе нами разработана четырехблочная модель повышения квалификации.

Блочное построение методиче­ской работы способствует выявлению затруднений педагогов и проектиро­ванию действий по определению первоначальных мер создания режима развития, изменяя подход к самоана­лизу деятельности педагога.

1-й блок — аналитический: выяв­ление, исследование затруднений в деятельности воспитателей; проведение проблемно-ориентированного анализа.

Проблемно-ориентированный ана­лиз предусматривает три этапа анализа.

Анализ результатов методической работы - это проведение анализа методической деятельности за про­шедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительных результатов деятельности), исследова­ние образовательных потребностей воспитателей, поиск причин возник­новения проблем, определение на­правлений преобразований.

Анализ учебно-воспитательного процесса - это осуществление про­блемного анализа состояния воспита­тельно-образовательной работы, оп­ределение социального заказа по актуальным аспектам личностного развития дошкольников на муници­пальном уровне.

Анализ имеющихся условий (ор­ганизационных, кадровых, информа­ционных, материально-технических, мотивационных) — это детальное изу­чение проблем, трудностей, препятст­вий, влияющих на организацию учеб­но-воспитательного процесса.

Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности позволил нам выявить как проблемы отдельных педагогов, так и проблемы образовательного учреждения в це­лом. Входная диагностика, направ­ленная на получение информации, позволила скорректировать методику проведения разных форм работы с учетом интересов и потребностей воспитателей, провести самодиагнос­тику уровня их профессиональной компетентности, апробацию кон­трольно-измерительных процедур и другое.

2-й блок — планово-прогнос­тический: выбор реальных и прагма­тических целей, разработка програм­мы их достижения. Качество методи­ческой деятельности зависит от точности ее планирования и прогно­зирования. Системный подход к про­гнозированию и планированию обес­печивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования. Планирование методичес­кой деятельности учреждения помо­гает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намечен­ных целей в организации методиче­ской деятельности.

При разработке плана методиче­ской деятельности мы руководство­вались принципами:

• научности (определение конкретности, реальности плана, учет социально-экономических законов об­щества и уровня развития науки);

• оптимальности (учет реальных возможностей);

• целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);

• перспективности (постановка це­лей и задач на несколько лет вперед);

• учета специфики дошкольного учреждения и педагогического коллектива.

Проектирование методической деятельности, направленной на разработку содержания и реализацию различных проектов деятельности дошкольного учреждения, включает:

• нормативные документы, обес­печивающие функционирование дошкольного учреждения;

• методические документы, обес­печивающие образовательный, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный
виды деятельности;

• технологии осуществления про­цедур инновационной деятельности;

• наиболее продуктивные формы методической работы.

3-й блок — организационно-ко­ординационный: разработка различ­ных методических форм работы, на­правленных на повышение профессио­нального уровня воспитателей, воору­жение их актуальными педагогически­ми знаниями и технологиями; развитие общей эрудиции, а также необходимых для воспитателя свойств и качеств лич­ности. Формы работы необходимо под­бирать в соответствии с содержанием работы, профессиональными возмож­ностями, образовательными потребно­стями и интересами воспитателей.

На первый план при организации методической работы выступают формы, связанные с совершенствова­нием самостоятельной работы педа­гога. Каждым воспитателем была вы­брана методическая тема, составлена программа саморазвития.

Поскольку решающую роль в обуче­нии играет непосредственный опыт, мы используем активные методы, учитыва­ющие индивидуальные различия участ­ников и их стиль познания. Для этого проводим различные консультации: консультация-диалог, консультация-па­радокс, консультация-пресс-конферен­ция, консультация-ситуация, консульта­ция-иллюстрация; различные варианты деловых игр: исследовательские, ди­дактические, рефлексивно-оценочные, диагностические, мотивационно-побу-дительные, психологические, продуктивные, проблемно-деятельностные, метафорические игры; проектирование собственного педагогического разви­тия, которое нацеливает на получение качественно новых результатов.

Позитивно зарекомендовали себя профессиональные объединения педагогов: консалтинговый центр, про­ектный совет, творческая группа. При выборе профобъединений мы исхо­дили из ожидаемых результатов деятельности каждого объединения, а также учитывали конкретные условия детского сада.

Распространение инновационного опыта проходит через мастер-классы, педагогические игротеки, проектно-методические мастерские, творческие гостиные, методические выставки, пе­дагогические чтения, творческие лаборатории, творческие отчеты, открытые мероприятия, самопрезентации.

4-й блок — контрольно-диа­гностический: изучение и осмысле­ние проделанной работы; рефлексив­ный анализ проведенных мероприя­тий; коррекция действий.

Работа нашего учреждения в режи­ме эксперимента позволила выявить вы­сокий научно-исследовательский потен­циал сотрудников. Были разработаны:

• теоретические подходы к разви­тию персональной компетентности
педагогов;

• новое содержание методичес­кой работы в дошкольном образовательном учреждении по вопросам со­циального развития детей дошкольного возраста (конспекты нетрадици­онных консультаций, деловых игр, блиц-игр и т.д.);

• мониторинг процесса становле­ния профессиональной компетентности, критериев деятельности педагога по решению задач социального развития детей дошкольного возраста;

• рекомендации по организации деятельности различных профессиональных объединений педагогов по основным направлениям и разделам социального развития дошкольни­ков: нравственное, половое, патриотическое, интерсоциальное, право­вое, трудовое воспитание, религиоведческое просвещение;

• рекомендации по планированию методической работы;

• блочно-тематическое планирование регламентированной деятельности по социальному развитию де­тей дошкольного возраста;

• варианты анкет для методистов, воспитателей, родителей.

Воспитателями разработано мето­дическое и дидактическое сопровож­дение к программе «Социальное раз­витие детей дошкольного возраста»: диагностические методики, перспек­тивные планы, конспекты познава­тельных занятий, дидактические игры и наглядные пособия, картотеки дет­ской литературы, каталоги проблем­ных ситуаций, задач, кроссвордов.

Постоянное участие в городских и областных мероприятиях поддержива­ло исследовательский интерес педаго­гов. 95 % из них обобщили свой опыт работы по различным направлениям социализации детей. С целью обменом опыта 521 педагог города и области по­сетил наше дошкольное учреждение.

В детском саду четко отработан ме­ханизм оценки профессиональных и личностных возможностей работников на всех этапах их педагогической карье­ры. Существенно возрос уровень обра­зования и профессиональной компе­тенции педагогов: 67 % воспитателей имеют высшее образование, 63 % — высшую квалификационную категорию.

Перечисленные успехи — это ре­зультаты деятельности всех воспитате­лей детского сада. Методическая служба сыграла значительную роль в их профессиональном росте и разви­тии. Методическая работа, направлен­ная на обучение педагогов современ­ным подходам к воспитательной дея­тельности, способствовала повыше­нию качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное — актуа­лизировала их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: