В автотранспортных предприятиях страны широкое распространение получили осмотровые канавы в качестве средств обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта. В самом начале автомобилизации нашей страны ввиду отсутствия подъемников альтернативы им не существовало. Однако и в последующие годы, когда подъемники нашли широкое применение как за рубежом, так и у нас в стране, в наших автотранспортных предприятиях все еще предпочитали строить осмотровые канавы и до настоящего времени они занимают преимущественное место.
Объясняется это, с одной стороны, субъективными причинами: сложившимися традициями и привычками, низкой технической культурой исполнительского персонала и руководства автохозяйств, а с другой стороны — наличием объективных причин: недостаточное количество выпускаемых отечественной промышленностью подъемников, наличием у них конструктивных недостатков, практическим отсутствием необходимой оснастки для постов, оборудованных подъемниками напольного типа, а также ввиду некоторых определенных преимуществ осмотровых канав.
Рисунок 3.1 - Классификация осмотровых канав
Длина канавы должна быть не менее длины автомобиля, но не превышать ее больше, чем на 0,5-0,8 м.
Глубина должна учитывать дорожный просвет автомобиля и составлять для легковых автомобилей— 1,4 м, а для грузовых автомобилей и автобусов — 1,2—1,3 м.
Ширина межколейных канав обычно не более 0,9-1,1 м.
Узкие межколейные канавы обладают наибольшей универсальностью, то есть могут быть использованы для обслуживания и ремонта всех типов автомобилей. Они наиболее просты по устройству, но наименее удобны для работы. Их используют в небольших автохозяйствах.
Узкие межколейные траншейные канавы оборудуются траншеей, которая для удобства сообщения канав с помещением и между собой соединяет несколько параллельно расположенных канав. При этом у тупиковых канав траншею делают открытой, а у проездных перекрывают сверху, что обеспечивает сквозной проезд автомобилей. Открытые траншеи должны иметь ширину не менее 1 м и не более 2 м (при наличии в ней верстаков и другого технологического оборудования). Глубина открытой траншеи — 1,2—1,6 м, закрытой — не менее 1,8 м от пола до низа выступающих частей покрытия траншеи.
Открытая траншея должна быть ограждена перилами высотой не менее 0,9 м. Для входа и выхода из траншеи делают не менее одной лестницы на каждые пять канав.
Канаву окаймляют внутренней железобетонной ребордой толщиной 100 мм, или металлической — толщиной 20-25 мм, высотой не более 150 мм, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (колесоотбоем) для выравнивания колес автомобиля при заезде на канаву. Для фиксации продольного перемещения автомобиля и предотвращения въезда автомобиля в соединительную траншею в конце тупиковых канав делают упор под передние колеса (въезд на тупиковую канаву разрешен только передним ходом).
Широкая канава с колейным мостиком имеет ширину, превышающую ширину автомобиля, оборудуется двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля. Длина канавы делается на 1—1,2 м длиннее обслуживаемого автомобиля, ширина — 1,4 — 3 м. Для работы сбоку предусматриваются съемные трапы. Такие канавы позволяют обслуживать только автомобили, имеющие примерно равную ширину колеи.
Широкие канавы с вывешиванием колес имеют ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля. Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передним и задним мостами на опоры тележек, катящихся по рельсовому пути, проложенному по середине канавы. Для работы сбоку предусматриваются съемные трапы, перекрывающие пространство между рельсами и продольными стенками канавы. Эти канавы не получили широкого распространения из-за сложности заезда на канаву.
В нишах стен канав (узких, широких) устанавливают низковольтные (до 42 В) светильники. В нишах сухих, облицованных плиткой канав допускается установка люминесцентных светильников с напряжением 220 В. При этом достигается заметная экономия электроэнергии.
Канавы должны вентилироваться и обогреваться притоком теплого воздуха, имеющего температуру 16 - 25 °С, подаваемого в количестве не менее 200 м3/ч на каждый метр длины канавы (при скорости 2-2,5 м/с) и направленного под углом 45° к плоскости пола.
Для удаления отработавших газов канавы должны иметь специальные вытяжные устройства.
В зависимости от назначения канавы оборудуются подъемными приспособлениями (канавными подъемниками), передвижными воронками для слива отработавшего масла и приспособлениями для заправки маслом, смазками, водой и воздухом.
Как уже отмечалось выше, использование канав объясняется некоторыми их существенными преимуществами в сравнении с напольными подъемниками:
· осмотровые канавы универсальны, на них можно обслуживать практически любые марки автомобилей;
· осмотровые канавы обеспечивают более широкий фронт работ при обслуживании одного автомобиля, так как операции можно выполнять одновременно сверху, сбоку и снизу, чего нельзя организовать на обычных подъемниках без балконов;
· канавы не требуют дополнительных расходов на электроэнергию (кроме освещения и подачи сжатого воздуха для силовых установок);
· осмотровые канавы практически не требуют обслуживания и ремонта, или эти затраты не велики, тогда как подъемники нуждаются в постоянном техническом обслуживании и ремонте с соответствующими затратами времени, материалов и средств;
· канавы не требуют высоких потолков зданий, как это необходимо при работе на напольных подъемниках, поднимающих автомобиль на высоту 1600—1800 мм;
· осмотровые канавы не лимитированы грузоподъемностью; в случае необходимости на них могут обслуживаться автомобили с грузом;
· не требуются затраты времени на поднимание и опускание автомобиля.
· удобство расположения емкостей для централизованной подачи масел и смазок, а также инструмента и запасных частей в специализированных нишах.
И все же массовое использование осмотровых канав нельзя считать оправданным, так как это не соответствует современным требованиям по условиям труда обслуживающего персонала и является тормозом для внедрения на АТП современных технологий проведения технического обслуживания и текущего ремонта.
Основные недостатки осмотровых канав заключаются в следующем:
· осмотровые канавы не обеспечивают в полной мере свободный доступ ко всем узлам и агрегатам автомобиля, так как ограничивают свободу действий рабочих;
· рабочие вынуждены многократно за смену спускаться в канаву и подниматься из нее за инструментом, деталями и материалом, что занимает значительное время, отрицательно влияет на работоспособность рабочих и, в конечном итоге, снижает производительность труда;
· фиксированная глубина канавы и ограниченная ее ширина, недостаточная освещенность и вентиляция, скопление пыли, грязи, масел, обтирочных материалов — все это ухудшает условия труда рабочих и также снижает производительность труда, не отвечает санитарно-гигиеническим нормам, является одной из причин травматизма; кроме того, при отсутствии на канаве автомобилей не исключается также падение в нее человека;
· осмотровые канавы могут быть применены только на первых этажах зданий, не имеющих подвалов;
· на канавах усложняется, в случае необходимости, изменение технологического маршрута ТО иТР;
· поддержание канав в постоянной чистоте затруднительно и требует дополнительного вспомогательного персонала; требуется также поддержание в исправном состоянии лестниц, ограждений траншей и вентиляции канав.