На ПТС и в автомастерских домкраты применяются для частичного вывешивания автомобилей (одного колеса или двух колес одной оси) и при выполнении работ по снятию или установке агрегатов на автомобиле, поднятом на подъемнике. По своему функциональному назначению домкраты для вывешивания колес автомобиля различают на траверсные домкраты, предназначенные для установки на платформенные подъемники, и мобильные домкраты, работающие автономно с пола помещения или с земли на открытой территории.
Согласно представленной классификации домкраты можно подразделить (рисунок 3.23):
по принципу действия: механические, гидравлические, пневматические;
по типу привода рабочих органов: с ручным, ножным,
пневматическим и электрическим приводом; - по области применения: дорожные и гаражные;
по кинематической схеме передаточного механизма: рычажные, штоковые, реечные, винтовые,
параллелограмные;
по типу передачи: шестеренчатые, червячные, цепные и т.д.
Траверсные домкраты имеют различные виды привода: пневматический от централизованной сети, гидравлический мускульный и пневмогидравлический с питанием от пневматической централизованной сети, — и два вида подъемных механизмов — ножничный и плунжерный. Страховочные механизмы в домкратах не предусматриваются.
Автономно работающие домкраты для вывешивания части автомобиля можно разбить на четыре группы:
подкатные гидравлические домкраты с мускульным приводом и рычажным механизмом подъема;
подкатные, гидравлические домкраты с мускульным приводом и плунжерным цилиндром;
переносные гидравлические домкраты с мускульным приводом и плунжерным цилиндром;
— пневматические домкраты с сильфонным механизмом подъема.
Гидравлические монтажно-демонтажные домкраты представляют собой телескопические стойки с гидравлическим плунжерным механизмом подъема.
Все гидравлические домкраты имеют одинаково устроенный гидравлический механизм, основанный на замкнутой схеме «насос—цилиндр» (рисунок 3.24). В гидроцилиндре обе полости — рабочая и резервуар, заполнены маслом под атмосферном давлением. Когда перепускной клапан закрыт, то, перекачивая масло плунжерным насосом из резервуара в подплунжерную полость, создают в ней избыточное давление, которое заставляет плунжер подниматься и преодолевать полезную нагрузку. При открытии перепускного клапана плунжер опускается в исходное положение, уравнивая давления масла в обеих полостях.
Рисунок 3.24 - Принципиальная гидравлическая схема домкрата: 1— гидроцилиндр силовой; 2— резервуар; 3— клапан обратный; 4— перепускной клапан; 5— плунжерный насос с ручным приводом