Психогимнастические упражнения, используемые в групповой работе, очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий, представленных ведущим. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных процессов, расширение границ понимания, фокусирование на чувствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, регуляцию эмоционального состояния участников и многое другое. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желаемого поведения.
Тренировка эффективного поведения может состоять из следующих этапов:
□ определение поведения, которое нуждается в изменении;
□ моделирование желательного поведения;
□ при необходимости определение и нахождение дополнительного ресурса для успешности выполнения желаемого поведения;
□ отработка нового поведения в течение одного или нескольких занятий;
□ распространение нового поведения на ситуации вне группы;
|
|
□ получение обратной информации о поведении участника вне группы.
Развитие самопредставления включает выполнение участниками упражнений, направленных на их самопрезентацию друг другу и получение активной обратной связи. Как уже было сказано ранее, группа при этом является своеобразным психологическим зеркалом, в котором участники могут лучше разглядеть себя.
Также упражнения являются эффективным средством развития внимания, памяти, наблюдательности, мышления и др.