Рассматривая финансовую систему, мы отмечали, что сфера государственных финансов состоит, в частности, из государственного бюджета, который охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.
Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с государством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках государства концентрируется определенная доля национального дохода (отчисления в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть распределена для нужд воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких, как управление, оборона, социально-культурное развитие. В процессе функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фонде страны, величина которого зависит от потребностей общества в развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, структурных сдвигов в экономике.
|
|
По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
В целом, можно сказать, что государственный бюджет – это законодательно учрежденный баланс доходов и расходов государства, предусмотренный на один год исходя из прогноза потребностей страны и результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка.
Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет связан с обособлением части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государственный бюджет в отличие от финансовой системы в целом перераспределяет лишь имеющуюся у него часть национального дохода (а не все национальное богатство) между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропорциях, определяемых в первую очередь потребностями расширенного воспроизводства в целом и финансовой политикой государства.
|
|
Бюджет состоит из доходных и расходных статей.
Расходование государственного бюджета – это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.
В целом представить основные статьи доходов и расходов бюджета можно в следующей таблице:
Доходы | Расходы |
Налог на прибыль предприятий | Финансирование экономики |
Налог с продаж | Социально-культурные программы |
Местные налоги | Научно-технические программы |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | Оборона |
Рентные платежи | Управление |
Неналоговые доходы | Целевые программы |
Подоходный налог | Кредиты и помощь другим |
Средства ссудного фонда | государствам |
Прочие | Прочие |
Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете объективно обусловлены видом модели социально-экономического развития. В экономически развитых странах в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры в отсутствии военно-политической напряженности структура расходов приблизительно выглядит следующим образом:
1) Социальные услуги: здравоохранение, образования, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей (40-50%).
2) Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ (10-20%).
3) Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики: поддержка ВПК, содержание дипломатических и разведовательных служб, займы иностранным государствам (10-20%).
4) Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов – полиции, юстиции, судов и т.д. (5-10%).
5) Платежи по государственному долгу.
Бюджетные доходы делятся на:
· обычные;
· чрезвычайные.
Чрезвычайные доходы – это нерегулярные поступления средств от приватизации объектов государственного сектора, продажи прав пользования общественной или государственной собственности. Чрезвычайными поступлениями, ставшими в большинстве стран регулярными, являются также государственные займы.
Структура обычных доходов государственного бюджета обычно такова:
1) Налоги, в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор (75-85%).
2) Неналоговые поступления – доходы от государственной собственности и государственного сектора в экономике, доходы от государственной торговли (5-8%).
3) Взносы в государственные внебюджетные фонды, социальное страхование (10-12%).