Методологическая характеристика научного исследования

Методологией называется совокупность приемов, методов процесса исследования для решения темы. Это система методов - операций, необходимых для производства исследований, изложенная в определенной последовательности и с увязкой этих операций. Общей методологической основой научного исследования является диалектический метод. Однако он не замещает частных методов исследования, а выступает в них и через них. Диалектический метод является средством ориентировки в эмпирическом материале, он направляет исследование на использование познавательных приемов, частных методов в их взаимодействии. Методология отражает общий ход решения научно-исследовательской задачи с разбивкой его по этапам и в конечном итоге представляет собой проект научного исследования. К методологии предъявляются определенные требования.

Во-первых, исследование вопросов темы и их решение должны рассматриваться в развитии. Методология должна быть основана на взаимодействии теории и практики. И теория, и практика, должны получить свое определенное и законное место в методологии. Должна быть изложена гипотеза и проектируемый эксперимент с доказательством, зачем он нужен и каково будет его содержание. Рассматривая методологию как проект научного исследования, следует отметить такой общий ход процесса: проработка литературных и других источников, теоретическая разработка предварительного (предположительного) решения (гипотеза), экспериментальные работы, далее обоснование решения и выводов. Характеристика исследования, по которой ученый может сверять и оценивать свою работу - это проблема, тема актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики, а так же логика исследования, объектом которого является деятельность.

Прежде всего, необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучать. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Далее идут остальные десять характеристик и вопросы к ним:

- Тема: как это назвать?

- Актуальность: Почему именно эту проблему нужно в настоящее время
изучать?

- Объект исследования: что рассматривается?

- Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие
ему отношения, аспекта и функции выделяет исследователь для изучения?

- Цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в
общих чертах видится этот результат еще до его получения?

- 3aдачи: что нужно сделать, чтобы цель была доступна?

- Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что
исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

- Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было
сделано, какие результаты получены впервые?

- Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки
вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее
содержание?

- Значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно
исправить с помощью полученных ходе исследования результатов?

Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и конкретизируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая так или иначе должна отражать движение от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвигаемые проблемы и формулировка темы предполагает определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает эмпирическую область, избранную для изучения, а предмет - аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет - это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Хотя ответ на вопрос о новизне результатов исследования, выделяемый как специальная его характеристика, можно дать лишь после получения этих результатов, подводя итоги работы в целом, в конце, а не в начале. То же можно сказать и о гипотезе. Она не может быть содержательна, сформулирована в начале исследования, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Хотя гипотеза - не итог, а как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза - это недосказанная теория.

Доказательство - сложное и нередко длительное дело. Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать и взаимно дополнять друг друга. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступает показателем качества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: