Возникает вопрос: неужели прогностические возможности сотен международных высокопрофессиональных институтов, пять инновационно-подкованных поколений «мозговых танков» Америки, информационные ресурсы ЦРУ и других спецслужб не позволили заранее просчитать развитие кризиса? Ведь еще несколько лет назад, в начале 2000-ых, специалисты, изучающие проблемы глобализации, предупреждали о грядущей опасности!
Еще в 2004-ом году автор этих строк, находясь в г. Лесном, вдалеке от политических событий, и располагая лишь информационными возможностями прогнозирования, заявлял (в материалах XXI Международной научно-практической конференции «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти», Челябинск, 2004 г.) о наличии критических тенденций как в мировой, так и в российской экономике: «... с позиций социосинергетики мировая и, соответственно, российская экономика находятся не в структурном, а в системном кризисе, который разрешится лишь при обретении мировым сообществом принципиально нового аттрактора».
|
|
С точки зрения российских экономических реалий, кризис находится на грани между структурным и системным, и антикризисные меры Правительства сдерживают его раскачивание. Вот почему пока возможны сценарии, пусть не быстрого, но конструктивного его разрешения. А вот на мировом уровне, когда кризис «проскочит» зону бифуркации, такие сценарии станут невозможны. Что же касается аттрактора, то это - механизм, способный обеспечить режим притяжения, направить развитие системы в заданных состояниях.
На уровне мирового сообщества эту задачу выполняют структуры всемирного мондиализма: Международный валютный фонд; Всемирный банк; Международная организация по торговле и тарифам; Всемирная торговая организация; Организация экономического сотрудничества и развития и множество других организаций, управляемых номенклатурой мировой закулисы. Гегемонистская роль Америки использовалась как щит для поддержания устойчивости мирового аттрактора, ставшего также и предиктором для всей планеты, навязывая ей четко определяемые геоэкономические и геополитические сценарии.
Отмена в 1970-ом США, ФРГ, Канадой и Швейцарией контроля над перемещением капитала; крушение в августе 1971 года Бреттон-Вудской системы (1944 г.) и отмена золотой валюты; неограниченная экспансия доллара, обеспеченная лишь на 30% золотым запасом; параллельные долларовые системы в национальных государствах; рейгановский монетаризм и маневры с дестабилизационными кредитами, подрывающими экономики национальных государств, - все эти меры предпринимались для построения каркаса глобального «будущего» человечества, основанного на власти денег, оторванного от принципов морали и полностью дезориентированного в выборе национальных и цивилизационных путей. МВФ становится инструментом для свободного перемещения капитала по всему миру.
|
|
Наконец, в 1990-ые годы, во времена правления в США Б. Клинтона, разрабатывается программа «Новая экономика», которая стала сильнейшей информационной операцией, позволив заложить алгоритмы управления мировыми финансовыми потоками. Формируется экономика инфраструктуры сознания, его компьютеризации, информационного прессинга, создание комплексных связей «человек — машина» в системах искусственного интеллекта и коммуникационных технологий глобального управления на межнациональной основе. Миллионы долларов вбрасываются в НОУ-ХАУ, способные обеспечить политическое, военное, научно-техническое и экономическое могущество США.
Сфера финансовых спекуляций с валютами разных стран, с ценными бумагами, облигациями, акциями и их производными (деривативами) - фьючерсами, опционами, свопами — разрастается до глобальных размеров, образуя виртуальную финансовую пирамиду, экономику «мыльного пузыря». К середине 90-ых все крупные финансовые центры мира совершали фьючерские сделки на своих собственных электронных биржах.
Известный американский финансист Джордж Сорос в книге «Кризис мирового капитализма» предупреждал о том, что рынок отрывается от реальной жизни, что не реальность, а виртуальность начинает диктовать условия.
Авторы монографии «Третий проект. Точка перехода» М. Калашников и С. Кугушев[7] утверждают, что рынок финансовых деривативов стал громадным финансовым резервуаром, поглощая триллионы долларов, выполняя при этом и задачи информационной агрессии: «Но в нужный момент эти ресурсы из рынка финансовых деривативов вводятся в реальную экономи - ку, позволяют приобретать новые компании, осуществлять инвестиционные проекты, обеспечивая контроль над необходимыми ресурсами. Наконец, эти средства в нужный момент бросаются на решение важных политических задач, на информационно-психологическое воздействие, установление тотального господства в политической, идеологической, культурной, иногда - религиозной сферах».
По мнению авторов, в связи с тем, что в последнее десятилетие XX века произошел массированный сброс наличных и безналичных долларов за рубеж, где они оказываются связанными на локальных рынках, и конкурируют с местными валютами, вытесняя их, еще и еще раз позволяя другим странам кредитовать американскую экономику: «Чтобы утвердить в мире господство доллара, ослабить ведущие мировые валюты, чтобы создать в мире многочисленные очаги управляемых кризисов и политической нестабильности, чтобы, тем самым вытеснить национальные валюты американским долларом, США ведут непрекращающуюся глобальную войну против остального мира. Финансовую мировую войну».
В 90-е годы ХХ столетия виртуальная сеть финансовых машин банков, страховых компаний и инвестиционных фондов формируется по всему миру. Площадки электронных бирж определяют геоэкономическое «развитие», а господство виртуальной реальности на мировых рынках создают основу для электронной унификации планеты. В 2002 году, на встрече «большой восьмерки» в Кананскисе (Канада, 27 июня 2002 г) была принята резолюция о введении в действие общего глобального стандарта для электронного обмена данными на основе правил ООН (UN/ EDIFACT). Глобальная система UN/EDIFACT иначе называется «Правила ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте». Тем самым была создана Всемирная электронная экономическая система, имеющая целью отмену и изъятие наличных денег, а также и совершенный контроль товарообмена.
|
|
Д. Колеман в своем разоблачающем труде «Комитет 300», будучи осведомленным о планах мировой закулисы, писал: «Будет запрещена деятельность всех центральных банков, кроме Международного валютного фонда и Всемирного банка. Частные банки будут объявлены вне закона. Вознаграждение за выполненную работу будет производиться по унифицированной, заранее установленной Мировым Правительством, шкале. На руках у не-элиты не будет никаких наличных денег или монет. Все расчеты будут выполняться с помощью дебитной карточки, на которой будет нанесен идентификационный номер владельца»[8].
Однако, активизация перехода к глобальному информационному обществу на фоне рыночного фундаментализма создала асимметричные угрозы, демонстрируя несовершенство политики МВФ. Очередной глобальный финансовый кризис (после кризиса развивающихся рынков 1997-1999 гг.), на первый взгляд, оказался закономерным разрешением многоуровневых системных противоречий. Но, на самом деле, потрясший планету кризис - это планируемый диверсионный суперсценарий, подготовивший почву для разрыва структур управления в реальной экономике, для подрыва национальных экономических систем и ослабления властных структур суверенных государств. Раскачка мирового системного кризиса - это мощнейшее средство информационной войны, с целью создания такого уровня планетарной энтропии, когда перехват потоков управления мета- структурами глобальной власти станет единственно- возможным выходом для наведения «порядка» на планете. Ну, а тотальный учет и контроль над человечеством будет востребованным с целью создания глобального общества, соответствующего глобальному рынку, структурированного по принципу антихристианских норм и стандартов.
Америка в этой ситуации - не только игрок, но и жертва, принесенная в угоду Мировому Правительству. Крушение мировых гигантов автопрома, падение реального производства, рост безработицы (вплоть до 10%), ослабление банковской системы, сверхриски инвестиционного капитала и всплеск социальных противоречий создают серьезные проблемы для администрации Барака Обамы. Включается вновь печатный станок - и миллиарды долларов выбрасываются в бесконтрольное финансовое пространство, что вновь доказывает, что доллар не собирается терять свою могущественную силу. Хотя, по мнению академика С. Глазьева: «Меры, принимаемые денежными властями США и других эмиссионных центров, не затрагивают основных источников кризиса».
|
|
Д. Сорос в монографии «О глобализации» уточня - ет: «В экономической сфере превосходство США менее стабильно, однако угроза ему исходит, скорее, от самой системы, нежели от положения Соединенных Штатов в этой системе. Синхронная глобальная рецессия подвергла систему жестокому стрессу, все, что могло пойти не так, пошло не так. Но американская экономика крепче любой другой экономики в мире, а лидерство США в экономической сфере трудно оспорить»[9].
Стоит отметить, что в условиях кризиса повышается интерес к России, к ее значимости на общем игровом кризисном поле. Россия входит в Базельский комитет по надзору, который вырабатывает правила работы банковской системы для всего мира; формирует пакет предложений, связанных со структурной перестройкой мировой финансовой системы; осуществляет контроль за эффективностью и легитимностью международной координации, а также за развитием диверсификаци- онной системы резервной валюты. Россия дает понять Западу, что становится полноценным участником геополитических сценариев не только регионального, но и мирового уровня. Инициативы России, высказанные на апрельском (2009 г.) саммите «двадцатки» по поводу прозрачности мировой финансовой системы и коллективной ответственности в условиях кризиса, были поддержаны участниками встречи.
Но, с другой стороны, способна ли Россия просчитывать варианты на два шага вперед и не «клюнет» ли в очередной раз на «подсадные утки» мондиалистских структур? Ведь реструктуризация мировых финансовых институтов - это путь в глобальное открытое общество, побуждающее страны добровольно принимать международные правила и стандарты. Кроме того, не стоит забывать, что системообразующими субъектами глобальной экономики были и есть ТНК, способные воздействовать на цели национальных государств и их поведение в области международной политики. Ведущие транснациональные корпорации начинают функционировать подобно правительствам, превращаясь из субъекта влияния в субъект управления, когда объектом управления подчас становятся экономики национальных государств.
Философ А.Ильин в своей работе «Наши задачи» еще в 40-ые годы прошлого столетия предупреждал: «Мы должны понимать и помнить, что всякое давление Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые для России цели. Не исторический интерес, не благо русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации».
ТНК, активно взаимодействуя с международными организациями и союзами посредством конкурентной стратегии, манипулируют конъюнктурой рынка, устанавливают свои правила игры, геоэкономические «вектора» развития, жестко подавляя оппонентов, в том чис - ле - инициативу суверенных стран. Россия, втянутая в транснациональную сеть посредством монетаристской политики олигархов и деятельности крупнейших нефтегазовых компаний, а также - огромным масштабом отмывания грязных денег, структурно зависит от деятельности мировых финансовых институтов, и ее, на первый взгляд автономная антикризисная позиция, так или иначе будет определяться правилами игры на глобальном рынке, тем более что Россия - член ВТО.
Руководитель Центра финансово-банковских исследований ИЭ РАН д. э. н., профессор В. Сенчаков уве - рен, что «требует совершенствования система анализа и мониторинга экономической безопасности в финансово- банковском секторе российской экономики. Кризис ликвидности возник в условиях достаточно высоких темпов роста ВВП и промышленности, при профиците бюджета и, значит, банковских резервов. И в этом его отличие от финансовых кризисов 1998 и 1994 гг. Мировой финансовый кризис поразил не периферию финансовой системы, как это было в 1998 году, а ее центр - США и Великобританию. Действующая система безопасности своевременно не среагировала на изменение внешних условий. Налицо - переоценка значимости мощи наших финансово-банковских резервов и недооценка неблагоприятных тенденций в этой сфере»[10].
Однако пока миром управляют деньги, неважно, доллар, евро или другие мировые валюты, так или
иначе ориентированные на служение Мамоне, а, значит, действуют антихристианские принципы управления, любая глобальная модель макроэкономики, как бы хорошо реструктурирована она ни была, не принесет позитивных результатов. Введение новой мировой валюты (если таковое случится), и более жесткое регулирование рынка лишит доллар политической силы, но создаст условия для концентрации глобальной власти со стороны мондиалистских структур, подготовивших программу метауправления, или планетарного внедрения так называемого Глобального Разума, задача которого - увести мир от Христа.
Введение мировым сообществом принципиально нового аттрактора отнюдь не предполагается, но зато у России есть шанс, учитывая достойную позицию ее Президента Д. А. Медведева, вырваться из этой «петли» и потрудиться над созданием новой системы аттракции как внутри государства, так и на межрегиональной основе.
Сотрудничество с мировыми финансовыми институтами необходимо, но при этом нельзя забывать о двойных стандартах, двойной морали и множественных «подсадных утках». Ведь не секрет, что обвал ГКО и августовский дефолт в России 1998 г. во многом был инициирован рекомендациями МВФ и казначейством США. По мнению д. э. наук С. Глазьева, многое и теперь в руководстве российской экономикой вершится по лекалам МВФ: «Не изменились процедуры принятия решений. В частности, такие важнейшие меры, как либерализация валютного регулирования, стерилизация нефтяных доходов государства в Стабилизационном Фонде, создание Резервного Фонда с целевым ориентиром накопления резервов в 10% ВВП, списание значительной части кредитов, выданных развивающимся странам, размещение валютных резервов страны в долговых обязательствах США и других государств НАТО применялись без должной научной
экспертизы, объективной оценки рисков и альтерна-
*
тивных возможностей».
Руководитель секции экономики отделения общественных наук РАН академик Н. Петраков считает: «Пожар действительно надо гасить. Однако, антикризисная программа должна носить стратегический характер, определять экономическую политику на длительную перспективу. Антикризисная программа, в принципе, базируется на комплексе мер, предотвращающих повторение новых кризисных ситуаций. Надо лечить причины, а не следствия обвала экономики. В противном случае, российская экономика будет хронически предрасположена к повторению разрушитель**
ных кризисов».
Президент Д. А. Медведев, ставший рупором возвращения к сильной России, к ее национальной идентичности и праведному пути, акцентирует внимание на качестве управления, причем, как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, что особенно актуально в непредсказуемых условиях кризиса. Но, к сожалению, огромная армия чиновничества, привыкшая жить по эффекту «пьяного», когда цели управления не только не сопрягаются с целями системы, смыслом ее существования, а, зачастую, напрямую ей противоположны, ориентированы на конъюнктурные и клановые интересы чиновничества. А рассогласование целей системы и целей управления расшатывает систему изнутри, содействует ее шараханью в сторону от конструктивных решений, провоцируя естественный внутренний кризис.
Вернувшись в 2000-ом году из Москвы в г. Лесной (стратегически значимый город, где в 1947 году было создано одно из лучших ядерных производств мира), автор на практике убедился в неспособности управленцев города, обеспечивающего обороноспособность России, решать, хотя бы по минимуму, задачи системного и стратегического управления на современной основе.
В течение трех лет автору, совместно с первым зам. Главы администрации, пришлось на волонтерских началах проделать недюжинную работу по раскачке в городе инновационной среды и созданию инновационного подразделения, способного решать задачи, востребованные, в том числе, и в России призывать чиновников услышать призывы Президента и Премьер- министра страны о приоритетности инновационного развития и уважении к специалистам интеллектуального труда. Но за три года «сотрудничества» ситуация почти не сдвинулась с места по причине инерционности и равнодушия бюрократической машины, нежелания изменить подходы к сути управления.
Больно признаваться, но, находясь в г. Лесном, красивом, зеленом городе Свердловской области, и думая, как помочь родному Отечеству, чувствуешь себя, как в заключении, вдалеке от Родины (?!), наблюдая, как разрушается страна изнутри, и отнюдь не по причине Мирового Правительства, а с помощью безграмотного, бесчувственного системного «управления», подспудно инициирующего в городе закон джунглей.
А ведь именно такие города России могли бы стать инновационными кластерами, творческими центрами новой науки и высокотехнологичного производства! Что же удивляться, что мы проигрываем информационную войну Америке и мировому сообществу?
Ведь очевидно, что одной из причин разруше - ния государства является опасный информационный эффект «ошибочного самоубийства»: если в сложной системе (политической, корпоративной, социальной) появляются компоненты, тормозящие ее развитие (коррупция, экстремизм, эгоцентризм, иждивенчество), от таких элементов лучше избавляться, — о чем в последнее время неоднократно говорил Президент России Д. А. Медведев. Но, зачастую, в нашем, зараженном социал-дарвинизмом, обществе, происходит все наоборот. Уничтожаются не деструктивные, а конструктивные его элементы, его творческий, духовный и интеллектуальный потенциал. Это и есть эффект «ошибочного самоубийства».
Финансово-экономический кризис в России - это жесткий урок, это - плата за подчас роковые ошибки наших управленцев, когда патриоты России, когда те, кто призван совершенствовать качество и создавать новые технологии, становятся изгоями в угоду корыстолюбию и волоките чиновников, образовавших антисистему, тормозящую развитие всей страны.
В послании Федеральному Собранию Президент России Д. А. Медведев подчеркнул: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех И — Институты, Инновации, Инфраструктуры, Инвестиции. Такой подход закреплен и подготовлен Правительством, Концепцией развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объеме. Добавим к нему пятую составляющую — интеллект».
Основатель научной школы «Гомеостатики», д.т.н. академик МАИ Ю. М. Горский, анализируя материалы Международной конференции в Рио-де- Жанейро, «Повестка дня на XXI век», показал ключевое значение интеллекта в развитии качества циви- лизационных процессов: «Интеллект - это сложное многогранное понятие, которое в общем случае сводится к продуктивности решения субъектом задач при тех или иных временных ограничениях. В зависимости от характера решаемых задач предлагается классифицировать интеллект на автоматный (тупой), ординарный и творческий.
Говоря об интеллекте популяции, следует иметь в виду следующие моменты: для технократического или любого другого прогресса необходим, прежде всего, творческий интеллект, — он является определяющим, т.е. генерирует новую информацию, а ординарный и автоматный играют дополняющую роль»[11].
Творческий интеллект сограждан - основной ресурс для поиска путей выхода из кризиса, но даже кризис не способен разрушить «берлинскую стену» бюрократической антисистемы.
И в итоге в родном Отечестве активно функционирует «Пятая колонна» из иждивенцев-чиновников, которым творческий интеллект просто мешает спокойно жить. Их вредительство порою сильнее информационных атак мировой власти и хитрых уловок талмудического иудаизма. Им далеко до богоборческих представлений каббалы в управлении миром, они действуют проще, — через кабалу полуслепых и неэффективных решений, игнорируя саму суть управления. А ведь управление системой - это управление ее целями и противоречиями, это — сохранение факторов устойчивости и безопасности.
Но пока управление в России будет осуществляться по принципу:
«Идет Бычок — качается, вздыхает на ходу — вот, доска кончается...»!
Таков рецепт хаоса по разрушению российской государственности, предложенный еще в 1945 году директором ЦРУ Алленом Даллесом, и если он останется в действии, кризис в России перерастет окончательно - в системный; последствия чего будут непредсказуемы.
Вот почему России, чтобы вернуться к статусу мощного геополитического центра силы, необходимо точно, с учетом исторического пути и духовно- нравственной идентичности страны, определить цель развития национальной государственности, соответствующей её исторической миссии, а не отдельных политических кланов и коррумпированных групп.
Информация о состоянии элементов системы _ |
Задержка в передаче информации |
Рис.14. Блок-схема противоречий экономико-политического гомеостата. |
Именно гомеостатический подход позволит создать формальный аппарат определения целей системы и управления её внутренними ресурсами и противоречиями, он станет инструментальной основой для технологий информационного противодействия, позволяющих России справиться как с внутренними, так и с внешними угрозами национальной безопасности. Но решение этой задачи начинается с ответственности и качества управления, его способности принимать сильные и точные решения.
Рис. 15. Информационные потоки управления в гомеостатических системах (живых, социальных, политических, корпоративных и т.п.), характеризующие динамическое состояние внутренней и внешней среды. Мозговой центр фильтрует внутренние и внешние потоки информации, модулируя параметры управления когерентно поставленной задаче - на результат. |
Кризис - это исторический шанс для нашей Родины вырулить на пути государственности — зорко, достойно и устремленно, - у нас нет более права на ошибки. Нужна концентрация творческих, интеллектуальных и духовных усилий, нужны стратегические центры — своего рода российские «мозговые танки». Важно, особенно в условиях мирового кризиса, научиться создавать современные методологии информационного противоборства, основанные на аккумуляции собственного управленческого потенциала, на создании таких системных технологий НОУ^АУ, которые способны предотвратить любые диверсионные попытки противника.
Важно научиться управлять изменениями, их ди - намикой, точно просчитывать системно-ситуационные риски и сценарии развития. Ведь развитие - это непрерывное изменение, и не каждое изменение есть развитие. Как уже подчеркивалось, нужно избавляться от «эффекта пьяного» в процессах управления. С позиций гомеостатического подхода жизнеспособность системы поддерживается в случае ее динамического постоянства, а это возможно лишь в результате управления изменениями и противоречиями.
«Среди изменений, которые происходят в естественных объектах, можно выделить три типа. Первый тип - это изменения, связанные с осуществлением некоторых законов, или, можно сказать, идей. Это изменения, идущие от причин к следствиям явлений: исполнение, проявление, управление, наполнение, построение и т.п.
Второй тип изменений - это изменения, связанные с установлением или восстановлением законов, идей, принципов. Это изменения, идущие от следствий к причинам: освобождение, восстановление, раскрытие,
Рис. 16. Классификация изменений в естественных объектах.
возвращение, разрушение, опустошение и т.п. Эти типы изменений соответствуют двум направлениям движений естественных процессов, изначально названным как инновационное и эволюционное. Инволюция (лат. involutio - свертывание) чаще всего рассматривается как редукция, упрощение чего-то в ходе изменений, как воплощение идей. А эволюция (лат. evolutio — развертывание) определяется как процесс возрастания чего- то, раскрытия невидимого, возвращения к чему-то, восстановление идей.
Третий тип изменений - это движение «по кругу». Таковы изменения, не связанные с преображением качества или связанные с его незаметным преобразованием»[12].
Рис. 17. Модель трех типов изменений в естественных объектах. |
Кризис - это изменение, идущее от следствий - к причинам, принимающее радикальную форму инволюции (разрушение, опустошение, освобождение...). В этой ситуации управление системой должно быть эволюционным, направленным от причин — к следствиям, меняющее алгоритмы разрушения - на алго - ритмы развития. Если же управление направлено от следствий — к причинам, то есть инволюционно по сути, то оно стимулирует нарастание лавинообразных процессов деградации, что в настоящее время и наблюдается в России: разорение малого и среднего бизнеса, удар по производственному сектору, рост безработицы, неплатежеспособность населения, крах ипотечного кредитования, проблема банковской неликвидности и т.п. Антикризисные меры правительства, вливание денег в крупные градообразующие предприятия сдерживают этот процесс, но не меняют его направленности.
Если же деятельность аппарата управления напоминает движение «по кругу»: работает, работает - а результата нет, то в таком случае система нуждается во внешней иерархической надстройке, управляющей ее целями и изменениями, выгодными надстройке, а не самой системе. Вот почему так опасна холостая, а подчас, инволюционная работа управленческой машины на уровне всей вертикали власти, особенно, в условиях кризиса. В конечном итоге, это нейтрализует ресурсы ее автономности и адаптивности, создавая предпосылки для командно-управленческой информационной войны против России, и как следствие - подключение внешних глобальных структур метауправления.
Парадоксально, но факт: разросшийся «мыльный пузырь» из чиновничьей номенклатуры, ставший частью виртуальной государственности, подавляет и реальную политику, и реальную экономику страны. И в данном случае кризис - хорошее подспорье для очистки «зерен от плевел», для принятия сильных решений со стороны наших властей, для динамики внутренних изменений.
«Согласно аналитическим исследованиям ИНП РАН, — утверждает д.э.н., профессор В. Сенчаков, — различие в темпах прироста ВВП, соответствующих инновационному и инерционному путям развития российской экономики, достигает трехкратной величины. С учетом нарастающего отставания отечественного хозяйства по техническому уровню и интеллектуальному потенциалу, на фоне становления технологического уклада в передовых странах, время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя — тремя годами. В дальнейшем, после вступления технологического уклада в фазу зрелости, потребуются колоссальные инвестиции. Если мы упустим возможность структурной перестройки экономики сегодня, ее
эволюция, с большой вероятностью, пойдет по инерци-
*
онному сценарию».
Академик, научный руководитель Национального института развития С. Глазьев солидарен с этой позицией: «Теория длинных волн в экономике доказывает, что выход и из нынешнего экономического кризиса будет сопряжен с резким подъемом инновационной активности и становлением нового технологического уклада. Из этого следует, что самой эффективной антикризисной мерой было бы кардинальное увеличение финансирования НИОКР и всемерное стимулирование инновационной активности. Поэтому я также считаю, что именно нововведения и внедрение инноваций способны преодолеть депрессию.
При правильной политике Россия в результате кризиса могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись опережающего
становления нового технологического уклада и подъе-
~ [13]
ма экономики на длинной волне его роста».
Вернет ли Россия статус мировой державы или станет придатком глобального мирового порядка - это вопрос направленности нынешнего кризиса и направленности управленческих действий по отношению к целям российской государственности.
Китай выиграл у Америки информационную войну и продолжает сдерживать глобальные финансово- экономические угрозы, ориентируясь на гармонизацию национальных целей и корпоративных интересов. Ибо в Поднебесной научились управлять и развитием, и - противоречиями. «Когда дует ветер перемен, Надо строить не изгороди, а ветряные мельницы»! (Мао Цзэдун).