Госбюджет: статьи доходов и расходов

Рассматривая финансовую систему, мы отмечали, что сфера государственных финансов состоит, в частности, из государственного бюджета, который охваты­вает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.

Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отноше­ния, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с госу­дарством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюд­жетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей меж­ду секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями на­родного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствова­ния (федеральный, республиканский, местный).

Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках государства концентрируется определенная доля национального дохо­да (отчисления в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть рас­пределена для нужд воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких, как управление, оборона, социально-культурное развитие. В процес­се функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фон­де страны, величина которого зависит от потребностей общества в развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, структурных сдвигов в экономике.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денеж­ные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуще­ствления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспе­чения обороны страны и управления обществом.

В целом, можно сказать, что государственный бюджет – это законодательно учрежденный баланс доходов и расходов государства, предусмотренный на один год исходя из прогноза потребностей страны и результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка.

Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет свя­зан с обособлением части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государственный бюджет в отличие от финансовой системы в целом перераспределяет лишь имею­щуюся у него часть национального дохода (а не все национальное богатство) между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропор­циях, определяемых в первую очередь потребностями расширенного воспроиз­водства в целом и финансовой политикой государства.

Бюджет состоит из доходных и расходных статей.

Расходование государственного бюджета – это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.

В целом представить основные статьи доходов и расходов бюджета можно в следующей таблице:

Доходы Расходы
Налог на прибыль предприятий Финансирование экономики
Налог с продаж Социально-культурные программы
Местные налоги Научно-технические программы
Доходы от внешнеэкономической деятельности Оборона
Рентные платежи Управление
Неналоговые доходы Целевые программы
Подоходный налог Кредиты и помощь другим
Средства ссудного фонда государствам
Прочие Прочие

Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете объективно обусловлены видом модели социально-экономического развития. В экономически развитых странах в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры в отсутствии военно-политической напряженности структура расходов приблизительно выглядит следующим образом:

1) Социальные услуги: здравоохранение, образования, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей (40-50%).

2) Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ (10-20%).

3) Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики: поддержка ВПК, содержание дипломатических и разведовательных служб, займы иностранным государствам (10-20%).

4) Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов – полиции, юстиции, судов и т.д. (5-10%).

5) Платежи по государственному долгу.

Бюджетные доходы делятся на:

· обычные;

· чрезвычайные.

Чрезвычайные доходы – это нерегулярные поступления средств от приватизации объектов государственного сектора, продажи прав пользования общественной или государственной собственности. Чрезвычайными поступлениями, ставшими в большинстве стран регулярными, являются также государственные займы.

Структура обычных доходов государственного бюджета обычно такова:

1) Налоги, в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор (75-85%).

2) Неналоговые поступления – доходы от государственной собственности и государственного сектора в экономике, доходы от государственной торговли (5-8%).

3) Взносы в государственные внебюджетные фонды, социальное страхование (10-12%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: