Теоретические аспекты категории «собственность»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что государственная собственность является одним из важнейших элементов любой экономической системы, и фактором устойчивого развития страны и гарантом сохранения национального богатства.

Весьма актуальной является потребность в политико-экономическом исследовании сути, особенностей образования, направлений трансформации, а также перспектив развития государственной собственности. Такое исследование позволит получить целостную картину о роли государственной собственности в экономике страны, а также выявить ее характеристики на каждом этапе развития. Кроме того, данное исследование позволит наиболее адекватно отобразить структурные сдвиги, которые осуществляются в системе отношений собственности, а также более глубоко познать сущность социально-экономических преобразований, которые осуществляются не только в РФ, но и в развитых странах.

Целью данной курсовой работы является изучение государственной собственности как экономической категории, ее роли в рыночной экономике.

Для реализации, поставленной в данной курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретические аспекты собственности как экономической и правовой категории;

— изучить понятие государственной собственности, ее функции и место в экономике;

— рассмотреть особенности функционирования государственной собственности в развитых странах;

— исследовать особенности функционирования и перспективы развития государственной собственности в РФ.

Объектом исследования в данной курсовой работе является государственная собственность.

Предметом исследования в данной курсовой работе является роль государственной собственности в экономике.

В данной работе были использованы такие общенаучные приемы исследования, как анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование и системный подход.

В исследовании использовались данные статистики РФ и развитых стран, нормативно-правовые документы, публикации периодической печати, а также учебные пособия.


ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Теоретические аспекты категории «собственность».

В реальной жизни собственность представляет собой многогранным явлением. Основными проявлениями понятия «собственность» выступают правовая и экономическая грани.

Как экономическая категория собственность проявляется в форме отношений между людьми по вопросам пользования, владения, распоряжения и отчуждения, экономических благ.

Необходимо отметить, что как экономическая категория собственность — это не сами по себе продукты или средства производства и не отношение группы людей или отдельного человека к ним, а отношение между людьми.

Проявляется содержание данных отношений в свободном владении, пользовании и распоряжении имуществом, материальными благами, отдельной вещью или вещами. Владение — это фактическое обладание определенными материальными благами и средствами, вещью, их нахождение у определенной группы лиц или одного человека. Под пользованием понимается потенциальная, беспрепятственная возможность или фактическое извлечение полезных свойств из отдельной вещи. Под распоряжением понимается то, как собственник определит судьбу принадлежащего ему имущества или вещи, а также его решение об их изменении или отчуждении.

Основной круг проблем, образующихся при исследовании собственности как правовой категории:

1) Проблемы, которые связаны с сущностью, понятием и содержанием права собственности.

2) Проблемы, связанные с объектами и субъектами права собственности.

3) Проблемы, связанные с формами собственности, а также с их правовыми режимами, порядком и условиями приобретения и прекращения права собственности и изменениями правового режима собственности.

4) Проблемы, связанные с бременем содержания и риском гибели собственности.

5) Проблемы, связанные с ответственностью и защитой права собственности.

Право собственности определяется в основном как система юридических норм, которые регулируют общественные отношения, образующиеся по поводу собственности как экономической категории (владения, пользования и распоряжения).

Экономический подход к содержанию собственности имеет следующие особенности:

1. Экономическая наука, прежде всего, изучает приобретение и движение благ (средств и результатов экономической деятельности) в ходе производства, распределения, обмена, потребления. Поэтому экономическую науку непосредственно не интересует приобретение благ путем завоевания, дарения, наследования, искания кладов, воровства и т.п., хотя все эти способы сами по себе могут иметь определенное экономическое значение.

2. Для экономического подхода принципиален объект приобретения. Разделение всех объектов на факторы, условия и средства производства, с одной стороны, и потребительские блага — с другой, имеет решающее социально-экономическое значение. Так, лицо, монопольно приобретающее специфические условия производства (уникальные невоспроизводимые или трудновоспроизводимые условия производства или разрешительные права), получает особый социальный статус по отношению к другим людям, имеющим такие же права и свободы, но не имеющим такой возможности. В таком же особом положении оказывается владелец уникальной оперативной информации на денежном, финансовом и иных рынках.

3. Для раскрытия экономического содержания собственности особое значение имеет характер соединения рабочей силы со средствами производства. В этом процессе экономическая власть одних участников отношений собственности неизбежно порождает экономическую зависимость других. Последние могут получить доступ к необходимым условиям экономической деятельности, соединиться со средствами производства (которые монополизированы тем или иным способом), лишь с одобрения лица, владеющего этими средствами производства, и на тех условиях, которые его устраивают.

4. Понятия «присвоение» и «отчуждение», через которые раскрывается сущность отношений собственности, означают приобретение блага одним субъектом и утрату этого блага другим субъектом. Если в противоположном направлении движется эквивалентное количество другого блага, «присвоение — отчуждение» имеет форму обмена. Если движение благ носит одностороннюю направленность или имеет место вынужденно неэквивалентный встречный поток, то присвоение носит безвозмездный характер и основано на безвозмездном отчуждении. Примером может служить производство продукции рабом, крепостным крестьянином или юридически независимым наемным работником на ферме, принадлежащей другому лицу.

5. В юридическом и экономическом подходах используется понятие «распоряжение», но в разных смыслах. В юридическом аспекте подразумевается возможность определения судьбы вещи (продажи, дарения, уничтожения и т.д.), а экономический смысл распоряжения состоит в создании условий для реального присвоения результатов деятельности – распределения доходов.

6. Важнейшей экономической формой реализации собственности, ее результативности и внешним экономическим признаком собственности являются доходы. Формы доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент) связаны с положением собственников как следствие и причина. Принципиальным является то, что доходы («плоды собственности») принадлежат тому, кто присвоил сам процесс их образования.

Связи между субъектами и объектами собственности раскрываются в категориях «владение», «пользование», «распоряжение», выступающих одновременно и как юридические (правовые), и как экономические категории.

Например, в Гражданском кодексе РФ подчеркивается, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статья 209). Там же определены субъекты права собственности: ими могут быть граждане (физические лица), юридические лица, государство и муниципальные образования (статья 212).

Владение — это физическое обладание вещью. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор, административный акт). Однако владение, взятое в отдельности, еще не является собственностью в социально-экономическом смысле этого слова. Иногда владение превращается в формальное право, которым владелец не пользуется или не знает, как им пользоваться, и не стремится к этому.

Пользование — означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделенными между разными субъектами, когда пользоваться вещью можно и не будучи ее собственником (владельцем). Например, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем. Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещанием).

Распоряжение — высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности. Распоряжение предполагает право и возможность поступать по отношению к объекту любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект или даже ликвидации. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, мены одной вещи на другую, дарения и т.д.). Фактически собственник становится таковым, получив права и реальную возможность, правомочия распоряжаться объектом собственности.

Согласно п.2 ст.8 и п.2 ст.9 Конституции РФ частная, государственная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом.

Особенности владения, приобретения и прекращения права собственности, пользования и распоряжения имуществом могут устанавливаться только законодательно (п.3 ст. 212 ГК РФ).

Существует большое многообразие форм собственности. Но для широкого круга людей различают две основные формы: частная и общественная форма собственности.

1.2. Место государственной собственности в экономической системе.

Государственная собственность состоит из всего имущества, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам.

В Конституции РФ вопросы собственности затрагиваются в ст.8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня - федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.

Законодательство субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью (как правило, исключаются из предмета регулирования бюджетные отношения, отношения, связанные с использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами); круг объектов государственной собственности; называет государственные органы, уполномоченные ею управлять; описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

Государственная собственность выполняет ряд важнейших для экономики функций:

1) Формирует материальные предпосылки с целью обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Возможно это по той причине, что государству в основном принадлежат отрасли и сферы экономики, которые имеют общенациональное значение, а также ключевые отрасли промышленной инфраструктуры. К примеру, в Японии, Франции и Канаде в государственной собственности полностью находятся электроэнергетика. Железнодорожный транспорт является государственной собственностью в Италии, Франции, Испании, Швеции и Австрии. Довольно часто государство является собственником основных природных ресурсов, историко-культурных и интеллектуальных ценностей. Правительством страны финансируются фундаментальная наука, разработка и интеграция высоких технологий, а также государству принадлежит основная часть информационной продукции.

2) Государственная собственность позволяет государству быть автономным элементом в экономических правоотношениях с иными субъектами собственности внутри государства и за рубежом, является гарантом большинства внутренних и международных соглашений, а также межгосударственного залогового права.

3) Государственная собственность обеспечивает работу капиталоемких отраслей, сфер экономики и производств, которые имеют высокий уровень обобществления и требуют таких инвестиций, объем которых не под силу частному капиталу (к примеру, космическая промышленность, экономическая безопасность, современная информационная связь и т.д.).

4) Правительство страны формирует благоприятные условия с целью развития частного предпринимательства, принимая на себя долю затрат в тех областях, которые не выгодны частному предпринимательству. К примеру, рынок ни в одной стране не способен обеспечить в аграрной сфере оперативного управления воспроизводством.

5) Государственная собственность обеспечивает производство общественных благ, деятельность некоммерческой социальной сферы, а также обеспечивает национальную безопасность.

6) Государственная собственность устраняет негативные последствия экономического кризиса, мобилизуя ресурсы на оперативный выход из них посредством снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, производя интервенцию закупок товара и национализируя собственность обанкротившихся компаний.

На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.

Унитарное предприятие- это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия с частично ограниченными правомочиями имущества по распоряжению, пользованию и владению. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие к которому относится нераспределенное государственное имущество. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Необходимые для государственных расходов средства приобретаются различными способами. Два основных сводятся к следующему:

1. выделение государственного имущества из народного достояния;

2. требование от граждан выделения части их имущества государству.

Имущество государства состоит из разных видов доходной собственности: поземельной, промышленной и т.д. Законодательство называет объектами федеральной государственной собственности объекты, которые являются достоянием государства:

1. объекты оборонной производственной сферы;

2. объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности федеральных органов власти и решения общегосударственных задач;

3. объекты, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности народного хозяйства;

4. другие объекты стратегической важности (фармацевтические, медико-биологические, спиртопроизводящие предприятия).

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.

Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированым сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Распределяются крупные предприятия народного хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетического и атомного машиностроения, научно-исследовательские организации, предприятия радиовещания и телевидения и др.

Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.

Защита государственной собственности в политике страны является одним из важнейших факторов обеспечения ее экономической самостоятельности и независимости. Система управления государственной собственностью нацелена на создание мощных экономических стимулов для рациональной организации использования и дальнейшего воспроизводства госсобственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: