Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это считается ошибкой. Оценка результатов проводится по табл. 1.

Таблица 1

Оценка результатов

Количество ошибок Баллы Уровень логичности
    Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро улавливаются ошибки в чужих рассуждениях
    Хороший уровень логичности
2–3   Средний уровень логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не улавливаются логические ошибки в чужих сложных рассуждениях
4–6   Низкая логичность, частые логические ошибки

Шаг 3. Отчет о результатах исследования особенностей
мышления

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей мышления, ориентируясь на схему (табл. 2).

Таблица 2

Индивидуальные результаты исследования особенностей мышления

Уровни выраженности отдельных особенностей мышления Влияние особенностей мышления
на обыденное поведение на общение в студенческой группе (трудовом коллективе) на учебную (профессиональную) деятельность
0 - 0,3 - низкий уровень РМ      
0,31 - 0,7 - средний уровень РМ      
0,71 - 1 - высокий уровень РМ      
5 и менее рядов чисел - очень низкий уровень АМ      
6 - 7 рядов чисел - низкий уровень АМ      
8 - 10 рядов чисел - средний уровень АМ      
11 - 13 рядов чисел -высокий уровень АМ      
14 - 15 рядов чисел -очень высокий уровень АМ      
9 - 8 - высокий уровень О      
7 - 3 - средний уровень О      
2 - 1 - низкий уровень О      
9 - очень высокий уровень ПМ      
8 - высокий уровень ПМ      
7 - 6 - средний уровень ПМ      
5 - 4 - низкий уровень ПМ      
3 -1 - очень низкий уровень ПМ      
5 баллов - высокий уровень ЛМ      
4 балла - хороший уровень ЛМ      
3 балла - средний уровень ЛМ      
2 балла - низкий уровень ЛМ      

Примечание. РМ - рефлексивность мышления; АМ - аналитичность мышления; О - обобщение, ПМ – понятийное мышление, ЛМ – логичность мышления.

Криминальные задачи для развития
сообразительности и логического мышления

Задача 1. Свидетельские показания [1]

«К показаниям свидетелей необходимо относиться очень осто-
рожно, - учил оперуполномоченного Королева следователь Громов, - обязательно что-нибудь напутают или припишут». И в подтверждение своих слов рассказал случай из своей многолетней практики.

Ограбили как-то газетный киоск на моем участке, всю выручку взяли. И главное, произошло это среди бела дня. По приезду на место преступления я сразу начал опрашивать очевидцев, которые столпились около пострадавшего киоскера. Их было шестеро. Стал уточнять приметы преступника: какого цвета волосы, глаза, какого цвета куртка и обувь.

И тут пошел разнобой. Посуди сам.

1. Свидетель Лазаренко: «Рыжий, глаза голубые, куртка серая, ботинки черные».

2. Свидетель Ермолаев: «Блондин, глаза черные, куртка синяя, ботинки коричневые».

3. Свидетельница Соколова: «Рыжий, глаза карие, куртка коричневая, ботинки черные».

4. Свидетель Андрианов: «Брюнет, глаза голубые, куртка скорее не коричневая, а ботинки коричневые».

5. Свидетельница Беляева: «Шатен, глаза черные, куртка серая, кроссовки серые».

6. Свидетель Волков: «Блондин, глаза карие, куртка синяя, белые кеды».

Вот и лови вора после этого. Через день его все-таки поймали, причем взяли на месте преступления, когда он еще один киоск решил ограбить. На первом же допросе сознался в предыдущем ограблении. Когда я стал анализировать показания моих свидетелей, для чего составил специальную таблицу, оказалось, что каждый из них трижды ошибся, а каждую из примет назвал точно.

Показания свидетелей

№ п/п Ф.И.О. свидетеля Приметы
Глаза Волосы Куртка Обувь
  Лазаренко Голубые Рыжий Серая Черная
  Ермолаев Черные Блондин Синяя Коричневая
  Соколова Карие Рыжий Коричневая Черная
  Андрианов Голубые Брюнет Не коричневая Коричневая
  Беляева Черные Шатен Серая Серая
  Волков Карие Блондин Синяя Белая

Теперь подумайте и скажите, какие приметы были верными?.

Задача 2. Кто есть кто? [2]

«Клички – непременный атрибут криминальной субкультуры», – делился своим опытом следователь Громов с капитаном Королевым. В них рельефно видны особенности взаимоотношений в среде правонарушителей. Они подчеркивают характерные черты носителя клички, его статус и роль в преступной группе. Клички защищают правонарушителей от преследования милицией. Как ящерица сбрасывает хвост, когда ее преследует враг, так и преступник «сбрасывает» одну кличку и получает от банды другую, если на него выходят уголовный розыск и следствие.

– Согласен, – откликнулся капитан. – Но сначала давайте разберемся, кто есть кто среди пойманных бандитов. Я сегодня узнал, что прозвище Столина то ли Носорог, то ли Доцент, то ли Одессит.

– Если он не Доцент, – продолжил рассуждения Королева Громов, то эта кличка либо у Юсупова, либо у Амиряна.

– Пожалуй, – согласился капитан, – но Юсупова могут звать еще либо Носорогом, либо Пузырем.

– А Мамиев, – сказал Громов, – это либо Шамиль, либо Монгол. Но Монголом он быть не может, если Амиряна зовут Доцентом.

– Но есть еще Бакеев, – произнес капитан. – Его кличка либо Шамиль, либо Скал.

– Давайте вернемся к Амиряну, – предложил следователь. – Какая у него может быть кличка, если он не Доцент?

– Скорее всего Пузырь, – ответил капитан.

– Возможно, – согласился Громов. – Но есть вероятность, что Амирян скрывается под кличкой Одессит.

– Я что-то ничего не слышал о Демине, – сказал капитан, – кроме того, что Пузырь – не его кличка.

И Доцентом он быть не может, – подхватил следователь. – Возможно, его кличка Монгол или Скал. Во всяком случае, одна из этих кличек присвоена Газарову.

– Вот что у меня еще записано, сказал капитан, раскрывая блокнот. – Если Демин – Одессит, то Амирян – не «Пузырь». А если Демин – Носорог, то Столин – не Одессит. И если Столин – Доцент, то Юсупов – не может быть Пузырем.

Какие клички у названных бандитов?

Ответы и решения [3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: