Монетаризм одобряет безработицу как необходимый стимул производства вопреки «обязательной штатной» формальной занятости при социализме, от которой необходимо освобождаться в условиях рынка. Определяя финансовые потоки, находящиеся в обращении как основной, структурирующий фактор экономического развития, он позволяет подрывать экономику развивающихся стран на «научной» основе. Монетаризм носит не столько экономический, сколько политический характер, утверждая приоритетность свободного рынка, недопустимость государственного вмешательства, и единственный способ регулирования — изменение объема денежной массы, а в итоге — социальный дарвинизм.
Проводниками фридмановского учения стали «чикагские мальчики» (Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, А.С. Шохин), или «младо-реформаторы», осуществившие в начале 90-х разрушительные либерально- демократические реформы в России на основе монетаристских принципов либеральной (а по сути, социал-дарвинистской) геоэкономики.
В 1988 году в Советском Союзе начинается всеобъемлющий системный кризис. В феврале 1988 года вспыхивает кровавый межэтнический конфликт в Нагорном Карабахе, исконно армянской территории, присоединенной в 1921 году к Азербайджанской ССР.
|
|
Конфликту предшествовала тщательная информационно-психологическая акция, разработанная спецслуцжбами США при помощи армянских диссидентов и агентов влияния в обеих республиках. В 1985-1987 году начинается мощная пропагандистская акция по раскачке общественного мнения, с требованием вернуть НКАО в состав Армении; информация о ситуации в Нагорном Карабахе регулярно отслеживается в международных СМИ. В сентябре 1987 года, во время пребывания в США М.С. Горбачева: армянские диссиденты передают ему карту, выполненную в СССР по приказу В.И. Ленина, согласно которой Нагорный Карабах включается в состав Армянской ССР. Вслед за этим инициируется сбор подписей среди представителей науки, культуры и искусства в пользу воссоединения НКАО с Армянской ССР. В конце февраля 1988 года в забастовках, митингах и демонстрациях в Ереване участвует почти миллион жителей Армянской ССР, город практически парализован, но повсеместно появляются активисты, требующие не останавливаться в «борьбе за справедливость», а первый секретарь Нагорного-Карабахского обкома партии Кеворков заявляет «Я превращу Карабах в армянское кладбище».
Инициированная информационно-психологическая борьба между народами Армении и Азербайджана вызывает обоюдные вспышки ненависти, агрессии, создает противоречия, неразрешимые мирным способом.
28 февраля в армянском городе Сумгаите отрядами мусульманских фундаменталистов (при умышленном попустительстве ЦК КП Азербайджана) были осуществлены массовые погромы и убийства армянского населения, что стало, по сути, началом гражданской войны между народами двух республик. Вслед за межэтническим начался межконфессиональный конфликт между христианами и мусульманами, что способствовало организации школ вакхабизма в ряде мусульманских республик, ставших в последствие плацдармом для подготовки террористов.
|
|
Центральное руководство не предприняло каких- либо конструктивных действий для предотвращения конфликта, показав двусмысленность и недееспособность советской системы управления в решении национальных вопросов. Американская сторона не скрывала своей заинтересованности в Карабахских событиях и продолжала оказывать информационно- психологическое давление на развитие ситуации в стране, осознавая, что информационная бомба, взорвавшая отношения между Арменией и Азербайджаном, станет катализатором крушения целостности советской империи.
25 марта 1988 года от имени всех армян мира губернатор штата Калифорнии Джорж Токмаджян направляет в адрес М.С. Горбачева телеграмму, высказывая разочарование в адрес постановлений Президиума Верховного Совета СССР и Политбюро. «Это постановление, включающее в себя и положительные элементы, такие, как улучшение условий труда и жизни и, по возможности, укрепление культурных связей между Карабахом и Армянской республикой, не является, однако, кардинальным исправлением серьезной ошибки допущенной в сталинский период. Я надеюсь, что в предстоящие несколько недель, после изучения Вами сути вопроса, станет возможным полностью ликвидировать искусственное отделение армян от армян».
Армяно-азербайджанский конфликт, спровоцированный ЦРУ при помощи армянской диаспоры в США и агентов влияния внутри республик, вызвал нарастающий эффект «социального инфицирования» — заражения с разрушением. Внедренный в систему национальных отношений информационный вирус, нацеленный на «борьбу наций за самоопределение», меняет структурный алгоритм программы, заложенной в основание Советской государственности. Вирус борьбы вызывает цепную реакцию размножения, «инфицируя» практически всю страну, преследуя цели разрушения системы, а не её стабилизации.
Вслед за Арменией и Азербайджаном вспыхивают акты национальной розни на Украине, в Грузии, Молдавии, республиках Средней Азии, массовые акции протеста проходят в Вильнюсе, Минске, Риге, Таллинне, Гродно, Тбилиси, Баку, Ереване, Киеве, многих российских городах, с требованием подлинной национальной суверенности и освобождения от «диктатуры» сталинского режима. Одновременно раскачивают общественное мнение и усиливают неуправляемость в стране забастовки шахтеров из Кузбасса.
Развитие событий теряет какую-либо логику, ситуация в государстве выходит из-под контроля. Власть с помощью вооруженных отрядов ОМОН начинает разгоны митингов и демонстраций. В 1990-1991 годах в Тбилиси, Баку и Вильнюсе войсками ОМОН по приказу команды Горбачева проводится расстрел демонстрантов, гибнут десятки людей; начинается завершающий этап информационно-психологической войны, сопровождающийся ожесточением внутрисистемных противоречий, ставящих под угрозу само существование государства. На фоне кровопролитий и погромов 15 марта 1990 года на третьем, внеочередном Съезде народных депутатов СССР Президентом Союза Советских Социалистических республик избирается М.С. Горбачев. В своем выступлении он вновь утверждает необходимость выбранного политического курса, не скрывая лояльность Западу и нежелание разобраться во внутренних причинах разрушения государства:
|
|
«Политика перестройки, как я думаю, это единственно возможный для такой страны, как наша, мирный (!) путь перехода в новое качественное состояние, от тоталитарно-бюрократической системы к гуманному, демократическому, социалистическому обществу».
Для патриотически настроенных сил в стране становится очевидным, что истинная цель «мирной перестройки» — не реформирование государства, а его разрушение.
За месяц до введения чрезвычайного положения в стране на закрытом заседании сессии Верховного Совета СССР Председатель КГБ В.А. Крючков подчер - кнул, что «причина нынешнего положения имеет, прежде всего, внутренний характер». В то же время он обратил внимание присутствующих на документ, подготовленный в 1977 году внешней разведкой КГБ «О планах ЦРУ по приобретению агентуры влияния среди советских граждан»:
«По достоверным данным, полученным Комитетом государственной безопасности, в последнее время ЦРУ США на основе анализа и прогноза своих специалистов о дальнейших путях развития СССР разрабатывает планы по активизации враждебной деятельности, направленной на разложение советского общества и дезорганизацию социалистической экономики. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществить вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферы управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза.
ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающие приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, одним из важнейших аспектов подготовки такой агентуры явилось преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства.
Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа в народном хозяйстве и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки.
|
|
По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, направит научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходила из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях».
Сценарий ГКЧП, осуществленный КГБ, КПСС и Советской Армией 19 августа 1991 года, явился непоправимой стратегической ошибкой, демонстрацией военной силы, а не политических решений, неспособности грамотно ответить на подрывные сценарии информационных диверсий против СССР.
В результате «путча» противоречия в СССР обострились до предела, не совместимого с фактом существования советской государственности.
Информационно-психологическая война была проиграна СССР, но проиграна осознанно, с помощью подготовленного резерва «изнутри», хотя и оценивалась демократическими лидерами страны как «победа». Анализируя последствия августа 1991 года, мэр Москвы Ю. Лужков в книге «72 часа агонии» отмечает: «Августовская победа подводит итоговую черту истории не только под летописью КПСС, но и Российской империи, ее приемника — СССР. На этом всемирного знака повороте России вновь отведена первая роль: отпустить с миром, пожать руку тем, кто хочет идти вместе.
Многие века русские, Москва, Россия оставались главной силой и символом пространств от Балтики до Тихого океана, «где закончили поход». Останемся же великими, великими на современный после августа - лад: не станем «тащить одеяло на себя», возрождать русскую великодержавность в модных демократических одеяниях».
На закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25.10.1995г. Президент США Билл Клинтон подвел итог информационно- психологических операций Америки против СССР в период перестройки:
«В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящих операций. И напрасно. Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке. Наша цель и задача в дальнейшем — оказывать помощь всем, кто хочет видеть в нас образец западной свободы и демократии.
Когда в начале 1991 года работники ЦРУ передали на восток для осуществления наших планов 50 млн. долларов, а затем еще такие же суммы, многие из политиков, военных, не верили в успех дела. Теперь же, по прошествии четырех лет, видно: планы наши начали реализовываться».
В период перехода к глобальному информационному обществу характер информационно-психологического противоборства, как уже подчеркивалось, значительно осложнился. Однако, механизмы, применяемые для разрушения советского государства, остались прежними: модуляция деструктивных процессов внутри государственных систем управления, общественных и политических институтов, традиционных конфессий, структур науки и культуры с целью внедрения разнообразных патологий, вирусов, катастрофических системных противоречий в те или иные элементы системы, инициируя их деградацию и распад.
После крушения биполярной системы мира и формирования системы однополярного мирового порядка во главе с единственной сверхдержавой США, в условиях глобализации мирового пространства противоречия на Земном шаре только нарастают: финансовые рынки, соподчиненные мировым монди- алистским структурам, растут быстрее реальной экономики. Спекулятивные финансовые потоки становятся вектором развития геоэкономики и геополитики, соподчиняя спекулятивному капиталу региональные державы, в том числе, и Россию. Системообразующие субъекты глобализации ТНК выходят из-под зависимости национальных государств и становятся полноправными акторами в борьбе за преимущество на мировых финансовых рынках. Международные экономические организации, которые должны регламентировать мировые экономические процессы: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не имеют институциональной основы, фактически не обладают законодательной и в крайне ограниченных объемах — исполнительной властью, и, по сути, выполняют директивы мировых мондиалистских структур с целью концентрации финансовой власти в США и странах «золотого миллиарда». Э. Азроянц в своей книге «Глобализация: катастрофа или путь к развитию?» справедливо отмечает: «Мировой финансовый рынок в интеграле, но сумма определяющих его факторов является продуктом международной экономической экспансии, проникающей информатизации и глобальных коммуникаций. Это — та измененная реальность, которую получил мир вместо своего примитивного проекта универсального гражданского общества (Мирового государства). Это - злая карикатура на результаты «цивилизованного усердия», это — «дорожный знак», предупреждающий об опасности избранного пути и, в конечном итоге, «бомба замедленного действия» в случае нашей самонадеянности и самоуспокоенности.
Сегодня финансы стали не только самодостаточными, но и вырвались в наднациональную область, освободившись от государственного регулирования. Они сами стали инструментом экономического и политического доминирования».
А. Панарин в книге «Правда железного занавеса» раскрывает приоритеты глобальной экономики,
ставшей доминирующим фактором в условиях III тысячелетия, основной целевой задачей информационно- политического противоборства: «Утверждается, что новая, мондиалистская экономика изначально выходит за национальные границы, что рациональные экономические решения, — это решения, которые принимают во внимание не амбиции национального государства и все, связанное с понятием суверенитета, а логику международного разделения труда, логику повышения рентабельности снижения капитала — и энергоемкости производства, инфляции и т.п. В этом контексте, например, право наций на собственные энергетические ресурсы и на строительство собственной перерабатывающей промышленности следует считать устаревшим и предосудительным, ибо перерабатывать становящееся все более дефицитным мировое сырье имеют право лишь те страны, промышленность которых дает показатели наименьшей энерго — и материалоемкости и наибольшей капиталоотдачи.
Вместо того, чтобы способствовать стихийному размножению неконкурентоспособных национальных экономических «видов», либеральный социал- дарвинизм провозглашает право сильных (т.е. конкурентоспособных и экономически эффективных) на монополию в сфере переработки. Остальные страны должны, во имя высшей экономической рациональности, отказаться от права на экономическую самостоятельность и развитие и согласиться на роль сырьевого придатка развитых стран. Правда, и внутри последних намечается своя иерархия: верхний этаж претендует занимать штабная банковская экономика, представленная, в первую очередь, США, следующий этаж — экономика высоких технологий Западной Европы и Японии, а далее идет мир экономических изгоев — поставщиков сырья и неквалифицированной рабочей силы.
Складывается, таким образом, два альтернативных принципа: глобальный, утверждающий прерогативы наиболее развитых стран в мировой макроэкономике от имени ценностей «открытого общества», и национальный, опирающийся на идею протекционистской защиты национальной экономики и культуры».
Таким образом, проблема национальной безопасности суверенного государства, в том числе и России, в условиях глобализации, напрямую зависит от финансово-экономической экспансии мондиалист- ских структур во главе с США, разрабатывающих геостратегические сценарии информационного воздействия с целью укрепления в мировом пространстве мондиалистских центров силы.
В статье д.э.н. В.М. Коллонтай «Эволюция западных концепций глобализации», опубликованной в журнале «Мировая экономика и международные отношения» (2002, №1), достаточно точно оцениваются именно угрозы глобализационных процессов, подталкиваемые державами-гегемонами и их ТНК, требующие конструктивных подходов разрешения: «С критикой проводившейся десятилетиями политики выступили многие политические деятели и ученые, ранее не высказывавшихся против концепций неолиберализма. Известный специалист по вопросам международной торговли Дж. Бхагвати опубликовал статью с острой критикой всей концепции дерегулирования финансовой сферы. Дж. Стиглиц в ряде лекций обвинял МВФ за чрезмерную жесткость, с которой он навязывал странам основные требования Вашингтонского консенсуса; монетаристскую политику, дерегулирование экономики, сокращение хозяйственных функций государства, политику приватизации. Аналогичные мысли развивал Дж Сакс. П. Кругман предупреждал о возможном кризисе в реальной экономике и опасном ослаблении всего инструмента антикризисной политики. Известный теоретик неолиберализма К. Омае указывает на мрачные перспективы, намечающиеся в результате глобализации. В ответ апологеты неолиберализма разрабатывают рекомендации по усовершенствованию неолибле- ральной глобализации, учета социальных аспектов развития и нужд развивающихся стран.
Говоря о сдвигах в умонастроении самих неолибералов, следует остановиться на взглядах Дж. Грея, который долгое время занимал видное место среди британских консерваторов и был активным сторонником политики М. Тэтчер. В конце 90-х он выпустил книгу с разносторонней критикой неолиберализма. В этой книге ставится вопрос о принципиальной несовместимости свободного рынка и демократии, поскольку большинство избирателей в условиях подлинной демократии не будет поддерживать негативные последствия необузданной конкуренции. Показано также, что глобализация приводит не к их объединению в единообразном рынке, а, напротив, к разнонаправленности развития, к усилению различий между странами, каждая из которых по-своему реагирует на вызов глобализации, к глубоким трансформациям, конфликтности и непредсказуемости мирового хозяйства».
По мнению Л.А. Мясниковой, высказанному в статье «Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода» («Мировая экономика и международные отношения», 2000№4): «Мировое хозяйство — это синтез динамики и структуры взаимосвязей, представленных как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Механизмом этого структурирования выступает глобализация всех составляющих социально- экономической динамики общества. В горизонтальном измерении происходит цивилизационное разделение мира на Запад и Не-Запад. В вертикальном — образуются информационно-иерархическая пирамида богатства и власти, вершина которой занята странами первого мира во главе с США. На долю 20% наиболее богатой части населения планеты (золотой миллиард) приходится 83% мирового дохода, а на долю остальных 80% — лишь 17%.
Пирамида работает подобно насосу, к её вершине непрерывно идут потоки финансов, богатств, интеллекта. Можно добавить — и рабского труда (с учетом дешевизны рабочей силы «гастарбайтеров» и их экономического бесправия). Создается полная аналогия с Древним Римом, через 2000 лет цикл повторяется на новом — уже не силовом, а информационном уровне».
В сложнейшей ситуации, после разрушения СССР, оказалась постсоветская Россия, ставшая в 90-х годах плацдармом для социал-дарвинистских экспериментов
Запада, приведших к криминализации экономики, оттоку капитала за рубеж, финансовым пирамидам, обвалу рубля и августовскому кризису 1998 г., подорвавшему экономику России, почти уничтожившему средний класс и здоровую предпринимательскую инициативу.
Как выяснилось впоследствии, кризис был спровоцирован информационным сценарием мировых финансовых структур, стремящихся к подрыву Российской государственности и превращению России в сателлит Америки. По мнению одного из исследователей глобализации, кадрового офицера спецслужб США Д. Колемана среди диверсионных механизмов монетаристской политики: «Лишение всех народов права на самоопределение, искусственно создавая с этой целью различные кризисные ситуации с последующим их «управлением».
С учетом особенностей перехода к глобальному информационному обществу и обострения внутренних политических и экономических противоречий в России к середине 90-х начинает формироваться система информационно-аналитической деятельности. Создаются аналитические службы в различных структурах, в том числе, органах федеральной и региональной власти, в министерствах и ведомствах; в корпоративных структурах и политических партиях. Специалисты концентрируют и анализирует информационные потоки, и, перерабатывая их, определяют приоритеты, позволяющие принимать наиболее эффективные решения. Появляются центры информационного мониторинга, ситуационного анализа. Активно используются социологические данные, электронные ресурсы СМИ, Интернет.
Подобные действия позволяют наработать определенные методологические ресурсы защиты национальных интересов страны в условиях обострения информационно-психологического противоборства, приобретающего глобальный характер.
На рубеже XX - XXI столетия вопрос информационной безопасности России рассматривается уже в контексте глобальных угроз современности и взаимопроницаемости субъектов мирового пространства, что требует разработки и создания качественно новых научных технологий, способных защитить российскую государственность от целенаправленных информационно-психологических диверсий Америки и мондиалистских структур Запада.
Вот как оценивает отношения с Россией Маргарет Тэтчер в своей работе «Искусство управления государством», пытаясь показать свое видение глобального управления миром:
«... хотя Россия через несколько лет может превратиться в стабильную, процветающую и либеральную демократическую страну, её природа останется прежней. Она всегда будет в равной мере азиатской и европейской, восточной и западной. У неё всегда будут свои географические, этнические, культурные и религиозные особенности и, в конечном итоге, особый национальный интерес. Если у НАТО есть какое-либо связующее начало, оно, по крайней мере, в своей основе, «западное».
«Россия никогда не сможет ограничиться только «западным».
«Россия никогда не смирится с господством Америки».
«Самой тяжелой проблемой, по всем признакам, будут отношения России с НАТО».
«И, наконец, мы не должны недооценивать исходящей от России потенциальной опасности: её семена нередко прорастают на почве беспорядка, в этом мир убедился на собственном опыте».
Многочисленные директивы ЦРУ, план Аллена Даллеса, указы, подписанные Президентами США Г. Трумэном и Р. Рейганом, доказали, что американские методы оценки ситуации и моделирования ситуационных сценариев значительно перспективнее советских, а в настоящее время — российских.
В этой связи хочется обратить внимание на научную монографию А.В. Манойло «Государственная информационная политика в особых условиях» (2003). Автор рассматривает характеристики информационного общества, в которых оказалась Россия в III-м тысячелетии с позиций информационно-психологического противоборства:
«Идеология информационного общества предполагает кардинальные изменения в системе информационной политики субъекта социально-политических отношений, стратегии его поведения в информационном обществе — стратегии, отражающей возможные варианты поведения (функционирования) данного субъекта (социальной, политической системы) в современном информационном мире.
В информационном обществе возможны следующие варианты такой стратегии поведения:
1. Оборонительная, которая характеризуется акцентом на защите информации, контроле доступа и ограничением внешних контактов.
2. Наступательная, характеризующаяся акцентом на активном противодействии с двумя типами возможностей: прямыми атаками на вражеские информационные системы и предоставлением дезинформации его системам.
3. Количественная, характеризующая способность перемещать и использовать большие массивы информации по огромным инфраструктурам.
4. Качественная, характеризующаяся акцентом на информационном менеджменте, в результате чего управление информацией становится лучше, чем у конкурентов.
5. Впитывающая, характеризующаяся вниманием к сбору и впитыванию больших объемов информации. Выигрыш в этом случае приходит за счет экономии на исследованиях, поскольку активно отслеживается чужая инновационная деятельность.
Важнейшим результатом формирования информационного общества стало возникновение информационного пространства социальных систем, в котором развернулась острая борьба за достижение информационного превосходства. Рассматривая информационное пространство с позиций синергетики, его можно представить как открытую самоорганизующуюся систему, включающую в себя огромное разнообразие информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии.
Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества: социально-политическую, экономическую, культурно- идеологическую. От этого уровня зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность. Связав и интегрировав (в различной степени) практически все страны мира, имеющие достаточно развитую инфраструктуру систем связи и телекоммуникаций, информационное пространство фактически стерло границы между странами, что является главным стимулом глобализации и одновременно, результатом этого процесса.
С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном обществе качество транс- граничности в силу отсутствия или неэффективности в информационном пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых разнесенностью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве земного шара и существованием природных и институциональных преград (океанов, гор, государственных границ и т. п.). В результате информационное пространство социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство «влияние» на «внутренние» процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных участников этих процессов».
А. В. Манойло отмечает возрастающую эффективность информационно-психологического противоборства в новых геополитических условиях, сложившихся к началу третьего тысячелетия:
«Геополитическая конкуренция в современном геополярном мире является основной формой выяснения отношений между геополитическими субъектами по поводу влияния на экономическое, политическое, социальное пространство и установление контроля над стратегическими источниками ресурсов, в результате которого одни субъекты получают преимущества, а другие его теряют, что отражается на состоянии их безопасности.
Информационная революция и формирование информационного общества привели к распространению такого соперничества на информационно- психологическое пространство, в котором заметно меняется содержание геополитической конкуренции — как через изменение содержания собственно вооруженной борьбы, так и через пересекающееся с ней, но не совпадающее полностью информационное противоборство. Информационное противоборство является в современных условиях эффективным средством обеспечения геополитического баланса. Решение практических задач геополитической конкурентной борьбы с использованием, в том числе, методов информационного противоборства позволяет, в частности, даже слабым государствам и коалициям сохранять относительную независимость в виде выбора собственного внешнеполитического курса и возможность давать достойный (асимметричный) ответ на вызовы конкурирующих геополитических субъектов.
Преобразование традиционной системы социальных отношений индустриального общества в систему отношений общества информационного сопровождается коренными изменениями облика сформировавшейся в условиях системы ценностей (парадигмы) индустриального общества многополярной геополитической картины мира и характера, содержания, принципов и приоритетов геополитической конкуренции. Информационно-психологическая борьба субъектов геополитической конкуренции становится определяющим фактором в формировании геополитического баланса сил конкурирующих геополитических образований, вносит новые закономерности формирования новых (и разрушения прежних) геополитических центров силы, полюсов, геополитических союзов и коалиций, приводит к изменениям стратегического значения параметров и категорий, определяющих геополитическую мощь и значение субъектов конкуренции.
Одним из таких приоритетов в настоящее время является использование арсенала сил, средств и методов информационно-психологического воздействия (в том числе, средств и методов информационно- психологической войны как наиболее опасной и агрессивной формы такого воздействия) в качестве основного инструмента достижения геополитического превосходства.
Использование информационно-психологической войны в рамках концепции и идеологии геополитической конкуренции определяет её цели, задачи, сущность и содержание, средства и методы нападения и защиты, а также — основные принципы разработки, организации, подготовки и проведения тайных информационно-психологических операций».